Цветовое тело Рунге.


Филипп Отто Рунге (1777—1810 гг.), выдающийся живописец романтической школы, был современником Гёте. Он внес значительный вклад в учение о цвете. Он понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга или полосы спектра и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус.

На линии экватора Рунге нанес чистые цвета цветового круга. На северном полюсе он расположил белый цвет, а на южном — черный. На меридианах (используя градусы долготы) ему удалось представить все цвета, получающиеся при смешении чистых цветов с белым и черным. Внутри шара систематически распола­гались все замутненные цвета. Рунге впервые в истории увязал распо­ложение цветов в пространстве с их эстетически-художественным использованием.

Схематическое изображение цветового тела Рунге
Как художника его занимал вопрос применения малонасыщенных цветов (с более или менее значительной примесью серого) при изображении цветовой перспективы. Он использовал в своей си­стеме в качестве типичных цветовых рядов так называемые ряды цветов для дальнего плана. Это поперечные линии, которые про­ходят по продольному разрезу цветового глобуса от чистых цве­тов на поверхности шара к серым цветам в области ахроматической оси. Размещение цветов в прост­ранстве, предложенное Рунге, впоследствии претерпело ряд усовершен­ствований, однако основной принцип размещения всего многообразия цветов в трехмерной системе был признан правильным и заимствован всеми его последователями.

 

Из переписки Рунге с Гёте видно, что их взгляды на воздействие цвета на человека совпадали.