Основные периоды развития науки о цвете.


Краткий исторический обзор развития науки о цвете.

1. Основные периоды развития науки о цвете.

2. Понимание природы и сущности цвета в античной Греции.

3. Открытия Ньютона.

4. Идеи Гёте о воздействии цвета на человека и гармонии цветов.

5. Цветовое тело Рунге.

6. Влияние медицины на учение о цвете в XIX веке.

6.1. Открытие Гельмгольца.

6.2. Теория Геринга о восприятии цвета.

7. Систематизация цветов по Оствальду.

8. Современное состояние учения о цвете.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Вышейшая школа, 1984.

2. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Стройиздат, 1971.

 

 

Рассматривая историческое развитие науки о цвете, можно выделить три основных периода, которые отличаются различным толкованием природы цвета. Первый характеризуется отсутствием точного научного подхода к явлениям природы; второй — период научного познания различных частных обла­стей и, наконец, третий — период создания научных систем.

При первом знакомстве с учением о цвете кажется странным, что на его развитие столь малое влияние оказали художники. Но исторический обзор этого учения показывает, насколько тесно проблема цвета свя­зана с вопросами света, зрения и с областью эмоциональных пережива­ний человека.

Изучением этих вопросов в свое время занималась философия и лишь позднее — естественные и технические науки.

В эпоху античности и средневековья уже были достигнуты значи­тельные успехи в области использования цвета. Объясняется это глав­ным образом тонким чувством цвета; о природе же цвета в те времена имелись лишь весьма смутные представления.

Лишь Исаак Ньютон положил конец этому, донаучному периоду в истории развития учения о цвете и создал фундамент для этого учения, основанный на законах естествознания. Этот первый шаг, конечно, не мог помешать тому, что и в последующее вре­мя еще часто встречались ненаучные представления о цвете.

В учении о цвете переплетаются философские, эстетические и естественнонаучные проблемы. Весьма затрудняет изучение вопросов цве­та тот факт, что все эти науки имеют разные способы рассмотрения явлений, разные методы исследования и, наконец, разную терминоло­гию.

Третий, современный период (начиная с Вильгельма Оствальда) характеризуется развитием всеобъемлющей теории, усовершенствова­нием колориметрии (измерения цветов), систематизацией цветов, а так­же накоплением значительного опыта в области цветового оформления пространства. Это создает возможность научно обоснованного, целенаправленного применения цвета во всех тех областях, где есть потреб­ность в цветовом оформлении.