Эксперимент как метод познания.


Без критического метода и его правильного использования, – писал К.Н.Бестужев-Рюмин, – история как наука не может существовать. Все дело в том, что в истории ложь и заблуждение возможны в самом первоначальном источнике. Геолог может ошибаться, может даже лгать, но скалы и слои земные не лгут и не ошибаются»[9].

Критический метод

Лучше сказать не знаю, чем гадать. История – наука наблюдения, а не построения.

Принцип неумолимой точности, каждое отступление от которого рисуется Ф. де Кулажем не только легкомыслием или промахом, но и грехом или преступлением против науки. Надобно изучив памятники до мелочей, видеть в них только то, что они сами о себе говорят. Приступая к вопросу, начинать его с самого начала, опасаясь мнения предшественников, как и своего собственного заблуждения. Если в источниках есть пробелы, настоящий ученый обязан их констатировать, а не заполнять собственными измышлениями или неосторожно пользоваться сравнением с материалом, вырванным из другой среды.

Ф. де Куланж, занимался учреждениями и религией, был склонен смотреть на исторический процесс как исключительно «безличный», «слепой», и резко отрицает в нем самостоятельное значение деятельности исторической личности.

Историк не может уклониться от пользования вспомогательными приемами, отвергаемыми Куланжом, – конструкцией, сравнением, аналогией, предварительными синтетическими обобщениями и т.д.[8]

Неотделим от метода наблюдения критический метод.

Не должно быть в научном исследовании фактов без критики и критики без фактов.В первом случае грешил академик Михаил Петрович Погодин (1800-1875), а во втором Михаил Трифонович Каченовский (1775 – 1842), [проф. Московского университета, с 1837 г. ректор, академик Петербургской Академии Наук, в 1836 на годы редактор, «Вестника Европы». Труды о летописям о «Русской правде»]основатель «скептической школы» в русской историографии (не путать его с Дмитрием Ивановичем Каченовским, проф. Харьковского университета, юристом международного права (1827-1872/73).

Его использование в отличие от естественных наук в теории истории весьма ограничены. Он используется главным образом для доказательстваистинности или ложности каких-либо гипотез.

Например, Тур Хейердал на плоту «Кон-Тики» в 1947 г.с пятью спутниками проплыл по Тихому Океану от Перу до архипелага Тизанату, чтобы обосновать гипотезу о возможности заселения Полинезии (группы островов в центральной части Тихого океана) (Гавайские острова и др.) из Америки. Хейердал в 1969 и 1970 гг. организовал экспедиции на папирусных лодках «РА» и «РА – 2» от западных берегов Марокко к берегам Америки.Приведу еще один пример.

Американец С.Морисон в 1939-1940 годах повторил путь Х. Колумба. Руководствуясь судовым журналом Колумба, Морисон, достигнув западного полушария, установил степень точности записей и наблюдений, сделанных Х. Колумбом[10].

4. Метод аналогий. (От греч. аnalogia – соответствие, сходство) – сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах.