Основной задачей личностного роста является развитие самопознания — познание самого себя, становление адекватной самооценки, отношение к себе и развитие саморегуляции.


Лекция 6. Саморегуляция поведения в процессе межличностного общения.

 

Выделено 74 типичных состояния, характерных для учебной деятельности студентов. Из них 29 состояний — отрицательные (апатия—вялость, беспокойство—тревога, злость—озлобленность, раздражительность—нервозность и др.).

Анализ особенностей саморегуляции позволил выделить 26 разных способов и приемов. Несмотря на такое разнообразие, чаще всего студенты применяют несколько относительно простых способов.

Отключение — переключение стоит на первом месте по частоте использования в регуляции состояний.

Другой часто используемый способ саморегуляции — общение с друзьями и близкими, в процессе которого происходит освобождение от тягостных тревог, переживаний. Студент высказывается, изливает душу, решает свои проблемы или забывает о них. Использование общения как способа саморегуляции отрицательных состояний может рассматриваться как эмпирически ( основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент) найденный и стихийно сложившийся способ групповой психотерапии. Следующий по распространенности способ саморегуляции — использование самоприказов. Самоприказы вырабатывают своего рода четкую связь между внутренней речью и действием («Надо! Смелее! Держись!» и т. п.).

Таковы основные способы саморегуляции негативных состояний студентов. Кроме них студенты используют еще 22 различных способа и приема. Среди них довольно часто встречаются приемы логики, размышления и рассуждения (саморегуляция состояний агрессивности, безысходности, волнения, гнева, досады), а также рационализация, связанная с упрощением ситуации (чаще всего этот способ используется студентами при регуляции состояний страха, гнева, досады, нервозности, неприязни).

Интересно отметить мнение преподавателей в отношении применения студентами приемов саморегуляции. Примерно 40 % педагогов считает, что студенты не регулируют, не пытаются и не хотят учиться управлять своими состояниями, не используют никаких средств и приемов саморегуляции. В то же время другая часть преподавателей придерживается мнения о том, что студенты пытаются управлять и регулировать свои состояния. К основным способам и приемам саморегуляции, используемым студентами, они относят самовнушение, отключение — переключение, самоконтроль, самоанализ, пассивную саморегуляцию — разрядку (слезы у девочек), активацию положительных волевых состояний (сдержанности, решимости, собранности).

 

 

Анализ широты применяемых способов и приемов саморегуляции показывает, что наиболее разнообразными способами регулируются состояния страха, безысходности, волнения, печали, злости и нервозности (рис. 1).

 

 

Рис. 1. 1 — общение; 2 — отключение-переключение; 3 — двигательная активность; 4 — самоприказы; 5 — самовнушение; 6 — поисковая активность; 7 — концентрация внимания; 8 — рационализация; 9 — использование логики; 10 — реакция «освобождения» как перенесение своих тревог и забот на слушателя; 11 — пассивная разрядка (слезы); 12—самоубеждение; 13—сюжетное представление, использование образов; 14—«уход в себя»—самоанализ как средство защиты; 15 — пассивный отдых; 16 — двигательная разрядка; 17 — речевая разрядка; 18 — самоконтроль; 19 — расслабление.

 

Саморегуляция своих состояний студентами характеризуется преимущественным использованием четырех относительно простых способов. Это — общение как эмпирически найденный прием групповой психотерапии, волевая регуляция — самоприказы, регуляция функции внимания — отключение — переключение и двигательная (мышечная) разрядка. Наиболее широкий спектр способов и приемов используется в саморегуляции состояний страха, волнения, безысходности, печали—грусти, злости, нервозности—раздражительности.