Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация


Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх Мессинский выдвинул идею о трех последовательных стадиях развития общества: 1) первобытной охотничье-собирательной, 2) скотоводческой, 3) земледельческойЭти три стадии в XVIII в. были дополнены четвертой — коммерческой или торгово-промышленной. Данная концепция была материалистической в том смысле, что стадии определялись и различались по способам хозяйствования людей. Следует отметить, что в это время в науку прочно вошло понятие «феодализм», которое стали трактовать как политико-правовую систему организации общества на земледельческой стадии его развития, основанную на иерархии вассальных отношений и политической раздробленности страны.

Используя понятие феодализма, Сен-Симон предложил следующую схему непрерывного, поступательного развития общества: 1) первобытная стадия, 2) греко-римская античность, 3) феодальная стадия, 4) промышленное и научное общество. Сен-Симон удачно совместил свою схему стадий с делением европейской истории на древнюю, среднюю и новую, поэтому его схема выглядела более убедительной и привлекательной по сравнению с другими схемами стадийной эволюции общества.

Маркс рассматривал историю как последовательную смену общественных формаций. Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим базисом и политико-правовой надстройкой. Это не общество вообще, а определенный тип общественной организации, имеющий специфические законы возникновения, функционирования и перехода на другую, более высокую стадию. Это понятие охватывает все важнейшие стороны материальной и духовной жизни общества, но важнейшим структурным образованием формации является способ производства материальных благ, который определяет ее формирование, функционирование и развитие.

Теория общественно-экономических формаций позволяет, с одной стороны, отделить один этап развития общества от другого, например, капитализм от феодализма, а с другой, обнаружить черты сходства в общественном строе различных стран. Само по себе понятие формации не дает конкретных знаний ни об истории какой-либо страны, ни об истории человечества в целом, но оно позволяет изучать любое конкретное общество, потому что дает объективные критерии их выделения, разграничения и целостной характеристики. Понятие общественно-экономической формации служит основанием познания единства всемирной истории и присущих ей различий. Оно отражает и характеризует сущность исторического процесса, его единство и внутреннюю логику развития, а не конкретную историческую реальность во всем ее многообразии. Оно служит только средством изучения истории, но не шаблоном, под который исследователь подгоняет развитие конкретных исторических событий. Понятие формации характеризует не этапы развития каждого народа, а необходимые ступени исторического процесса, выражающие объективную тенденцию прогрессивного развития человечества. Учение К. Маркса об общественно-экономической формации — это открытие объективных законов восхождения человечества от примитивных форм существования, где человек был рабом природы и собственных общественных отношений к человеческой ассоциации, где развитие каждого станет условием развития всех.

Сейчас при исследовании общества довольно широко используется понятие «цивилизация». В современной научной литературе выделяют три основных значения понятия цивилизация.

1. Цивилизация как заключительная стадия социокультурной эволюции, сменившая стадию варварства. Цивилизационные достижения этого плана связаны с созданием письменности, юридических норм и законодательств, изобретением денег, рынка, машин и т. д.

2. Цивилизация как социокультурная общность людей или стран, сохраняющая свое своеобразие и уникальность на больших отрезках исторического времени, несмотря на все влияния и воздействия, которым она подвергается. Это определенный культурно-исторический тип общества. Тойнби насчитывал 21 такую цивилизацию.

3. Цивилизация как заключительный этап развития определенного типа культуры, когда органические связи сменяются механическими, искусственными связями, подрывающие естественные основы развития общества. В таком значении термин «цивилизация» употреблял О. Шпенглер, говоря о закате европейской культуры.

Сегодня понимание цивилизации как определенного этапа развития человечества многими исследователями признается недостаточно полным и точным. Не получило широкого признания и понимание цивилизации как упадка и деградации человеческой культуры.

В современном обществознании наиболее продуктивным считается понимание цивилизации как качественно своеобразной формы социокультурной эволюции человечества, характеризующей общество в его целостности и единстве как совокупности материальных, политических, социальных, духовных, нравственных, культурных отношений народа на определенной ступени его существования. Цивилизация основана на определенной общественной технологии и соответствующей ей культуре, сущность которой состоит в творческой деятельности и ее духовных и материальных результатах. Цивилизация характеризуется общественно значимыми ценностями, идеалами, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира, философским осмыслением действительности. Развитие цивилизаций, формирование ее особенностей не определяется однозначно материальными условиями. Оно тесно связано с характером духовного мира человека.