Проблема истины


Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина — это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность и относительность, всеобщность и конкретность как характеристики истинного знания.

Объективность истины означает независимость от человека и человечества содержания подтверждаемых практикой знаний.

Субъективность истины выражается в том, что человек в процессе познания создает и развивает научную картину мира, вырабатывает понятия, категории, научные теории.

Единство объективности и субъективности истины проявляется на всем пути научного познания, оно носит конкретно-исторический характер, его содержание непрерывно меняется, становится все более глубоким и всесторонним.

Относительная истина — это неполное и неточное знание, которое приближенно воспроизводит объективный мир.

Под абсолютной истиной понимается знание, которое тождественно самому предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она есть, во-1-х, результат познания отдельных сторон объекта, во-2-х, окончательное знание определенных аспектов действительности, в-3-х, то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания, в-4-х, полное, никогда целиком не достижимое знание о мире.

Абсолютная истина складывается из множества относительных истин. Каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная истина, т.к. в ней есть часть абсолютного знания. Единство абсолютной и относительной истин обусловливается их содержанием. Они едины благодаря тому, что и абсолютная, и относительная истины являются всегда истинами объективными.

Существует определенная связь между истиной и заблуждением. Гегель отмечал, что заблуждение выступает как момент развития истины. Отсюда и неизбежность закономерного появления заблуждения как порождение данного этапа развития истины и как доказательство движения того, истина впоследствии должна подвергнуться диалектическому отрицанию. Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна: с одной стороны, они тормозят процесс познания, а с другой – могут содействовать формированию проблемных ситуаций, разрешение которых способствует развитию науки. Например, алхимия в целом оказалась заблуждением, но своими опытами обеспечила открытие ряда свойств химических элементов, что в конечном счете привело к возникновению действительной науки — химии.

Всеобщность истины выражает единство мира в его многообразии и отражает вместе с тем его абсолютность. Но это отражение никогда не является исчерпывающим, полным и окончательным познанием всего бесконечного мира. Конкретность истины есть выражение соответствия истинного знания содержанию предмета в конкретных исторических условиях. Конкретность истины связана с ее объективностью. Конкретной может быть только истина, которая постигает объект во всей полноте его свойств и закономерностей.

Критерием истины является практика, которая проверяет соответствие знания объективно существующим явлениям и законам материального мира и в конечном счете решает вопрос о достоверности знания. Однако нельзя абсолютизировать роль практики как критерия истины, потому что процесс познания действительности бесконечен и практика может подтверждать только относительную истинность полученных знаний, их соответствие существующему уровню освоения человеком материального мира и его законов. Критерий практики так же, как и само познание, имеет исторически относительный характер.

Итак, истина есть процесс отражения в сознании человека бесконечного материального мира и его законов. Истина объективна по своему содержанию и соответствует конкретно-историческим условиям бытия, поэтому абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Не существует так же отдельно абсолютной и относительной истины. Существует только одна объективная истина, которая содержит в себе абсолютное и относительное знание.