Наземные свалки опасных отходов


Наземные свалки в планах управления отходами

От неконтролируемых к контролируемым наземным свалкам

Существование неконтролируемых мусорных свалок идентифицируется в качестве ключевой проблемы в

большинстве стран Восточной Европы, Средиземноморья и России.

Для улучшения ситуации уполномоченным органам необходимо в первую очередь произвести инвентариза-

цию существующих неконтролируемых свалок и присвоить им категории в зависимости от их потенциального

воздействия на окружающую среду. Затем уполномоченным органам предстоит оказывать давление для пос-

тепенного закрытия неконтролируемых свалок, несущих высокий риск для здоровья человека и состояния

окружающей среды. В течение переходного периода и с учетом экономических реалий в соответствующих

странах, такие свалки могут использоваться для хранения инертных отходов, подготавливая их к закрытию.

Введение законных обязательств в виде разрешений на законную эксплуатацию наземных свалок и предписы-

вание определенных минимальных природоохранных требований посредством таких разрешений могли бы

значительно уменьшить негативное давление на окружающую среду и привели бы – после завершения адек-

ватного переходного периода, необходимого по экономическим причинам, – к закрытию многих неконтроли-

руемых наземных свалок. Требования Директивы по Наземным Свалкам и Решение о Критериях Приемки От-

ходов могут служить необходимым справочником при составлении плана управления наземными свалками.

В долгосрочной перспективе неконтролируемые свалки должны быть заменены свалками, отвечающими

базовым природоохранным требованиям, таким как сбор сточных вод, опечатывание дна, сбор газов, конт-

роль за опасными веществами, что приведет к ограничению количества свалок и уменьшению несанкциони-

рованных сбросов отходов. Такая реформа требует значительных инвестиций в инфраструктуру, а также ква-

лифицированного персонала для инспектирования свалок и обеспечения соблюдения ими соответствующих

стандартов. Это все приводит к резкому возрастанию затрат на содержание свалок.

Особо остро стоит вопрос о закрытии несанкционированных свалок опасных (≪промышленных≫) отходов, име-

ющих гораздо более высокий загрязняющий потенциал для почв и грунтовых вод по сравнению со свалками

неопасных отходов. Так как такие свалки довольно распространены во многих восточноевропейских и среди-

земноморских странах, их перевод на статус официальных (разрешенных) становится высокоприоритетным.

Более того, запрет на сбрасывание опасных отходоввместе с обычными отходами жизнедеятельности

домохозяйств и построение свалок, предназначенных исключительно для опасных отходов, приобретает пер-

востепенное значение. Требования Директивы по Наземным Свалкам,предусматривающие присваивание

свалкам различных классов, в том числе Класса III для свалок опасных отходов, может служить руководством

для построения и эксплуатации таких свалок опасных отходов.

Кроме этого, рекомендуется разработка планов управления опасными отходами, которые, как указано в

Директиве по Опасным Отходам, могут быть частью общих планов управления отходами.

6.3 Отведение определенных потоков отходов от «легальных»