Информационное общество


Человек и информационное общество

В ХХ веке человечество вступило в новый этап своего развития, характеризуемый нарастанием темпа и масштабов технических изменений, ростом влияния технических наук на самые различные сферы человеческой деятельности. Развитие техники и технического знания все в большей степени определяет тенденции и ускоряет развитие самого общества. Сегодня бытие человека заметно меняется не только на протяжении человеческой жизни, но и на более коротких отрезках времени.

Изменения в сфере техники и технического знания, охватившие за два столетия практически весь мир, переводят общество в новое качественное состояние, идут процессы концентрации и глобализации жизнедеятельности, общественного сознания, культуры, пробивается своеобразное понимание переходного характера нынешнего человеческого общества, когда коренным образом меняется не только тип производства, но и весь строй жизни.

А.И. Ракитов, один из ведущих специалистов в нашей стране в области философии компьютерной революции, выделил в концепции информационного общества следующие моменты:

- в информационном обществе любой индивид или организация в любой точке страны в любое время может на основе компьютерного доступа и систем связи получить любую информацию, которая необходима для решения технических, социальных и личных проблем;

- в информационном обществе современные информационные технологии производятся и функционируют в доступном для человека режиме;

- информационное общество имеет возможность производить необходимые информационные ресурсы в том объеме, который мог бы поддерживать развитие науки и производства на современном уровне;

- в обществе происходит усиленная компьютеризация и автоматизация различных сфер промышленности и управления;

- изменяются радикальным образом социальные структуры, в информационной сфере количество работающего населения составляет не менее 50% общего числа занятых. При этом снижается количество работающих в традиционных сферах, производительность их увеличивается.

В последнее время наблюдается возрастание интереса к искусственному интеллекту, вызванное повышением требований к информационным системам. Умнеет программное обеспечение, умнеет бытовая техника. Мы неуклонно движемся к новой информационной революции, сравнимой по масштабам с развитием Интернета, имя которой – искусственный интеллект.

Японский социолог Дж. Масуда, развивая концепцию информационного общества, выдвинул идею появления нового человека – “человека интеллигентного”. Он считает, что мозг, сознание человека есть высший этап эволюционного развития. Именно используя мозг как высшее интеллектуальное устройство, человек мог победить всех своих биологических конкурентов. Биологические параметры мозга ограничивают усвоение информации. Здесь сказывается и объем биологической памяти, и возможности чтения, скорость произнесения речи и т.д. Все эти ограничения снимаются новыми информационным технологиями.

Понятию “человек интеллигентный” близко понятие “homo electronicus”(“хомо электроникус”). В этой модели будущего человека он в глобальном масштабе взаимодействует с новыми информационными технологиями, его деятельность протекает в информационно насыщенной среде. Роботизация и автоматизация освобождает человека от физического труда. Новые информационные технологии позволяют улучшить биоантропологические показатели человека, увеличить продолжительность жизни, сохранить творческую активность. Новые желания нового человека будут зависеть не от его физических способностей, выносливости, а от уровня информированности, умения владеть новыми информационными технологиями, функционировать в информационно насыщенном мире.

В информационном обществе создаются условия для большей независимости личного времени от времени общества. Работа с компьютером позволяет подключаться к банку данных, не выходя из собственной квартиры в любое удобное время суток; по-своему планировать свой рабочий день; экономить время жизни на перемещениях в пространстве и т.д.

Таким образом, следует выделить следующие парадоксы и противоречия времени информационного общества:

- противоречие между доступностью и закрытостью информации влечет за собой замену действительного времени иллюзорным;

- противоречие между возможностью творчества и навязыванием стереотипов мышления и поведения через компьютерные программы влечет за собой подчинение ритмам общества в ущерб индивидуализации времени.

Подведя итоги вышесказанному можно вывести, что информационному обществу присущи:

1. Характерные черты:

- решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

- главной формой развития является информационная экономика;

- в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

- информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

- сформировано единство всей человеческой цивилизации;

- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

2. Опасные тенденции:

- возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

- возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;

- усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

- увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

- усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.