Системы светофорной сигнализации
Системы железнодорожной сигнализации характеризуются в первую очередь их значностью, т. е. числом различных сигнальных показаний, используемых для регулирования движения поездов по прямому пути. Применяются двух-, трех- и четырехзначная системы сигнализации.
Наиболее простой является двухзначная сигнализация, при которой светофоры имеют лишь два сигнальные .показания: красный огонь при занятом впереди лежащем участке пути,и зеленый — при свободном. При этой системе сигнализации не создаются условия для уверенного вождения (поездов, поскольку информация о показании впереди находящегося сигнала заблаговременно на локомотив не передается и машинисты вынуждены вести поезда с чрезмерной осторожностью). Поэтому двухзначная сигнализация широкого распространения на дорогах не получила и применяется лишь в метро и при полуавтоматической блокировке.
Основной системой сигнализации на железных дорогах страны является трехзначная сигнализация, при которой дополнительно к красному и зеленому огням добавляется желтый, означающий, что ограждаемый светофором блок-участок свободен, но следующий блок-участок занят поездом.
При этой системе обеспечивается плавный переход от светофоров с зеленым огнем, разрешающим движение с максимальной скоростью, сначала к светофору с желтым огнем, разреша-ющим движение, но требующим повышения бдительности, а затем к сигналу с красным, требующим остановки поезда.
В ряде случаев, в особенности в пригородных зонах крупных городов, трехзначная система сигнализации не удовлетворяет требованиям эксплуатации. На таких участках для пропуска большого числа пригородных пригородных электропоездов с частыми остановками требуется движение их осуществлять с наибольшим сближением, для чего длину блок-участков следует принимать минимально возможной. Однако в таком случае блок-участки становятся короче требуемых по условию тормозных путей для дальних пассажирских поездов, обращающихся с большими скоростями, что не обеспечивает безопасность движения.
Чтобы удовлетворить противоречивые требования, (предъявляемые тихоходными пригородными и дальними скорыми поездами к блок-участкам, вводится четырехзначная система сигнализации, при которой желтый с зеленым огнем загорается на светофоре при двух свободных впереди блок-участках. При этой системе длина блок-участков устанавливается по тормозному пути пригородных поездов, а длина двух блок-участков соответствует тормозному пути скорых поездов. Поэтому четвертое сигнальное показание — одновременно горящий желтый с зеленым огнем — означает для скорых поездов начало торможения, а для электричек — разрешение следовать с установленной скоростью.
Построение современной системы светофорной сигнализации базируется на скоростном принципе, в соответствии с которым машинисту поезда каждым сигнальным показанием передается приказ не только о запрещении или разрешении движения, но и о величине разрешаемой скорости следования, при этом каждое разрешающее показание передает одновременно два приказа: основной — о допустимой скорости проследования данного светофора, и предупредительный — о скорости у следующего светофора.
Весь диапазон .скоростей, используемых в движении, разбит на ряд ступеней: 1) максимальную установленную ;
2) нулевую (остановка);
3) промежуточные, обусловленные движением поездов по стрелочным переводам с отклонением на боковой путь: а) уменьшенную (40—50 км/ч) при движении по стрелкам с марками крестовин 1/9, 1/11; б) среднюю (80 км/ч) при марках крестовин 1/18; в) высокую (120 км/ч) при марках крестовин 1/22.
(Передача необходимого количества приказов о допустимых скоростях движения достигается за счет цвета, числа и режима горения (мигающий или немигающий) огней светофора, а также дополнительных светящихся зеленых полос, при этом цвет и режим горения одного огня светофора или верхнего при двух одновременно горящих огнях всегда указывают на требование последующего сигнала: зеленый — следующий сигнал открыт и снижения скорости при подходе к нему не требуется; зеленый мигающий — следующий сигнал открыт, но требует снижения скорости до 1(20 или 80 км/ч; желтый мигающий — следующий сигнал открыт, но требует снижения скорости до 40—50 км/ч, и желтый — указывает на запрещающее показание 'следующего сигнала, требующего остановки.
Сигнал остановки —один красный огонь — в силу своего назначения не может содержать предупреждения и только запрещает движение.
Если на светофоре горит один разрешающий (желтый или зеленый) огонь, то такая сигнализация по условиям безопасности не требует снижения скорости при подходе к данному сигналу.
Требования снижения скорости (при подходе к данному сигналу передаются двумя одновременно горящими огнями, из них нижним всегда желтым и немигающим. Величина промежуточной скорости, с которой разрешается проследование данного сигнала, конкретизируется зелеными полосами: уменьшенная скорость (40—50 км/ч) — отсутствием полос (при двух огнях светофора), средняя (80 км/ч) — одной светящейся зеленой полосой, и высокая (120 км/ч) — двумя зелеными светящимися полосами.
Структура сигналов с одним и двумя одно»временно горящими разрешающими огнями и их скоростные значения для наиболее характерных случаев приведены на рис. 4 и 5.
Конкретное применение сигнализации на перегонах и станциях определяется Инструкцией по сигнализации на железных дорогах .
Лекция 3. ПУТЕВАЯ БЛОКИРОВКА И АВТОРЕГУЛИРОВКА