История развития автоматизированных обучающих лингвистических систем


Обучающие лингвистические системы

Лекция 3

Обучающие лингвистические системы (ОЛС) представляют собой автоматизированную ОС, предназначенную для обучения родному или иностранному языкам. В настоящее время имеется обширный мировой опыт по разработке, созданию и практическому применению ОЛС [Last, 89; Зубов, 90, Нелюбин, 90; Пиотровская, 91; Потапова 2002]. Количество уже существующих и используемых ОЛС весьма велико, поскольку проблемы обучения языкам стоят одинаково остро в большинстве промышленно развитых стран. Практически все страны, понимающие необходимость и перспективность использования ОЛС в учебном процессе, внесли свою лепту в их развитие. Но и по сей день, по нашему мнению, не решены такие качественные проблемы, как фундаментальность и гибкость ОЛС, хотя за последние годы и стало уделяться большее внимание многофункциональным ОЛС, представляющим собой ТЛП, дополненные набором развитых лингводидактических и сервисных средств, поскольку основная цель обучения языкам – формирование языковой личности, а в применении к иностранным языкам- "вторичной языковой личности" (термин И.И. Халеевой).

Современные отечественные ОЛС рассчитаны на изучение определенных языковых явлений и призваны оптимизировать процесс обучения орфографии, морфологии, синтаксису, лексике, сочетаемости слов, редактированию, переводу и т.д. в качестве дополнительных средств обучения, т.е. их работа основана на применении соответствующих ТЛП. Особенно успешно ОЛС могут быть применены для оптимизации преподавания лексики и грамматики иностранного языка, они также могут быть использованы в качестве автоматического словаря [Нелюбин, 91]. За последнее десятилетие было создано немало отечественных обучающих лингвистических систем, в частности, для обучения русскому языку: Case Detective (обучает русской падежной системе), Business Russian (обучает деловой лексике), Masha и Калинка (учебные курсы для начинающих) и др.

 

Первые попытки использования компьютера при обучении языкам в начале 60-х годов были предприняты в США в Стэндфордском университете (Russian-Program) и Нью-йоркском университете (Das deutsche Programm). Отметим, что системы периода 60-х – 70-х годов создавались для обучения начинающих и только для обучения письменной речи. Позднее, на рубеже 70-х годов, этой проблемой заинтересовались в странах Западной Европы, Японии и странах Латинской Америки. В нашей стране исследования по применению вычислительной техники при обучении родному и иностранным языкам начались с середины 70-х годов. Долгое время эти работы наталкивались на технические, финансовые и психологические барьеры, поэтому проблемой интересовался лишь узкий круг энтузиастов. С середины 80-х годов в связи с интенсивным насыщением средней и высшей школы в США, Западной Европе и Японии и, отчасти, в нашей стране, персональной техникой вопросы компьютеризации преподавания языков приобретают особую актуальность у учителей словесников, методистов и программистов [Пиотровская, 91]. В середине 90-х произошел качественный скачок. Появились интерактивные программы, позволяющие понимать логику действий человека и отвечать на его действия.

Таким образом, техническая и дидактическая эволюция, повлиявшая на содержание и методы обучения, имеет следующие этапы развития [Крюкова, 98]:

1) - программные средства АОС - автоматизированные обучающие системы;

- средства компьютерной поддержки учебного процесса traditional CALL (Computer-assisted Language Learning) – традиционные средства компьютерной поддержки изучения языка (в зарубежной методической литературе для обозначения компьютерного обучения использовался также термин CALI (Computer-assisted Language Instruction) – компьютерное обучение языкам. Сейчас доминирует термин CALL).

2) обучающие системы;

3) интегрированные обучающие системы.

Итак, в 90-е годы качественно новый этап характеризовался внедрением АОС. Основные положительные моменты этого объясняются тем, что АОС воплотили в себе простую, но эффективную структуру обучения, применимую к различным областям знаний и профессиональных навыков. Громадным преимуществом АОС специалисты считают тот факт, что простота их эксплуатации и программирования сделала в короткий срок компьютерное обучение доступным для большого числа людей.

Структура АОС предопределяет особый способ подачи информации на экране – демонстрационный. Процесс работы системы характеризуется:

- статическим представлением;

- графическим оформлением экрана с окнами задания, вопроса и ответа;

- инициативой системы в задавании вопросов.

В АОС априорно заданы модель обучаемого и способы контроля за его деятельностью.

Важным шагом, повлиявшим в целом на развитие компьютерной технологии обучения, стало изменение внутренней структуры программ. Информацию о предмете обучения (Содержание) и стратегию обучения (Метод) стали разделять. Это позволило более мобильно и легко изменять и обновлять информацию о предмете обучения тогда, когда она устаревала и требовала исправления.

Основное достижение программ типа CALL («знаковых манипуляций» с текстовым материалом) – оптимальная пригодность для тренировки в изучении языка.

В состав CALL входят следующие типы программ:

- вопросно-ответный (Question and Answer programs);

- игры со словарем (Vocabulary games);

- тестовые манипуляции с рядом подтипов (Gapmaster, Matchmaster, Storyboard, Choicemaster; Text Construction);

- приключения (Adventures);

- ролевые игры (Simulations).

Данный перечень не является типологией в строгом смысле. Объединяет эти программы то, что они широко используются как в США, так и в Европе в качестве компьютерной поддержки аудиторных занятий. Интересно то, что несмотря на развитие технических средств, изменение методов и подходов указанные типы CALL не исчезли, а усовершенствовались дидактически и технически. Параллельно усовершенствовались методы организации учебной деятельности в процессе их использования: появились системы и интегрированные обучающие системы.

Следующий этап характерен широким распространением компьютеров с новыми возможностями. Развитие техники расширило обучающие функции компьютера. Кардинальное изменение в техническом оснащении образования в США произошло в 1991-1992 гг., когда появились компакт-диски, а также другие средства для записи, хранения и воспроизведения звучащей и графической информации. Появились программы и системы с электронными таблицами, графикой, статическим и динамическим изображением объектов, мультипликацией. Стало возможным графическое моделирование процессов, явлений, игровых ситуаций. Компьютерная технология предложила способы моделирования различных сред и средств обучения. Все эти отдельные проявления нынешней компьютеризации обучения даже получили специальное наименование "обучающая среда".

На современном рынке существуют специализированные системы мультимедиа для обучения языку и неспециализированные, но применяемые в компьютерном обучении иностранному языку. Кроме специальных программ в процессе обучения используются также игры-приключения, системы, содержащие модели виртуальной реальности, а также различные электронные словари, энциклопедии. Обучающие системы с возможностями мультимедиа для сверхмощных компьютеров стали многомодульными, полифункциональными комплексами, обеспечивающими различные режимы тренировки, смену тематики и т.д. Системы мультимедиа могут быть как закрытыми, так и открытыми. Открытые системы интегрируют традиционные способы текстовых манипуляций, а следовательно, и способы взаимодействия, известные из практики CALL. «Анализ использования самых новейших технических средств в системах мультимедиа показывает, что компьютер по-прежнему употребляется как очень совершенная электронная доска – демонстратор материала и одновременно знаковый манипулятор. Многие из современных манипуляций использовались и в 80-е годы в так называемом традиционном CALL» [Крюкова, 98].

К интегрированным обучающим системам О.П. Крюкова относит экспертно-консультирующие средства (ЭКС) /тип разработанного Ю.И. Лобановым программного средства (ПС), не предназначенного специально для обучения иностранному языку/. Это единственное ПС известное автору, которое может эффективно поддержать такой вид речевой деятельности, как думание.

К интегрированным обучающим системам также можно отнести и компьютерную сеть, область применения которой достаточно обширна. Телекоммуникационная сеть это – соединение компьютера, видео и средств связи. Она позволяет создать реальную языковую среду, объединяя учащихся разных стран мира в совместной работе над проектами, в совместных дискуссиях в рамках телеконференций. Все общение ведется на иностранном языке (чаще всего английском). Участие в совместных проектах, дискуссиях носителей языка делает сам процесс общения особенно ценным для изучающих этот язык как иностранный. Описания дидактических свойств и функций телекоммуникаций зарубежных методистов не особенно отличаются от отечественных. Телекоммуникацию не разделяют на электронную почту, телеконференции и т.д., а рассматривают ее как средство обучения в целом.