Риск экономической необоснованности начальной цены контракта
Факторы: отсутствие алгоритма, схемы или методики определения начальной цены контракта; отсутствие у заказчика необходимой информации о ценовом спектре на определенные виды продукции, услуг, работ.
Причины: установление цены контракта, не соответствующей рыночным параметрам.
Сведения, необходимые для снижения воздействия риска:
1. Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, инфорхмация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
2. В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.
3. Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная законодательно информация, признается добросовестным исполнением требований, установленных законодательно.
4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
5. При заключении государственного или муниципального контракта на поставку энергетических ресурсов проект такого контракта, направляемый государственным или муниципальным заказчиком, должен быть основан на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованном в предусмотренном законодательством порядке.
6. При размещении заказа на оказание услуг связи федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, и который выступает государственным заказчиком, начальная (максимальная) цена государственного контракта, а также цена государственного контракта в случае размещения заказа указанным органом у единственного исполнителя должна определяться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг, и возмещения обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг.
7. При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.
8. Интервалы колебания рыночных цен по регионам в зависимости от качества продукции, работ, услуг.
Мера ответственности и последствия воздействия: превышение стоимости проекта по сравнению с рыночными ценами; снижение качества работ, услуг, продукции.
Меры по снижению негативного воздействия риска:
· получение полной информации о механизме ценообразования, применяемой участником конкурса, — в соответствии с законом в конкурсной документации участниками должен быть представлен порядок формирования цены контракта (цены лота), в том числе с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
· получение информации о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
· мониторинг региональных рынков соответствующих товаров, работ, услуг; разработка и использование на практике алгоритма, схемы или методики определения цены;
· хеджирование.
Риск неисполнения заказчиком своих обязательств по договору
Факторы: отсутствие у заказчика алгоритма, методических разработок, регламентирующих и контролирующих выполнение условий контракта и системы их исполнения; недостаточный уровень информированности члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии о положениях законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих процедуру размещения заказов.
Причины: нарушение заказчиком, уполномоченным органом либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией договорных условий, законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.
Сведения, необходимые для снижения воздействия риска:
1. Система контроля над соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.
2. Основные нормативные и законодательные акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Мера ответственности и последствия воздействия:
1. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства со дня, следующего после установленного контрактом срока, в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ.
2. В случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предложений и предписаний осуществляется внеплановая проверка.
3. Неисполнение заказчиком своих обязательств может быть выявлено в результате проведения плановых и внеплановых проверок в рамках контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.
В отношении одного заказчика, одного уполномоченного органа, одной действующей на постоянной основе конкурсной, аукционной или котировочной комиссии плановые проверки осуществляются не более чем 1 раз в 6 месяцев. В отношении одной специализированной организации, одной конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, за исключением указанных в части 6 ст. 17 комиссий, плановые проверки осуществляются не более чем 1 раз за период со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе либо размещения информации о проведении запроса котировок на официальном сайте до дня заключения государственного или муниципального контракта, признания торгов несостоявшимися либо отклонения всех котировочных заявок.
Уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе осуществлять внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в случае поступления от уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления информации о неисполнении заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией направленных или вынесенных предложений или предписаний таких органов, а также в случае поступления информации о совершении заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения.
Внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением направленных или вынесенных предложений или предписаний.
4. При выявлении в результате проведения проверок нарушений заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной комиссией законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления вправе:
1) направить заказчику, являющемуся соответственно органом государственной власти РФ, субъекта РФ, органом местного самоуправления, уполномоченному органу, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, предложение об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ;
2) направить заказчику, являющемуся соответственно органом государственной власти РФ, субъекта РФ, органом местного самоуправления, уполномоченному органу предложение о замене члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, допустившей нарушение законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов;
3) выдать заказчику, не являющемуся соответственно органом государственной власти РФ, субъекта РФ, органом местного самоуправления, или специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ;
4) выдать заказчику, не являющемуся соответственно органом государственной власти РФ, субъекта РФ, органом местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о замене члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, допустившей нарушение законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов;
5) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным.
5. При выявлении в результате проведения проверок факта совершения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны в течение двух дней со дня выявления такого факта передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы соответственно в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти и в правоохранительные органы.
6. В случае, если в результате-проведения внеплановой проверки выявлено, что заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией не учтены или не исполнены соответствующие предложения и предписания, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны передать информацию об этом в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству РФ, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа, а также с требованием заменить члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.
7. В случае, если в результате проведения внеплановой проверки выявлено, что заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией не учтены соответствующие предложения, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству РФ, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа, а также с требованием заменить члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.
8. В случае, если в результате внеплановой проверки выявлено, что заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией не исполнены предписания, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Меры по снижению негативного воздействия риска: аутсорсинг (передача части функций специализированной организации); внедрение и реализация системы мониторинга процесса исполнения условий контракта; повышение уровня квалификации сотрудников, членов, конкурсной, аукционной или котировочной комиссий, в том числе в сфере законодательства.