Риск экономической необоснованности начальной цены контракта


Факторы: отсутствие алгоритма, схемы или методики опреде­ления начальной цены контракта; отсутствие у заказчика необ­ходимой информации о ценовом спектре на определенные виды продукции, услуг, работ.

Причины: установление цены контракта, не соответствующей рыночным параметрам.

Сведения, необходимые для снижения воздействия риска:

1. Для установления начальной (максимальной) цены контрак­та (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государ­ственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, инфорхмация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источни­ки информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуще­ствить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

2. В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывает­ся обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным ор­ганом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том чис­ле путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.

3. Размещение на официальном сайте конкурсной документа­ции, документации об аукционе (в том числе документации об от­крытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование началь­ной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмо­тренная законодательно информация, признается добросовестным исполнением требований, установленных законодательно.

4. Правительство Российской Федерации вправе устанав­ливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, до­кументацию об аукционе (в том числе в документацию об откры­том аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

5. При заключении государственного или муниципального контракта на поставку энергетических ресурсов проект такого контракта, направляемый государственным или муниципальным заказчиком, должен быть основан на объеме потребления энерге­тических ресурсов, согласованном в предусмотренном законода­тельством порядке.

6. При размещении заказа на оказание услуг связи федераль­ным органом исполнительной власти, в ведении которого нахо­дятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, и который выступает государственным заказчи­ком, начальная (максимальная) цена государственного контракта, а также цена государственного контракта в случае размещения заказа указанным органом у единственного исполнителя долж­на определяться в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации, исходя из необходимости компенсации эко­номически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг, и возмещения обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг.

7. При размещении заказа на выполнение работ по строитель­ству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капиталь­ного строительства начальная (максимальная) цена государствен­ного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответ­ствующих лет планируемого периода исполнения контракта.

8. Интервалы колебания рыночных цен по регионам в зависи­мости от качества продукции, работ, услуг.

Мера ответственности и последствия воздействия: превы­шение стоимости проекта по сравнению с рыночными ценами; снижение качества работ, услуг, продукции.

Меры по снижению негативного воздействия риска:

· получение полной информации о механизме ценообразова­ния, применяемой участником конкурса, — в соответствии с законом в конкурсной документации участниками должен быть представлен порядок формирования цены контракта (цены лота), в том числе с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, на­логов и других обязательных платежей;

· получение информации о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, нало­гов, сборов и других обязательных платежей;

· мониторинг региональных рынков соответствующих това­ров, работ, услуг; разработка и использование на практике алгоритма, схемы или методики определения цены;

· хеджирование.

Риск неисполнения заказчиком своих обязательств по договору

Факторы: отсутствие у заказчика алгоритма, методических разработок, регламентирующих и контролирующих выполнение условий контракта и системы их исполнения; недостаточный уро­вень информированности члена конкурсной, аукционной или ко­тировочной комиссии о положениях законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих про­цедуру размещения заказов.

Причины: нарушение заказчиком, уполномоченным органом либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией дого­ворных условий, законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.

Сведения, необходимые для снижения воздействия риска:

1. Система контроля над соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.

2. Основные нормативные и законодательные акты, регулиру­ющие отношения, связанные с размещением заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Мера ответственности и последствия воздействия:

1. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным кон­трактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства со дня, следующего после установлен­ного контрактом срока, в размере 1/300 действующей на день упла­ты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ.

2. В случае обращения участника размещения заказа с жало­бой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукцион­ной или котировочной комиссии, поступления информации о на­рушении законодательства РФ и (или) иных нормативных право­вых актов РФ о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предложений и предписаний осуществляется внепла­новая проверка.

3. Неисполнение заказчиком своих обязательств может быть выявлено в результате проведения плановых и внеплановых про­верок в рамках контроля за соблюдением законодательства Рос­сийской Федерации и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.

В отношении одного заказчика, одного уполномоченного ор­гана, одной действующей на постоянной основе конкурсной, аук­ционной или котировочной комиссии плановые проверки осущест­вляются не более чем 1 раз в 6 месяцев. В отношении одной специализированной организации, одной конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, за исклю­чением указанных в части 6 ст. 17 комиссий, плановые проверки осуществляются не более чем 1 раз за период со дня опубликова­ния извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе либо размещения информации о проведении запроса котировок на официальном сайте до дня заключения государственного или муниципального контракта, признания торгов несостоявшимися либо отклонения всех коти­ровочных заявок.

Уполномоченный на осуществление контроля в сфере разме­щения заказов федеральный орган исполнительной власти впра­ве осуществлять внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу­дарственных или муниципальных нужд в случае поступления от уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа исполнительной власти субъекта РФ, органа мест­ного самоуправления информации о неисполнении заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией на­правленных или вынесенных предложений или предписаний та­ких органов, а также в случае поступления информации о совер­шении заказчиком, уполномоченным органом или специализиро­ванной организацией либо конкурсной, аукционной или котиро­вочной комиссией действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения.

Внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной ор­ганизации либо конкурсной, аукционной или котировочной ко­миссии, поступления информации о нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением направленных или вынесенных предложений или предписаний.

4. При выявлении в результате проведения проверок наруше­ний заказчиком, уполномоченным органом или специализирован­ной организацией либо конкурсной, аукционной комиссией зако­нодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган мест­ного самоуправления вправе:

1) направить заказчику, являющемуся соответственно орга­ном государственной власти РФ, субъекта РФ, органом местного самоуправления, уполномоченному органу, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интере­сы участников размещения заказа, предложение об устранении та­ких нарушений в соответствии с законодательством РФ;

2) направить заказчику, являющемуся соответственно органом государственной власти РФ, субъекта РФ, органом местного само­управления, уполномоченному органу предложение о замене члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, допустив­шей нарушение законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов;

3) выдать заказчику, не являющемуся соответственно органом государственной власти РФ, субъекта РФ, органом местного са­моуправления, или специализированной организации либо кон­курсной, котировочной или аукционной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и закон­ные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соот­ветствии с законодательством РФ;

4) выдать заказчику, не являющемуся соответственно орга­ном государственной власти РФ, субъекта РФ, органом местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о за­мене члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, допустившей нарушение законодательства РФ и (или) иных нор­мативных правовых актов РФ о размещении заказов;

5) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о призна­нии размещения заказа недействительным.

5. При выявлении в результате проведения проверок факта совершения заказчиком, уполномоченным органом или специа­лизированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава пре­ступления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны в течение двух дней со дня выявления такого факта передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы соответственно в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган испол­нительной власти и в правоохранительные органы.

6. В случае, если в результате-проведения внеплановой про­верки выявлено, что заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукцион­ной или котировочной комиссией не учтены или не исполнены соответствующие предложения и предписания, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправ­ления обязаны передать информацию об этом в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов феде­ральный орган исполнительной власти или вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству РФ, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения за­каза, а также с требованием заменить члена конкурсной, аукцион­ной или котировочной комиссии.

7. В случае, если в результате проведения внеплановой про­верки выявлено, что заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией не учтены соответствующие пред­ложения, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о по­нуждении совершить действия, соответствующие законодатель­ству РФ, с заявлением в защиту прав и законных интересов участ­ников размещения заказа, а также с требованием заменить члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.

8. В случае, если в результате внеплановой проверки выявле­но, что заказчиком, уполномоченным органом или специализиро­ванной организацией либо конкурсной, аукционной или котиро­вочной комиссией не исполнены предписания, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федераль­ный орган исполнительной власти вправе применить меры от­ветственности в соответствии с законодательством РФ.

Меры по снижению негативного воздействия риска: аутсор­синг (передача части функций специализированной организации); внедрение и реализация системы мониторинга процесса исполне­ния условий контракта; повышение уровня квалификации сотруд­ников, членов, конкурсной, аукционной или котировочной комис­сий, в том числе в сфере законодательства.