Модель Мак-Кинси.
Модель АДЛ
Выбор стратегии может осуществляться в зависимости от фазы жизненного цикла сектора, а не товара, и конкурентной позиции предприятия на рынке. Фаза жизненного цикла сектора определяет сущность стратегии. Жизненный цикл в этой модели включает 4 фазы:
1. Внедрение;
2. Рост;
3. Насыщенность;
4. Спад.
В основе стратегии лежит маркетинговая ориентация. В фазе «Внедрение» рынок товара очень нестабилен, конкуренция проявляется в области разработки новых продуктов и особое значение придается высокому качеству товара. Главной целью предприятия является не столько стремление получить большие объемы продаж и прибыль, сколько обеспечить изделию престижное положение среди конкурентов, сформировать положительное отношение к нему потребителей, убедить их в полезности вложения средств в покупку данного изделия. В этой фазе предприятие должно следовать стратегии «Инновации».
В фазе «Роста» основные усилия сосредотачиваются на том, чтобы расширить продажи, а также получить прибыль, чтобы полностью оправдать производственные затраты и иметь средства на развитие бизнеса. Стратегия в этой фазе ориентирована на расширение номенклатуры товара, поиск рынков, развитие сбытовой сети.
В фазе «Насыщение» рынок находится в застывшем состоянии, возникают затруднения со сбытом продукции. Стратегия предприятия должна быть направлена на снижение уровня издержек производства, так как для этой фазы характерна ценовая конкуренция.
В фазе «Спада» рынок стогнирует, у предприятия остается альтернатива: либо попытаться оживить товар, либо уйти с рынка
Матрица АДЛ.
Внедрение | Рост | Насыщение | Спад | высокая Рентабельность низкая | низкий Риск конкуренции высокий | ||
Конкурентная позиция | Лидер | Фин. поток может быть с «+», и с «-» Риск средний | Фин поток с «+» Риск слабый | ||||
Сильная | Подлинное развтие | ||||||
Средняя | Выборочное развитие | ||||||
Слабая | Фин поток с «-» Риск сильный | Может быть отказ | Фин. поток может быть с «+», и с «-» Риск сильный | ||||
высокие Финансовые потребности низкие | |||||||
высокий Отраслевой риск низкий | |||||||
Доминирующая стратегия |
Развитие инноваций | Расширение рынка | Снижение издержек | «Выжимание воды из рынка» |
В отличие от модели АДЛ матрица выбора стратегии наряду с показателем конкурентоспособности вместо фазы жизненного цикла товара использует оценку привлекательности рынка.
Привлекательность рынка | Конкурентоспособность | ||
Высокая | Средняя | Низкая | |
Высокая | Сохранять лидерство, защищать свои позиции | Вкладывать в производство | Выборочный рост производства (концентрация усилий) |
Средняя | Сохранение позиций, Выборочный рост производства (концентрация усилий) | Управление для получения прибыли (осторожно с инвестициями) | Ограниченное внедрение или «сбор урожая» |
Низкая | Переориентация деятельности | Управление для получения прибыли | Немедленно прекратить деятельность (уход) |
Индикаторы привлекательности рынка.
критерии | Весомость (всего 1,0) | 1. Диапазон оценок | ||
Низкая 1 2 | Средняя | Высокая 4 5 | ||
1.Доступность рынка | экспертно | экспертно | ||
2.Темп роста | экспертно | <5% | 5-10% | >10% |
3.Длительность цикла жизни | экспертно | <2л | 2-5 л | >5 л |
4.Потенциальная валовая прибыль | экспертно | <15% | 15-25% | > 25% |
5.Острота конкуренции | экспертно | Структурированная олигополия | Неструктурированная конкуренция | Распыленная конкуренция |
6.Возможность неценовой конкуренции | экспертно | Товар стандартизирован | Товар слабо дифференцирован | Товар сильно дифференцирован |
7.Концентрация клиентов | экспертно | >2000 | 2000-200 | <200 |
Индикаторы конкурентоспособности
критерии | Весомость (всего 1,0) | 2. Диапазон оценок | ||
Низкая 1 2 | Средняя | Высокая 4 5 | ||
1.Относительная доля рынка | экспертно | <1/3 лидера | >1/3 лидера | Лидер |
2.Издержки | экспертно | >прямого конкурента | =прямому конкуренту | <прямого конкурента |
3.Отличительные свойства | экспертно | Товар стандартизирован | Товар слабо дифференцирован | Уникальный товар |
4.Степень освоения технологии | экспертно | С трудом | Легко | Освоена полностью |
5.Метод продаж | экспертно | Посредники не контролируются | Посредники контролируются | Прямые поставки |
6.Имидж | экспертно | отсутствует | размыт | Сильный |
Балльные оценки от 1 до 5 имеют следующий смысл:
1- Равная возможность;
2- Умеренное превосходство одного над другим;
3- Существенное / сильное превосходство;
4- Значительное превосходство;
5- Очень сильное превосходство.
Анализ матрицы Мак-Кинси позволяет дать предприятию ряд рекомендаций:
· развиваться в наиболее интересной для предприятия зоне, где оно имеет реальный потенциал (высокая привлекательность рынка) и продукция предприятия достаточно конкурентоспособна. Если последнее условие не реализовано, то нужно либо осуществить значительное инвестирование для достижения лучшей позиции, либо отказаться от конкурентной борьбы;
· сохраниться в средней зоне либо из-за ее привлекательности, либо из-за ее преимуществ в конкурентной борьбе;
· уходить из неблагоприятной зоны.
Преимущества этой модели:
¨ анализ достаточно гибок при выборе конкурентной стратегии;
¨ позволяет учесть специфику конкретного предприятия.
Недостатки этой модели:
¨ опасность субъективизма при выборе факторов конкурентоспособности и привлекательности рынка;
¨ определение весовых коэффициентов и оценок факторов.