Лекция 40


Народничество в России

В 70-е годы сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название «народничества». Народники полагали, что благодаря крестьянской общине («ячейке социализма») и качествам крестьянина -общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (Бакунина, Лаврова, Ткачева) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к победе.

М.А. Бакунин и “бакунизм”

«Бунтарское» (анархистское) направление возглавлял Бакунин (1814-1876) – активный участник революционных событий 1848-1849года. Неоднократно был судим и приговорён к смертной казни, но в 1861 ему удалось бежать из Сибири за границу.

Бакунин был знаком с Марксом и враждовал с ним в I Интернационале, а также пытался повести последний по анархистскому пути. Он провозглашал необходимость революции, и был против существовавшего строя.

Он был противником идеи диктатуры пролетариата. Его идеалом была “Свободная федерация рабочих ассоциаций – земледельческих и фабрично-ремесленных”. Он во всём полагался на крестьянство, полупролетарские слои и люмпен-пролетариат.

В условиях России “бакунизм” сводится к “крестьянскому социализму”. Бакунин внушал, что русский народ постоянно готов к восстанию. Он считал бунт полезным, однако, говорил, что надо выступить всем и сразу.

Большую роль в популярности Бакунина сыграли книги, написанные им “Государственность и анархия”, а в особенности “Прибавления А”.

П.Л. Лавров и “лавристы”

Другое теоретическое направление в народничестве («пропагандистское») возглавлял Лавров – глава течения, соперничавшего с бакунистами. Учёный, литератор, профессор Артиллерийской академии Петербурга, в 50-60х годах. После покушения на царя, был арестован и выслан в Вологодскую губернию, откуда бежал в 1870 году за границу. В ссылке он написал “Исторические письма”, в котором был поставлен вопрос о “цене прогресса”.

“Лавристы” в отличие от бакунистов утверждали, что не готов к восстанию и, что его необходимо подготовить. В 1874 году Лавров писал, что русская революция должна “разом опрокинуть экономические основы настоящего общественного строя”.

П.Н.Ткачев

"Заговорщическое" направление в народничестве возглавлял П.Н.Ткачев. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по "всеми покинутому правительству" должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

На рубеже 60-70х годов в России возникли многочисленные народнические кружки. Среди них выделялось общество «чайковцев» (Чайковский, Желябов, Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем фактически возглавили «хождение в народ». Правительство обрушило на народников волну репрессий.

В конце 1876 г. возникла новая организация народников – вторая «Земля и воля». Вскоре в организации возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции терроризм. В августе 1879 г произошел окончательный раскол. Сторонники пропаганды объединились в «Черный передел», приверженцы террора – в «Народную волю».