Лекция для 2 курса часть 1


Тема «Структурно-композиционные особенности журналистского произведения»

При помощи каких средств материализуются тема и идея журналистского произведения?

Самый первый ответ, который приходит на ум - словесный ряд. Можно согласиться, ведь естественный язык – базовая знаковая система для создания всей социальной информации. Журналистика тоже не может без него обходиться. Однако, для того чтобы передать специфику семантического и прагматического планов журналистского произведения, этого оказывается недостаточно.

Потому в ходе развития журналистики на базе естественного языка постепенно формируется еще один, специфический уровень знаков. Это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях. Обозначается этот язык понятием «элементарные выразительные средства журналистики» (ЭВС), сложившимся в ходе осмысления информационной природы журналистского творчества и его знакового инструментария.

ЭВС объединяют весь «строительный материал», который используется для создания журналистского произведения. Что это за «строительный материал»? Отражаемая в тексте ситуация есть совокупность взаимосвязанных между собой фактов. А в свою очередь эти факты отражаются в тексте с помощью определенных смысловых единиц.

Характерная особенность данных смысловых единиц состоит в том, что они отвечают на 4 вопроса: кто? что? где? когда? Эти четыре вопроса и определяют содержание факта как средства для выражения описательной информации. Факт – основа журналистского произведения

 

Вместе с тем надо иметь в виду, что по степени конкретности либо абстрактности факты могут существенно различаться. На одном полюсе – обозначение отдельного детализированного поступка, события, результата действия социальных или природных сил. На другом - обозначение точного статистического обобщения ряда однотипных поступков, событий, результатов. Но и в том и другом случае смысловая единица факт в обязательном порядке включает в себя твердо установленные и поддающиеся проверке ответы на ключевые вопросы.

 

В журналистских материалах встречаются текстовые элементы, в которых факты воссоздаются не с такой степенью строгости и полноты. В таких смысловых единицах отображаются такие характеристики фрагментов воспроизводимой ситуации, которые поддаются лишь частичной проверке и поэтому обладают меньшей степенью достоверности. Как и факты, они передают нам описательную информацию о действительности. Для обозначения таких смысловых единиц журналистского текста используется определение – фактоиды.

Науменко: - очень серьезная нагрузка по судостроению, мы получили контракты… 3 уже заключили и два в стадии заключения. поэтому наем рабочей силы будет продолжаться, и не только рабочей, но и инженеров, ведь как спроектируем, так и построим. (фактоид, компетентное лицо не уточняет, когда это будет и кто именно, сколько.)

Письмо Путину о ситуации на Амурметалле Ишаев намерен отправить в самое ближайшее время. (фактоид)

Есть еще третий вид текстовых элементов, отображающих описательную фактологическую информацию. Эти смысловые единицы напоминают статистический факт: в них тоже сообщается о фрагментах ситуации в обобщенном виде. Только в данном случае обобщение не носит строгого характера, оно делается по мере изучения ситуации, типа на глазок. Данный вид смысловых единиц так и определяется – эмпирические обобщения.

А рынок после кризиса, действительно, ожил, страны АТР уже сегодня готовы покупать продукцию Амурметалла

 

Факт, фактоиды и эмпирические обобщения образуют первый ряд элементарных выразительных средств - фактологический. Он используется прежде всего для материализации описательной информации, то есть служит не только для воспроизведения событий, из которых складывается ситуация, не только воспроизведения облика действующих лиц, но и для воссоздания обстановки происходящего – характерных деталей, как принято говорить.

Кроме того, посредством фактов журналист может указать на связь реальной конкретной ситуации с масштабной проблемой, прочертить причинно-следственные связи происходящего, продемонстрировать степень своей включенности в ситуацию, обозначить варианты развития событий в условиях, альтернативных сложившимся, и т.д.

 

В основе любого журналистского произведения лежат факты, из которых выстраивается вся структура текста. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения.

Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в природе факта.

Сложность здесь заключается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события, ведь отражение оригинала не является самим оригиналом.

 

В качестве объекта журналистского отражения может быть как сама действительность, так и социальные явления, и процессы, и человек. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская позиция.

Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что содержание факта – это отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна.

 

Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. А как же быть с авторскими комментариями, рассуждениями, мнениями?

Если в хроникальной информации необходимо обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.

 

Можно ли в журналистском материале достичь объективного освещения события, учитывая сложную природу факта? Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а, скорее, такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений.

Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. В последнее время, однако, теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, кото­рое далеко выходит за рамки беспристрастного описания. Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией.

 

Что же в таком случае подразумевают под фактом? Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью (то есть факт, который дает объективное представление о чем либо, типичны представитель совокупности чего-либо). Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей.

 

Но в какой степени можно верить тем или иным фактическим данным, если в них уже присутствует оценка, отражающая не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать:

во-первых, из каких источников они получены;

во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах;

в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.

 

Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки.

В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.

Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.

Очень часто научные факты становятся предметом публикации. Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность – основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.

 

Наряду с научными фактами журналисты используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые, представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного и конкретно-чувственного.

Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. Ценность обыденных фактов состоит в том, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей.

 

В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов – в их жизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный(синкретизм - сочетание разнородных, несовместимых противоречивых воззрений) характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.

 

Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств, в качестве иллюстрации.

 

Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом – дать подробности о событии, в третьем – разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом – создать документальный образ современника и др.

Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания, уровню обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.

В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности.