Массовые информационные потоки общества как условие его оптимального функционирования.
Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста
Лекция для 2 курса
Три ступени в развитии профессионала: обученность, умелость, мастерство.
Мы уже говорили, что творчество может быть профессиональным и любительским. К сожалению, среди дилетантов в журналистике существует большой отсев; иногда, человек может стихийно, но глубоко освоить вид деятельности, слепить из себя мастера. Но это удел единиц. Бывает и так, что человек, имеющий возможность получить профессиональные знания, оказывается впоследствии непригодным. Значит, был случайным или необдуманным выбор сферы творчества, или в процессе обучения произошло расслоение своих представлений о профессии и о своей личности.
Готовность к успешной профессиональной деятельности определяется следующими факторами:
1. Насколько точно человек себе представляет сущность профессии и ее общественную роль.
2. Насколько он обладает природными способностями и как развивает свои качества, чтобы оптимально подходить данному виду творчества.
3. Насколько он овладел навыками и научился основным приемам работы, необходимым для этого вида творчества (композитор невозможен без знания нот)
4. Творчество всегда вырастает из многообразия ассоциаций, для чего личности нужен запас знаний не только в сфере избранной специальности.
5. Наконец, значимостью мотивов выбора своей профессии: «Себя в искусстве или искусство в себе?»
В познании профессии и овладении мастерством можно выделить 3 ступени:
А) обученность, т.е. использование готовых приемом и навыков как суммы предыдущего коллективного опыта)
Б) умелость, т.е. умение применить чужой опыт для решения новых задач в новых условиях
В) мастерство – высшее проявление профессионализма. Свободное владение всем предыдущим + способность обогащать методы деятельности своими собственными дополнениями и даже открытиями.
Ключевым понятием для журналистики считается понятие «массовая информация». Но есть еще одно понятие, которое характеризует жизнь общества – «социальная информация». Как эти понятия соотносятся?
Что такое «социальная информация»? Наиболее распространены два определения.
Первое, узкое определение - социальная информация – это сообщения об общественной жизни; предмет их всегда – тот или иной аспект, момент социальных отношений.
Второе определение, более широкое - социальная информация это вся совокупность знаковых сообщений, создаваемых человеком. Она непрерывно умножается и образует информационный массив.
Знаковую природу имеют все сообщения, но не все создаются человеком. Усилиями человека, в результате работы его мозга и рук, появляется информационный продукт, в котором неизбежно отражается уровень человеческой креативности.