Объединение Японии


Экономическое и политическое положение страны в конце 15 – середине 16вв. Проникновение европейцев в Японию

Середина 15 – середина 16вв. – сэнго кудзи дай – «период «враждующих царств». Умиротворение Японии наступило только в ¼ 17в. Другое название периода – гэкокудзё – подавление высших низшими. Появляется прослойка дайме - японские князья смутного времени.

В середине 15в. с династией Асикага не считаются даже в районах, примыкающих к столице (Киото). Это время проявления наивысших самурайских доблестей, которые стали стереотипом Бусидо. Два самых известных японских воинов – Такэда Сингэн и Усэги Кэнсин. Сингэн возводил родословную к Минамото. Эрудит, поэт, знаток дзэн. Прославился как один из лучших японских полководцев. Сингэн устроил заговор против отца и захватил власть в провинции. Сингэн громил соседей, опираясь на великолепную конницу клана. Любимый его враг – Кэнсин. Род Кэнсин возводил родословную к Фудзивара. Он пришел к власти после борьбы с братьями. В 1573г. Сингэн умер, завещав сыну помириться с Кэнсином. Смерть его скрывали от войска долгое время. Кэнсин плакал, т.к. умер его любимый враг.

Сюго – носители власти. Постепенно становились дайме в полном смысле этого слова. Близость к столице давала преимущество. Захватив столицу, дайме мог действовать от имени императора (чья сакральная роль была все еще велика).

Это время роста тех отраслей производства, которые были связаны с военными технологиями. Это в свою очередь способствовало росту торговли и городов. Дайме покровительствовали торговле и ремеслу. Иные из них сами возвышались на этом. Идет развитие и внешней торговли с Китаем (медь, мечи), Кореей, Филиппинами, Индонезией. Было около 50 городов-портов. Японские города были меньше китайских, но больше европейских. Киото – 100 тыс. человек, Хаката – 35 тыс., Сака – 30 тыс. Значительная часть населения занималась крестьянским трудом. Среднего размера города не обносились стеной, поэтому они плавно перетекали в деревню. Слабая государственная власть в Японии дала схожее с европейским явление – городское самоуправление.

40-е гг. 16в. – начало взаимоотношений с европейцами. В конце 13в. Марко поло описывал: жители белы, красивы и учтивы, независимы, идолопоклонники, богаты. Но Япония была бедной страной в то время. Зато замечания об учтивости и политеизме верны. Сведения об изобильности подталкивали европейцев найти Японские острова. В 1542 или 1543 состоялось первое посещение, в Японию попало 3 европейских купца. Вроде бы их судно потерпело кораблекрушение близ острова Кюсю. На борту судна были мушкеты, которые вызвали интерес. Через год Японию посетил первый миссионер – Мендиш Тинту (иезуит). Первый англичанин в Японии – Уильям Адамс (начало 17в.). Он осел в стране, женился на японке, стал самураем, консультировал Токугаву в вопросах кораблестроения, политики. На одном из таких кораблей, строившихся вместе с европейцами, был изображен Эразм Роттердамский. Японцев в европейцх привлекало огнестрельное оружие и вино. Также европейцы выступали в роли торгового посредника.

Ксавье, сподвижник Лойолы (основатель ордена иезуитов) побывал в Японии. Некоторые дайме принимали католицизм (что вело к принятию христианства всем кланом). Спустя 5 лет после посещения Ксавье к Киото было уже 7 католических храмов. К концу 16в. католическая община насчитывала 300 тыс. человек. Успехи христианства в Японии были связаны с тем, что:

· дайме были заинтересованы в торговле с Европой, поэтому покровительствовал европейским купцам (которые оказывались часто и миссионерами)

· вслед за главой переходил вес клан

· возможность самоутверждения в новой религии

Японцы осваивали новую технику, что произвело революцию в военном деле. Менялась военная тактика. Раньше основой войска была самурайская конница. После появления огнестрельного оружия – вооруженная ружьями пехота.

Постепенно у Японии возникла перспектива стать европейской колонией. Но во 2/2 16в. Япония сумела вновь стать централизованный государством.

Борьба за объединение Японии. Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси

Ода Нобунага – объединитель Японии. Сначала он был заместителем сюго провинции Овари (находилась недалеко от Киото). В средствах не стеснялся. Перебил всю семью. Был умерен в жизни, не верил в богов, прагматичен и хитер. Т.е. вовсе не идеал Бусидо. Успешный военачальник Ода сделал ставку на огнестрельное оружие и пехоту. 1575г. – сражение при Нагасино, в котором пехота Нобунага полностью уничтожила лучшую конницу того времени – конницу Такэда. В качестве соратника появился Хидэёси. Он был простолюдином, но быстро стал одним из главных среди соратников Нобунага. Другой его соратник – Тиокугава. Он был знатен. То есть, происхождение не играло большой роли для Нобунага, главное – сообразность политическим целям.

1565г. – Ода Нобунага занял Киото, где поставил своего сёгуна из Асикага. В 1573г. сегуната Асикага прекратил свое существование. До 1603г. сегуна в Японии не было.

Ода поставил под свой контроль половину империи. Его девиз – империей правит сила. Он много строил в столице, что давало ему престиж, а столичным ремесленникам работу. Ода начал перераспределение земли, пытаясь выстроить новую административную структуру. Ода провел целый ряд мер, направленных на усиление централизации страны. Он составил кэнти – земельные кадастры. Ликвидировал таможенные заставы между провинциями. Отменил местные (локальные) налоги. Ликвидировал самоуправление в городах. Запретил обменные операции с рисом. Строил много дорог. Начал создавать массовую регулярную армию. Ода прославился как покровитель христианства, хотя сам не был религиозен. Буддийские монастыри были реальной политической силой, на которую Ода хотел оказать давление. Ода организовал публичный диспут между католиками и буддистами. В ходе него буддийский монах выхватил меч, когда говорил о душе. Оде это не понравилось : «надо свой закон защищать силой аргументов».

Один из ближних военачальников Оды Акэти Мицухидэ взбунтовался, осадил монастырь, в котором был Ода. Видя, что спастись нельзя, ода покончил с собой. Тоётоми Хидэёси выступил против Акэти, разгромив его. Начались военные действия между Тоётоми и Токугавой, которые закончились соглашением. Токугава стал поддерживать Хидэёси.

Хидэёси продолжил политику укрепления централизации. Подчинил остров Кюсю. Провел новую земельную перепись. Окончательно регламентировал налоговую систему. Теперь за земледельцем был закреплен только 1 налог: либо в пользу государства, либо дайме. Была ограничена свобода передвижения крестьян. У крестьян были конфискованы все виды оружия. Самураи и только они могли носить меч. Одновременно оружие конфисковывали у буддийских монахов. Была проведена унификация мер веса и площади.

Основным политическим противником Тоётоми Хидэёси были даймё юго-запада. Юго-запад был христианизирован сильнее. Поэтому начинается борьба с христианизацией и работорговлей. 1588г. – выпуск 2 антихристианских указа. Христианским миссионерам предписали прекратить всякую деятельность и покинуть страну. Указы пока не запрещали само вероисповедание. В дальнейшем Хидэёси приказал казнить 26 христиан.

К 1590 г. Хидэеси овладел практически всей Японией, не считая земель северо-востока, где была автономия Токугавы. Хидэёси принял титул компаку – канцлер (древний титул Фудзивара). В конце жизни затеял войну в Корее. Японское войско испытывало трудности в снабжении, что стало причиной поражения.

 

Образование сегуната Токугава. Закрытие Японии и его исторические последствия

Хидэёси умер, возник вопрос о передачи власти. За 6 лет до смерти он назначил наследником племянника. Но потом у Хидэёси родился сын Хидэёри. Тогда Хидэёси убил племянника и его родню. Хидэёси назначил регентский совет при малолетнем сыне, куда вошел и Токугава. После смерти Хидэёси Токугава начал борьбу за власть. Японская элита разделилась. В 1600г. победил Токугава. В 1603г. Токугава провозгласил себя Сегуном. Он завершил объединение страны. Его власть основывалась на громадно земельном фонде клана. Также он опирался на союзные кланы – Кии, Мито и Овари. Были также фудари даймё – ближайшие сподвижники, тодзама даймё – посторонние князья (выступавшие против). 1635г. – введение практики пребывания в столице либо дайме, либо их семей (способ контроля).

Происходит окончательное оформление японского общества на 4 категории: самураи, крестьяне, купцы и ремесленники. Самурайство составляло до 10% населения страны. Оно было неоднородно, но было основной опорой режима. Идет продолжение гонений на христиан. 1614г. – запрет исповедовать христианство (христианская община к тому времени уже полмиллиона человек). Применяется инквизиционная практика – топтание иконы. 1637г. – восстание, где большей частью участвовали христиане. В целом борьба с христианством была успешной. 1623-24гг. – запрет торговли с Испанией. 1630г. – запрет ввоза книг. 1633-39 - изгнание португальцев и запрет на путешествие японцев (сделали исключение только для голландской фактории в Нагасаки). В итоге Япония сохранила государственную самостоятельность, с другой стороны, изоляция затормозило развитие японского общества.

Поэзия Басё

Самое известное хокку (1687):

Старый пруд

Прыгнула в воду лягушка

Всплеск в тишине

У хокку строгая форма – 5 слогов/7 слогов/5 слогов. К такому маленькому хокку очень много комментарий. Маркова: Басё – поэт, который сыграл в истории японской литературы такую же роль, что и Петрарка в истории европейской литературы.

Басё родился в семье самурая низкого ранга 3 ребенком. Его назвали Киндзаку. Другое его имя – Дзинситиро. Отец и старший брат преподавали каллиграфию, поэтому Басе еще дома получил хорошее образование. Знатный феодал Еситада оказывал ему покровительство. В Киото Басе изучал искусство хокку.

Хокку в переводе – шутка. Шутки есть уже в хэйянской антологии «Кокинсю» (раздел «Несерьезные песни»), но они еще танки (т.е. пятистишия). В конце эпохи хэйян возникла традиция объединения пятистиший. Их объединяли через последние строки – рендо (нанизанные строфы). Это была своего рода игра поэтов в рендо (вроде буриме). К 17в. хокку уже сформировалось как жанр. Существуют разные школы хокку. Басё – некий водораздел в хокку (как Пушкин). Ли Бо и Ду Фу – образцы и литературные герои для Басё.

Читая даосские и дзэнские трактаты. Басё принял себе имя Мунэфуса после издания первой антологии. Он чуть не стал монахом после смерти друга и наставника (многие самураи при стабилизации страны уходили в монастыри, т.к. были уже не нужны). У Басё появляется новый наставник и новое имя – Тосэй – «зеленый персик» (возможно по аналогии с Ли Бо – «белая слива»).

1672г. – Тосэй поехал с учителем в столицу (Эдо), где получил должность. Служил 5 лет. Потом стал учителем поэзии, но много не зарабатывал. Один богатый ученик подарил ему домик около пруда. Рядом были банановые пальмы – басё. Басё ощутил некое родство с банановым деревом. Это дерево хрупкое. Ломкость и хрупкость олицетворяли его жизнь. Часто в стихах рисует хижину и окрестные пейзажи. Басё был беден, но осознавал бедноту как призвание поэта, его стиль жизни, равнодушие к богатству. Этот стиль был дзэнским (простота и безыскусность).

1682г. – столица Эдо вновь погорела, сгорела и обитель бананового листа. Ученики помогли построить новую хижину. Но Басё начал странствовать. Это привело к распространению его стиля. Басё также дал новый толчок жанру путевых дневников. Его записки «По тропинкам Севера» рисуют образ пути, олицетворяющий жизненный путь, Дао. Человек нагружает себя в пути вещами – это препятствие к простоте. В сентябре 1694г. Басё заболел. Друзья попросили написать последнее хокку, на что Басе ответил: каждое стихотворение, которое я писал, было последним (хрупкость жизни).

Поэзия басё – один из ключей понимания японской эстетики. Саби – печаль, одиночество, заброшенность, грусть. Ваби – простота (иногда пишут саби-ваби). Что-то выцветшее и изношенное, покой, неяркие краски, что-то затронутое временем, печаль оттого, что время течет. Учение о саби-ваби осознает 3 факта: ничто не вечно, ничто не закончено, ничто не совершенно.

Моно но аварэ - очарование вещей. Это одна из первых попыток японцев определить, что такое прекрасное. Влияние синтоизма: в каждой вещи есть свое божество (ками), оно формирует суть вещи. То предает неповторимость и очарование вещи. Задача поэта – выявить аварэ, скрытую сущность. Расцвет аварэ приходиться на хэйян, но категория остается важной и в следующие века.

Принцип югэн – интуитивное проникновение в сущность бытия. То, что зыбко и неочевидно. Легкий намек и недоговоренность, подтекст. Нельзя тупо назвать вещи своими именами в поэзии. Прямое определение чуждо японскому пониманию красоты. Нужно дать почувствовать печаль без слов. Поэт не банален.

Каруми – легкость, непритязательность, прозрачность, а также юмор и сочувствие. Это как взгляд взрослого на ребенка. При этом, ты (поэт) должен поглядеть на мир глазами ребенка. Басе: подлинное хокку может написать только пятилетний ребенок.

Басё: нужно любить то, о чем пишешь.

Умение в мелочи увидеть все мироздание. Японская эстетика – это умение вглядываться в детали и за ними видеть целое.