Китай в 12-15вв.


Китай под властью монголов

1211-1224гг. – война монголов с северным государством Цзинь (чжурджени). Южносуннский двор при этом поддерживал монголов, следуя тактики подавить варваров руками самих варваров. Однако, завоевав северный Китай, монголы в 1235г. начали воевать с южным. Это была тяжелая и упорная война. В 1271г. Хубилай (внук Чингисхана,, сын его 4 сына Тулуя) провозгласил себя китайским императором, дав начало династии Юань. С монголами в Китае стало происходить то же, что и с другими степняками (китаизация). Война продолжалась. 1276г. – монголы захватили столицу южносуннского Китая. 1279г. – последний сунский император погиб. 1280г. – китайские войска были окончательно разгромлены.

Демографический и экономический упадок Китая. Монголы попытались на завоеванной территории наладить управление. Последовали указы, запрещавшие превращать пахотные угодья в пастбища. Идет фиксация и систематизация налогов. Создавался бюрократический аппарат по образу и подобию старого. Китайцев брали на службу только в качестве секретарей. Китайское население притеснялось. В некоторых местах оно было организовано в общины, за которыми надзирали чиновники. Население Китая делилось на:

  • монголов
  • иноземцев
  • население Северного Китая (включая чжурчжэней и киданей)
  • китайцев юга

Наиболее дискриминировалось население юга.

Государственный аппарат первое время поражает этнической пестротой. Он был рыхлым. Большой властью пользовались провинциальные чиновники. Династии Юань не удалось отладить экзаменационную систему. Постепенно монголы пытались налаживать сотрудничество с китайским служилым сословием, его идеологами. 1315г. – неудачная попытка возрождения экзаменационной системы.

Значительно выросла роль рабовладения в экономике. Налоговая система, несмотря на попытки ее наладить, была пестрой. К концу династии наблюдается увеличение налогов. Марко Поло в своих записках восхищался, что династия Юань заменила монету бумагой (ассигнациями). Но бумаги этой печаталось слишком много, что порождало инфляцию и расстройство товарообращения.

Антимонгольское движение, образование империи Мин

Хотя Юань во многом китаизировалась, большинство китайцев воспринимали эту династию как чужеземную. Появился лозунг о необходимости реставрации династии Сунн. Большую роль в антимонгольском движении играло общество «Белый лотос». Изначально это была небольшая буддийская секта. К 12в. она стала общекитайской религиозной организацией, которая объединяла десятки тысяч людей. На рубеже 12-13вв. она слилась с сектами Байлинь-дзяо (север Китая) и миндзяо (юг). Это были даосско-буддийские организации с элементами манехейства. Вокруг них сплачивались широкие слои населения, которые были недовольны правлением династии Юань. «Белый лотос» провозгласил лозунг о необходимости свержения династии Юань. «Белый лотос» сумел сформировать идеологию, которая объединяла широкие слои населения. Согласно ей жизнь- это страдание, поэтому жизнь можно отобрать.

Поводом к общекитайской войне стал большой разлив Хуанхэ (при династии Юань ирригация была заброшена). 150 тыс. человек согнали на общественные работы, которые были плохо организованы. Ходило поверье, что придет каменный человек, у которого будет мандат неба. Во время работ рабочие откопали каменную фигурку. Один из отрядов строителей во главе с Лю Фу-Туном взбунтовался.

Хань Шан-тун – руководитель царских войск на юге Китая.

Чжоу Юань-чжан – выходец из небогатой семьи, рано осиротел. Был послушником в буддийском монастыре, где освоил грамоту. Затем был странствующим монахом, собирал подаяния. Он чуть было не попал в отряд, направленный на подавление восстания. А в итоге стал руководителем одного из повстанческих отрядов. Обладал незаурядными способностями, был крайне жесток.

Движение было как социальным, так и национальным. Были распространены идеи о земельном равенстве. Учение Майтрейн – о Будде грядущем (Будда придет в будущем и установит справедливость), (хилиазм – научное название идеи установления царства божьего на земле). Хань Линь-эр был провозглашен Майтрейей и заодно императором династии Сунн. Определенная часть китайской элиты поддержала династию Юань. Но по мере развития восстания на первый план вышел лозунг борьбы против иноземцев. Это привлекало к восстанию представителей провинциальной элиты (характерно особенно для юга). Среди приближенных Чжоу Юань-чжана становилось все больше конфуцианских чиновников, представители «Белого лотоса» уходили на 2 план. Идея о смене мандата неба победила буддийские идеи.

1359г. – захват Кайфына, который был объявлен столицей государства Сунн. Династия Юань в ответ назначила первым министром китайца, сформировала войско и подавила восстание на севере. Лю Фу-тун погиб. Хань Линь-эр убежал к Чжоу Юань-чжану. Поэтому теперь Чжоу Юань-чжан действовал от имени императора. Столицей сделали город Нанкин (столица династии Мин). Чжоу уменьшал налоги на контролируемых территориях, перераспределял землю, освобождал рабов. Стал создавать систему военных поселений. Ядро государственного аппарата Чжоу Юань-чжана – государственные чиновники. Как только Чжоу почувствовал, что может обходить без императора династии Сунн, Хань Линь-эр был убит. 1367г. – войска пошли на Пекин. 1368г. – Чжоу Юань-чжан провозгласил себя императором, основав новую династию Мин. Война продолжалась еще около 1,5 десятилетия.

Создание системы уделов и внутриполитическая борьба в Китае в к.14-н.15вв.

Новая династия, по распространенному мнению, должна была установить царство всеобщей справедливости. Новому императору теперь составляли угрозу его сподвижники, имевшие такие же права на престол. Было много заговоров. Чжоу Юань-чжан направил усилия на укрепление своей личной власти. Он упразднил должность первого министра, центральный правительственный совет, непосредственно подчинил себе традиционные 6 ведомств, начальников которых тасовал собственноручно. Подчеркивал традиционно китайский характер новой власти. Н: повсеместно вводил одежду старого Танского образца. Раньше доклады императору делали стоя, либо сидя, теперь – на коленях.

«В стране нет никого надежнее детей и внуков». Свои сыновей (25 человек) именовал ваннами, стал закреплять за ними уделы. Ванну предоставляли в резиденцию город – столица удела. В распоряжении ванна – штат чиновников – императорский двор в миниатюре (их назначал сам император). Разрешалось ваннам иметь войско. По мнению задумщиков преобразований введение уделов должно было крепить центральную власть, т.к. это:

· подчеркивало силу императора (именно он давал земли)

· на местах были люди, связанные с императором, в противовес локальной знати

· оборонительная функция

Специальными указами оговаривалось, что ванны не должны вмешиваться в административное и хозяйственное управление своего удела (это функция чиновников). Система уделов – система контроля над местными элитами. В Китае не раз была система уделов: впервые в эпоху Чжоу, затем Старшая Хань, династия Тан. Очень скоро выяснилось, что контролировать надо самих ванов. Вскоре после раздачи уделов Чжоу Юань-чжан обвинил в нарушениях 5 сыновей. Сыновья боялись крутого нрава отца, это удерживало ванов. 1398г. – смерть Чжоу Юань-чжана. Новым императором стал Чжу Юнь-вэнь (его назначил сам Чжоу, но он был его внуком, сыном старшего сына). Это породило династические претензии других сыновей. Началась междоусобная война – цзиннань (1399-1402).

Новый император за дело взялся круто. Во вступительном манифесте говорит: Я начну вводить преобразования в политике. В его окружении было несколько энергичных сановников, которые создали программу реформ. Главный – Фан Сяо-жу (был и поэтом). В программу входила натурализация экономики, ущемление второстепенных занятий. Основа управления – кровнородственные объединения. Упразднение системы уделов. В итоге интересы ванов и центральной власти все больше и больше расходились.

Джу Ди – самый сильный из удельных князей (резиденция – Пекин). Было уже арестовано и разжаловано 5 ванов, когда очередь дошла до Джу Ди. Но он не стал ждать ареста. Он убил чиновников и захватил власть в Пекине. Говорил, что его действия были направлены против зла вокруг императора. Джу Ди предлагал компромисс (император должен был отказаться от реформ), но император не пошел на это. Началась война. Перевес был на стороне восставших. Джу Ди поддержали ванны и большая часть бюрократии, напуганной слухами о реформах. Это сыграло свою роль. Уже император предлагал компромисс, а Джу Ди не соглашался. 1402г. – захват Нанкина, императорский дворец сгорел, сам император исчез. 13 июля 1402г. был обнародован указ, оповещавший о смерти императора (его сын был убит). Чжу Ди вошел на престол. В манифесте говорилось о необдуманности реформ и необходимости вернуться к дореформенным порядкам. Была развернута кампания против сторонников императора. Фан Сяо-жу публично четвертовали.

Теперь интерес Джу Ди стал противоположным интересу его прежней опоры. Теперь уже для Джу Ди уделы стали проблемой. Война показала, что уделы сильны, и с ними надо считаться. Вопрос об отношениях императора и ванов оставался открытым. В первые годы император обращался с ваннами очень учтиво. С другой стороны, он подчеркивал, что центральная власть сердцевина страны, и ванны должны ее уважать. Ванны вели внешнюю торговлю, собирали налоги (порой сверх меры), имели армию. В Лояне был Ван И-ван, он творил бесчинства. На него пожаловались. И-вана вызвали к императору для отчета. Вернувшись И-ван наказал жалующихся.

Т.е. Джу Ди не отменил сразу же удельную систему, он действовал осторожно, шаг за шагом укрепляя свою власть. Один из ванов поднял бунт (бунт 5 армий), но император разжаловал и казнил их. Т.е. уделы проигрывали. Каждый из ванов претендовал на содержание из казны, т.к. был императорским родственником. Родственников становилось все больше и больше. К 17в. на содержание ванов тратилось столько же, сколько на содержание чиновников. Династии Мин пришлось вернуться к традиционным способам управления страной и опорам (армия и чиновничество).

 

Центральная власть, армия и бюрократический аппарат в начале правления Минской династии

Джу Ди ввел институт военных наместников как альтернативу ваннам и вместе с тем гражданскую администрацию. Помня о плохом опыте военных губернаторов, Чжу Ди не закреплял их полномочия, они зависели от императора. Т.е. армия мыслилась как один из рычагов управления страной. Но в какой-то момент стали подчеркивать, что приоритет в управлении страной принадлежит чиновникам.

Армия была сословной (сословие военных дворов). Они поставляли рекрутов, а также платили налоги. Их рента была выше, чем у крестьян. Поэтому люди старались перейти из военного в гражданское сословие. Идея состояла в том, что армия должна содержаться за собственный счет. Снабжение армии складывалось из:

· налогов с определенных территорий

· продажи монополий на соль купцам

· ренты с военных дворов

· государственных выделений

Но денег все равно не хватало. Поэтому перешли к системе военных поселений (это еще начал Чжоу Юань-чжан). Земледельцами могли быть до 75% военнослужащих. Земля военных поселений не отчуждалась. Насколько удачна был политика уменьшения расходов на армию и снижения налогового гнета? Данные свидетельствуют, что не особо. Система была порочна. Военные поселения управлялись офицерами, которые использовали труд поселенцев не по назначению. Весь прибавочный продукт с военных поселений изымался, поэтому хозяйство не стремилось к нему (т.е. хозяйство деградировало). Постепенно военные поселения сами превратились в одну из проблем. Военные поселенцы сбегали, в ответ на это нужно было переводить новые гарнизоны в статус военного поселения. Результат – ослабление армии. Хотя это время внешнеполитических успехов Китая.

Те. Армия и ванны не годились в качестве социальной опоры. Поэтому государство сделало ставку на чиновничество. Однако у бюрократической системы тоже были свои изъяны: коррупция, тенденции к обособлению провинциального чиновничества, оппозиционность. Особенности бюрократии при династии Мин:

  • со времени династии Юань так и не была возрождена экзаменационная система. Чины продвигались без экзаменов. Усиливается роль дворцовых служб (отчасти дублируют функции бюрократического аппарата).
  • Опора на евнухов. К концу 15в. их было около 10 тыс. Евнухи, не связанные клановыми и родственными узами, были параллельной властью. Постепенно евнухи превратились в особую корпорацию, преследующую свои интересы
  • Феномен 2 столиц (до этого Лоян и Чанъань, теперь – Нанкин и Пекин). Т.е. опять-таки дублирование бюрократической системы. Манифест 1421г. – Пекин стал официальной столицей.

Экономическая политика первых минских императоров

Экономический подъем, причиной которого была политическая стабилизация. Доля государственных земель стала больше. Первые императоры отменяли налоги для тех, кто обрабатывал целину. Понижение налогов, уничтожение недоимок. Всеимперский обмен полей. Составлено 2 кадастра земли. Воссоздание системы единого регулярного налога. Преград для развития крупного землевладения не было. Правительство пыталось снизить налоги, расширяя обрабатываемые земельные площади, с помощью военных поселений. В случае сложных обстоятельств выдавалась даже помощь. Но оказалось, что этого недостаточно. Шло экстенсивное развитие.

Династия Мин много строила, особенно в Пекине, достроили Великую китайскую стену. Росло население Китая. Запрещалось частное строительство новых домов. Все это давало работу ремесленникам. Династия стремилась воздействовать на все отрасли торговли. Была организована продажа монополий. С другой стороны, государство видело в развитие города потенциальную угрозу стабильности. Поэтому пыталось бороться с второстепенными занятиями. Т.е. экономический подъем был, но он был не качественно нового уровня.

Наука традиционного Китая

В основе идея вэнь (узор), которая, содержа структуру мироздания. Нумерология – тайна мироздания проявляется через цифры. Особенности китайского познания – хаотичность и текучесть мироздания («Книга перемен»). Идея взаимодействия и проникновения, перетекания, постоянных перемен (инь-ян). Инь – огонь, Ян – вода. Цикл бесконечного взаимодействия стихий (дерево, огонь, земля, металл, ураган). Стихиям соответствуют 5 фаз лунного цикла, 5 нот, 5 органов чувств. Вещи одного рода резонируют.

 

стихия Внутренний орган Орган чувства плоть чувство Цвет
Дерево Печень Глаза Жилы Гнев Синий
Огонь Сердце Язык Сосуды Радость Красный
Земля Селезенка Рот Мышцы Мысль Желтый
Металл Легкие Нос Кожа Скорбь Белый
ураган почки ухо кости страх Черный

Действие людей имеет отклик на небе, поэтому изучали кометы, звезды. Все во всем связано и резонирует. Связано с даосской традицией. Практика гадания по лицу, по линиям ладони, китайская медицина. Гадания и календарные исчисления помогали понять взаимосвязь природы и общества.

В Китае был лунный календарь. 1 месяц = 29,5 суток. Чередовались месяцы в 29 и 30 суток. Чтобы сохранить соответствие с временами года периодически вводили 13 месяц. В 11в. в Кайфыне построили водяную башню-часы. 12 главных созвездий, 12 животных. Половина знаков ассоциировалась с янь, другая полвина - с Инь. Китайцы подробно и системно наблюдали за звездами. Знали около 1500 звезд (283 созвездия). Кроме звезд интересовали кометы, их появление было знаковым. Комету Галилея китайцы заметили в 3в. до н.э. Китайцам принадлежит самая древняя запись о солнечном затмении (720 г. до н.э.). В 7в. до н.э. наблюдали метеоритный дождь. Звездные каталоги составляли с 4 в. до н.э. В Европе доминировало учение Аристотеля о неизменной гармонии космоса, китайцы же понимали, что мир текуч.

Математика. Чжань Цаню были известны квадратный и кубический корни, отрицательные числа, таблица умножения, счеты, площадь круга, теорема Пифагора. Китайцы вычислили число пи, знали дроби, решали квадратные и кубические уравнения.

Медицина. Ци – жизненная энергия, которая пронизывает весь мир. Каждая стихия – определенный вид энергии. Китайские врачи видели в человеке не физическое тело, а сочетание разных видов энергии, взаимодействие их между собой. Не интересовались анатомией, не развивали хирургию. Здоровье – баланс энергий, болезнь – расстройство баланса. При болезни лечению подлежит весь человек, а не какая-то его часть. Методы китайской диагностики базируются на соответствии стихий. Диагностика проходила через опрос больного, осмотр глаз, языка, слизистых, давление на разные точки тела, пульс. Различали 27 видов пульса, которые связывали с энергетическими меридианами. Отсюда практика иглоукалывания (первую точку обнаружил легендарный Фу Си, когда у него болела голова, он ударил по ноге, и боль прошла). Основных точек – 360 – число дней в году. Они объединяются в 12 меридианов. Воздействуя на точку, воздействуешь на Ци. В период танской династии прокаженных изолировали (т.е. знали о способе распространения инфекции). В 11в. была осуществлена первая прививка против оспы (здоровым вводилась кровь больных), но не было технологических возможностей для массовой вакцинации. В качестве лекарства использовали корень Женьшеня, чай, сложные смеси растительного и животного происхождения, не применяли вкусовых добавок. «Хорошее лекарство горько во рту, но лечит от болезни». В целом фармакология была развита.

Техника. Китайцы изобрели многое, но у них было скептическое отношение к технике, которая нарушала гармонию в природе. Китайцам не присущ пафос превращения натуры в культуру, хаоса в космос. Культура у европейца от слова возделывать, предполагает активное воздействие человека, вэнь предполагает пассивное наблюдение. Китаец воспроизводит работу небес, выявляя в вещах заложенное в них изначально.

Письмо. С начала писали на костях жертвенных животных, потом на дереве, бамбуковых планках, на шелке (так изобрели волосяную кисточку). Шелк был легок, но дорог. В 105г. н.э. Цай Лунь изобрел бумагу. Первый образцы бумаги существовали за 300 лет до этого. Бумагу стали употреблять очень широко. Из Китая бумага распространилась по Восточной Азии, через Среднюю Азию в мусульманский мир. В 12в. она пришла в Европу. С 8в. китайцы знали о туалетной бумаге.

Книгопечатанье. Литография (надпись на камне) появилась в 7в. Ксилография (надпись на дереве) – 8в. В 11в. кузнец из Кайфына Бишен изобрел подвижный сборный шрифт, но его изобретение было неудобным из-за большого количества иероглифов. С Сунского времени были широко распространены печатные книги. В основном использовали метод ксилографии.

Первый известный компас дошел до нас от Старой Хань. Это была ложка из магнитного железняка. Сначала компас применяли в одной из магических практик (геомантии). Компас буквально переводится как «ложка, управляющая югом». В эпоху Сунов был изобретен компас в виде иголки, продетой в пробку, плавающей в воде. Китайские компасы были удобнее до 15в.

Первое упоминание о взрывчатых веществах относиться к началу нашей эры. При Танах их использовали в ракетах для фейерверков. С сунской династии фейерверки стали любимым развлечением китайцев. Также они использовались для подачи сигналов в армии.

Об огнестрельном оружии есть разные сведения. При обороне Кайфына от монголов в 1232г. впервые использовалось нечто вроде пушек. В музее династии Юань есть пищаль, которую датируют концом 13в. Протоформы огнестрельного оружия у китайцев заимствовали монголы. Именно через монголов китайские изобретения докатывались до арабского мира, а вслед за этим – до Запада. Порох в Китае использовался также в медицинских целях и для травли тараканов.

Фарфор начали изготавливать в 3-4 вв. С эпохи Сунн начали производить высокохудожественный фарфор. С Танов это становиться массовым ремеслом и экспортом. Европейцы долгое время думали, что фарфор изготавливается из морских ракушек (отсюда европейское название парцелин). Фарфору приписывали магические свойства (изменял цвет при соприкосновении с ядом). В начале 18в. в Саксонии был раскрыт секрет фарфора.

Средневековый Китай – страна специфического, но достаточно развитого научного знания. Китайцам не присущ пафос противостояния природе, противопоставления объекта и субъекта, превращения хаоса в космос. Но в Китае из-за специфического положения города не мог развиться капитализм. Поэтому возможности для превращения науки в производительную силу были ограничены.