Индия. Делийский султанат


Очерк политической истории

Исламское государство на территории Индии со столицей в г. Дели существовало с 1206 по 1526г. Проникновение ислама в Индию началось еще в 7в. С 11в. Индия стала ареной набегов тюрков-мусульман, совершавших походы под лозунгом джихада. Дар-ал-ислам – территория мира (ислама), дар-ал-хад – территория войны.

Махмуд Гахневи создал государство с центром в г. Газни. Багдадский халифат признал его султаном, т.е. независимым правителем. Гахневи периодически совершал набеги в Индию. Индийцы называли варваров-мусульман млеччка. Сначала Махмуд владел только Пенджабом. При его наследниках начались междоусобицы, в ходе которых больше всего преуспели правители Гура. Мухаммед Гурии овладел Пенджабом, стал продвигаться вглубь Индии. Мухаммеда убили, его военачальник Кутб-уд-дин Айбек объявил себя в 1206г. султаном. Он был из гулямов (рабы, с детства, обучавшиеся военному искусству). Бывший раб стал основателем Делийского султаната.

Официальная религия государства – ислам. Кутб-уд-дин разрушил индуистские храмы, возведя на их месте мечети. Ислам был религией правящей элиты, большая часть населения была индуистской. В делах управления большую роль играла военная верхушка. У государства была жесткая административно-политическая структура – влияние ислама. Правители того времени колебались в идеологических вопросах. Порой они пытались идти на компромиссы, синкретизм. В войсках султана были и индусы, но влиятельная часть состояла из тюрков и таджиков. Лакбахш – дарящий лаки (прозвище Айбека). После его смерти к власти пришел Шамс-уд-дин Илтутмыш. Иногда эту династию называют династией гулямов, т.к. многие были выходцами из рабов.

1210г. – вторжение монголов в Индию. Монголы разграбили Пенджаб (Северная Индия), а потом ушли. Угроза их вторжения сохранялась около 80 лет – фактор объединения военной исламской элиты вокруг Делийского султаната. Приближенные и султана назначали наместников в регионы, границы которых были не до конца известны. Султан – первый среди равных, один из военной элиты. Это вызывало напряжение между центральной властью и военной знатью (40 семейств, названные по числу основателей, это были тюрки сунниты). Наиб-уль-мульк – регент, выражавший интересы военной корпорации. Бюрократы были таджиками и афганцами, по вере чаще всего шииты. Государственная религия – суннизм. Государственный язык – иранский. Зим-ми – индусы (неверные).

Первые два султана были избраны. Илтутмыш попытался сделать свою власть наследственной. Наследником назначил дочь – Раззийю (была умная, ходила в мужской одежде, храбрая). После 4 лет правления ее убили. Начался период дворцовых переворотов. 1246г. – на трон возвели Насир-уд Дина – младшего сына Илтутмыша. Фактически власть перешла к советнику Балбану. Он был из рабов, после Насира занял престол (1265г.). Став султаном, он вновь столкнулся с монголами, воевал с ними успешно. Строит цепь крепостей. Продолжает укрепление вертикали власти. Беспощадно подавляет восстания. Ему удалось сломить могущество 40 семейств, многих он просто перетравил. Были введены тханы – опорные пункты власти на определенных расстояниях друг от друга. В каждом тхане был военный отряд. Была создана тайная полиция (бариды). При дворе был установлен очень пышный церемониал на иранский манер. Своим внукам Балбан дал персидские имена. Так султанат из тюркского государства стал превращаться в наследника персидской традиции (это было логичным в борьбе с тюркской военной элитой делать опору на другую традицию). Балбан едва ли не дошел до требования обожествления своей персоны, что не соответствует исламской традиции. Будучи бывшим рабом, следил, чтобы ко двору не проникали люди низшего происхождения. После смерти Балбана вновь начались распри.

На престол вступил Джелаль уд-дин Фируз. Он стал основателем династии Хиджи. В Индию снова вторглись монголы, от которых частью отбились, частью откупились. Были организованы набеги в центральную Индию, которые возглавил Ала-уд-дин (племянник султана). В походе были награблены большие сокровища. Ала-уд-дин позвал султана на встречу, где убил Фируза. Ала-уд-дин просто перекупил всех военачальников. В 1296г. он стал султаном, правил 20 лет. Первым делом перебил всех, кого купил. Он ввел новые налоги, частью конфисковал земли храмов, частью обложил их налогами, обложил налогом земли военачальников. Ала-уд-дин первым попытался учесть, что империя полиэтнична и поликонфессиональна. Он пытался создать общую для индусов и мусульман религию, сам претендовал на роль пророка. Его герой Искандер (Александр Македонский). Хотел покорить весь мир.

Основа налогообложения – харадж (поземельный налог). По свидетельству Барани индусы платили ½ урожая, в то время как раньше – 1/6. Вероятно, цифра не совсем верна, т.к. очень велика. Индусам запрещалось носить оружие, ездить верхом, богато одеваться. Эти меры должны были смягчить уход правительства в сторону от ислама. Ала-уд-дин запретил своим приближенным устраивать пиры, пить вино, т.к. считал, что пиры – место, где знать объединяется и плетет заговоры. Знати даже запрещалось навещать друг друга и заключать браки без разрешения. Шпионил за всеми. Важная мера укрепления государства – замена икта жалованием. Государство регламентировало цены на товары. В Дели специальный чиновник объезжал базары, следил за ценами. Накопление зерна на случай неурожая. Это делали специальные купцы, за деятельностью которых наблюдали специальные чиновники. Земледельцам разрешалось продавать оставшееся зерно купцам. Реформы Ала-уд-дина были сложно осуществимы на большой территории из-за слабых коммуникаций.

Ала-уд-дин создал большое войско (до ½ млн. чел.), накопил денег. 1306г. – появившиеся монголы были разбиты. Ала-уд-дину средств не доставало, поэтому он предпринял новый поход в Центральную Индию. Привез много драгоценностей. Правители Центральной и Южной Индии платили дань Ала-уд-дину, но были независимыми. Границы Делийского султаната четко определить затруднительно, это была рыхлая империя.

К концу правления Ала-уд-дина началось массовое недовольство наряду с восстаниями раджпутов. 1316г. – смерть Ала-уд-дина. Борьба за престол. Мубарак – шах стал султаном. Он ликвидировал реформы Ала-уд-дина. Продолжает завоевательную политику. Удачливый полководец убил Мубарак-шаха, хотел сам стать султаном, но у него не получилось. Султаном стал Гийяс-уд-дин Туглак – основатель новой династии Туглакидов. Он снижал налоги, но при этом продолжал активное строительство. Воевал в Центральной Индии и погиб. Султаном стал его сын Мухаммад-Туглак. Он был хорошим полководцем, хорошо образован, но с очень странным нравом. Многое в правление решали его самодурство и прихоти. Перенес двор в один из южных городов, но не сумев там обосноваться, вновь вернулся в Дели, что разрушило хозяйственную жизнь столицы. Ввел дополнительные поборы с земледельцев – абваб. Земледельцы бежали в леса. Ко всему прибавилась засуха. Султан стал чеканить медные деньги взамен золотых и серебряных. Это мероприятие было неудачным, в итоге самому султану пришлось скупить эту монету. Поход в Гималаи закончился фиаско. Начались беспрерывные мятежи, принимавшие форму ересей. Мухаммад Туглак получил прозвище Кровавый.

1351г. – смерть Мухаммада Туглака. На престол взошел его двоюродный брат Фируз (правил 30 лет). Он уменьшил налоги, отменил торговые пошлины, отменил абваб, запретил пытки. Мусульманским военачальникам предоставлялись привилегии. Он жестоко подавлял ереси и преследовал шиитов. Воевал с индусскими княжествами, обращая их население в рабство. После его смерти опять начались междоусобицы. 1398г. – кампания Тимура Тамерлана в султанат под лозунгом джихада. 17 декабря 1398г. – сражение близ Дели. Армия Тимура разгромила войска султаната, султан бежал. Знатные горожане просили пожалеть их город, но, войдя в город, войска устроили резню. Тимур вскоре ушел. Начались голод, болезни. Последний султан умер, не оставив наследника. В Дели начал править приспешник Тимура. К тому времени империя фактически распалась, потом пришла афганская династия Лоди. В ее правление Индия оставалась раздробленной.

 

Аграрные отношения

Мусульмане, установив свою власть, методов хозяйствования не меняли. Усилилась государственная земельная собственность. Она была 2 видов:

· хамисэ(а) – собственно государственные земли, налог с них собирали чиновники

· икт – условное служебное землевладение

Отвечал за сбор налогов общинный староста. Налог раскладывался по дворам. В собственности государства могли быть леса, луга. Иногда на государственных землях устраивали государственное хозяйство, где трудились рабы. Но удельный вес царской земли с рабами был небольшим. Вероятно, плохо различали государственные и царские земли. Туглак ввел систему государственных займов, чтобы поощрять посадку новых, более продуктивных культур, а также для расширения сельскохозяйственной площади. Барани пишет, что деньги брали, но использовали их как хотели.

Иктодары – владельцы иктов. Мукта – более крупные икты. Иктодары сами или через сборщиков собирали налог с пожалованных им деревень. Часть налогов отдавалась в казну. Чтобы учесть излишки в икты назначались хваджа. Часть налога шла на содержание иктодара. До середины 14в. иктодар кроме выплаты части ренты государству и обязанности содержать военный отряд должен был посылать султану ежегодные подарки (хидмет), обычно слонов, коней. Существовала специальная инспекция войска, которая проверяла оружие, боевую подготовку, клеймило коней. Особой строгой эта практика была при Ала-уд-дине. Когда Балбан попробовал забрать икты, где не было мужчины, начались волнения. Т.е. Иктодары рассматривали свои участки уже не как условную собственность, а наследственное землевладение (милк/ инам).

Земли мечетей и медресе назывались вакф. Владельцы таких земель полностью присваивали себе ренту, государство не вмешивалось.

По мере ослабления государства хамисэ уменьшалось. При династии Лоди Иктодары уже не платили ничего в казну. Термин икт отмирает, появляется джагир.

Джизья – подушный налог для не мусульман. На территории султаната сохранялись земли индусских князей. Раджпуты были реальной политической силой, т.к. имели войско. С их земель взимался харадж. Земли раджпутов переходили по наследству. Раджпуты могли вести друг с другом земли.

Появление новой исламской элиты мало затронуло основы крестьянской жизни. Сохранилась община, она была удобной фискальной единицей. Сохранилась традиционная индусская земледельческая военная элита – заминдары (раджпуты в том числе). Джамият – фискальная единица. При этом сохранялась коллективная общинная собственность, самоуправление, институт старост (чаудхари, хута) – фактически низшее должностное лицо. Заминдары: хута, чаудхари, раджпуты.

 

Город, ремесло, торговля в Индии в 13- н.16вв.

На определенном уровне развития государство послужило стимулом для развития рынков, ремесла и торговли. Для нужд двора создавались ремесленные мастерские – кархана. При Ала-уд-дине 17 тыс. человек работало там (из них около 7 тыс. – строители). Судя по косвенным данным, в делийском султанате вообще возросло число ремесленников, росло число ремесленных каст. Появлялись новые отрасли ремесла либо изменялись старые. Стали производить бумагу. Изменился характер строительства: до мусульман не знали ни арки, ни купола. Стали применять кирпич.

Усиление торговли между Индией и исламским востоком. Важнейший предмет ввоза – лошади. По мере завоевания Центральной Индии все более важную роль приобретает морская торговля. Индия вывозила: х/б ткань, пряности, украшения, утварь, оружие. Развита была работорговля. Рабы были дешевыми.

Движение на юг способствовало развитию ремесленной технологии. Оно стало важнейшим источником пополнения продовольственных запасов султаната. Громадные ресурсы использовались для удовлетворения нужд дворца и армии. Налоговый пресс мешал развитию предпринимательства. Платили закат (2% от дохода), отвали (сбор в пользу градоначальника), мустагал (налог на землю, где стояли лавки), таможенные пошлины, подворную повинность (для купцов).

Появились новые города, росли и укреплялись старые административные центры. Торговля и ремесло были в значительной степени завязаны на нуждах армии. Поэтому в местах квартирования войск также возникали города. Индийские города возникали и в святых местах, куда стекались паломники. Город самоуправления не имел. Элементы самоуправления имели ремесленные касты. Гарантий прав городского населения не было. Знатные люди и чиновники по своему усмотрению повышали налоги, заставляли продавать товар по заниженным ценам, конфисковывали имущество.

Ислам в Индии: проблемы диалога культурных традиций

Ислам Индуизм
Религия экспансионистская, экстравертная. Индуизм интровертен и полиэтничен
Основная идея – идея джихада. Язычники должны быть либо быть обращены в ислам, либо уничтожены. Индусы тоже считают свою землю священной, но при этом не стремятся никого обратить в свою веру. Разные религии – это разные пути, разные дхармы.
Единобожие У единого Брахмана есть множество проявлений – многобожие
Мусульмане равны перед Аллахом У каждого индуса своя дхарма и карма
Ислам имеет своего основателя Не имеет основателя
Коран открыт для всех Веды должны изучать избранные
Ислам осуждает изображение людей, животных, тем более Бога. Это ширк – язычество. Поклонение изображениям животных и богов – элемент ритуала.
Пищевые запреты (свинина, вино, посты) Пищевые запреты непонятны
  Практиковали сати – самосожжение вдов, что дико для мусульман
Практиковали затворничество женщин, что непонятно для индусов  

Несмотря на все эти противоречия, ислам и индуизм сумели вступить в диалог, стали влиять друг на друга. В индуизме стали развиваться монотеистические тенденции (движение бхакти). Это привело к появлению сикхизма. Среди высоких индийских каст стало практиковать затворничество женщин. Индусы стали отказываться от свинины, почитать могилы суфистских шейхов. Индусы стали отмечать урс – день кончины святого. В то же время мусульмане стали отмечать индуистские праздники. В среду мусульман стали проникать кастовые различия. Ашраф – благородные, аджар – низкие. Индусы-мусульмане продолжали уважать брахманов. Раджпуты-мусульмане сохраняли ритуал сати.

Исламизация Индии не была такой тотальной, как других территорий. Но число мусульман естественно возрастало. Часть индусской элиты принимала ислам, чтобы получить доступ к привилегиям и управлению, часть горожан – чтобы установить торговые отношения, часть низкокастовых – чтобы избавиться от дискриминации. Северо-запад – основной регион исламизации – район первоначального проникновения ислама в Индию. Другой регион – Бенгалия. Почему? Возможно т.к. здесь было много неприкасаемых. Ислам распространился не только в форме суннизма, но и других. Большую роль в исламо-индуистском диалоге сыграл суфизм.

В представлениях мусульман индусы-мусульмане продолжали оставаться ширк, с которыми нужно бороться всеми методами. Но уже Илтутмыш перестал следовать этому воззрению. Ала-уд-дин стал назначать индусов государственными чиновниками. Эта политика была опосредована обстановкой, в которой индусов было большинство, а мусульман меньшинство. Исламизация в Индии заключалась в создании некого модуса сосуществования.