Китай в 3-7 вв.


Периодизация средневековой китайской истории:

Название китайское средневековье – название условное. Само понятие средневековья было выработано на европейской истории, в Китае же не произошло ломки, радикальной перемены социально-экономического уклада.

1. Рубеж 2-3вв. н.э. – восстание желтых повязок, падение империи Хань

2. до конца 3в. – эпоха троецарствия

3. к. 3 – н. 4вв. – империя династии Цзинь

4. 4-6вв. – время распада Китая на многие государства («темные века»)

5. к. 6в. – восстановление единства Китая под династией Суй

6. 618г. – приход династии Тан

7. к. 9 – с. 10вв – распад Китая, эпоха 5 династий и 10 царств

8. 960г. – установление династии Суй (960-1279)

9. 1280-1368гг. – правление монгольской династии Юань

10. 1368-1640гг. – правление династии Мин

11. до н. 20в. правление династии Цинь

Гибель Ханьской империи. Эпоха троецарствия (саньго). Основные мотивы китайской культуры в эпоху троецарствия

Грань между китайской древностью и средневековьем обычно проводят на рубеже 2-3вв., когда рушиться империя Хань. Численность население империи – 50-60 млн. чел. Причина гибели – социально-экономические и политические процессы. В основе кризиса лежало разорение крестьянских хозяйств (главные налогоплательщики) и переход их под руку сильных домов (крупные провинциальные земельные магнаты). Государство пыталось сопротивляться, увеличиваются налоги и ужесточаются репрессии за невыплату налогов (механизм круговой поруки в общине в Китае существовал с древности). Это давление создавало еще больше резонов, чтобы переходить к сильным домам. В итоге государство продолжало слабеть, а сильные дома усиливались.

Это все вылилось в восстания желтых повязок. Организатор – тайная даоская секта – Тан пин Дао (путь великого равенства). Руководитель – Чжан Цзяо. Активную роль принимала организация Чжэнь и Дао (путь истинного единого). Восстание готовилось 10 лет, была создана 300-тысячная военизированная организация. Властям до последнего момента ничего не было известно о готовящемся восстании, что говорит о развале государственного аппарата. В основе восстания лежала идея о мандате Неба. Девиз: Синие Небо насилия должно смениться желтым небом справедливости.

Восстание вспыхнуло весной 184г. Длилось около 30 лет. Усмиряли восставших сильные дома. Их частные армии оказались боеспособнее императорской. Ханьский двор был в положении пленника разных военных группировок.

Роман «Сяньго» Ло Туаньчжуна передает китайское видение происходящего, хоть и написан через 1 тыс. лет.

Окончательно захватить Ханьский двор удалось Цао Цао, что создало предпосылки свержения династии. «Что жизнь человеческая, все равно, что роса по утру». Цао Цао и люди его окружения жили без оглядки на прошлое, ли. Они подчеркнуто порвали с уважением к прошлому, ученым людям, воплощавшим знание ли. Духовный мир Цао Цао и его окружения отличался большой сложностью и противоречивостью. Стало непонятно, что хорошо, а что плохо.

Кун Жун – приближенный Цао Цао. Был острословом. Когда Цао Цао запретил употреблять спиртное в войсках, он предложил еще и запретить женщин. Эта шутка сошла ему с рук, но в итоге его все равно казнили.

Ни Хэн – еще один приближенный. Обладал строптивым нравом, издевался над вельможами. Цао Цао решил ему отомстить, назначив его придворным барабанщиком. Ни Хэн пришел на службу в старом платье (для китайца платье – символ мироздания, храм в миниатюре) – вопиющее нарушении порядка. Когда же один из приближенных возмутился, Ни Хэн вовсе скинул платье, остался голым. Сходные эпизоды в это время встречаются несколько раз. Очевидно, это некий символический жест. Демонстративные раздевания показывали, что традиция и иерархия перестали существовать («распалась цепь времен» - Шекспир). Сложилось ощущение, что ритуалы и традиции уже не могут объединять, на их основе нельзя выстроить империю.

Одним из соперников Цао Цао был Юань Шао. Он направил Цао Цао обидное письмо. В ответ придворные составили документ, где в официозной форме сравнивали Цао Цао и Юань Шао. Юань Шао был воплощением старого порядка с отжившими конфуцианскими ритуалами. Авторы показывали сравнениями, что пришло новое время и нужны новые люди, такие как Цао Цао.

«Может это были и темные века, но это были блестящие темные века». Расцвет поэзии. Это время породило блестящего китайского поэта Жуань Цзи: «Да разве для таких как я существует ритуал?» Прославился также безудержной страстью к вину. Его всячески хотели привлечь на государственную службу, он всячески отказывался. Но в итоге его привлекли, тогда он начал манкировать должность пьянством. Зато он умер собственной смертью, т.к. его нельзя было заподозрить в жажде власти, он всем своим видом показывал свое безразличие к ней.

Цао Цао сам не стал императором, но им стал его сын Цао Пи в 220г. Все было проделано как добровольная уступка трона недостойного правителя достойному (Цао Пи 3 раза предлагали трон, что заложило традицию на 7 веков). На севере Китая возникло основанное Цао Пи царство Вэй (со столицей в Лояне). Параллельно с ним на юго-востоке возникло царство У (столица Нанцзин), основанное Сунь Цюанем. На юго-западе возникло царство Шу, основанное Лю Бэем.

В борьбе преуспело царство Вэй. Основой военного могущества стала система военных поселений (бродячий люд сажали на государственную землю, давали им инвентарь, они платили налоги, а также несли военную службу). Военные поселенцы составляли до 80% налогоплательщиков. Также ввели систему 9 рангов в отборе чиновничества. В провинции утверждался чжун-чжен (беспристрастный и прямой). Он ведал отбором кандидатов в провинции на государственную службу, составлял характеристики людей, на их основании присваивалась категория (одна из 9). Затем на основании категории человека брали на государственную службу. Смысл реформы: государство попыталось наладить отношения с социальной элитой (сильными домами), включив ее в систему управления государством.

Объединение Китая династией Цзинь. Реформа Сыма Яня. Государственная надельная система – основа аграрного строя Китая в 3-7вв.

Эпоха Саньго (троецарствия) завершилась тем, что царство Вэй оказалось сильнее. Но сама правящая династия была отстранена от власти, на севере Китая возвысился род Сыма. Сыма Янь разгромил царство Шу, низложил династию Вэй, основав династию Цзинь. 270г. – завоевание царства У. Китай полностью оказался под властью династии Цзинь.

Хозяйство Китая было подорвано, значительно сократилось население. Сыма Янь проводит серию реформ для укрепления централизованной власти. Они заложили основы аграрного строя Китая на несколько сотен лет вперед. Суть реформы – попытка утвердить общегосударственную земельную собственность. По указу 280г. все земли являлись собственностью императора. Население было держателями земли от императора. Основания для держания могли быть разными. 120 му (в то время 1 му = 6 соток) – типичный крестьянский надел. Этот надел делился на 2 части (70 и 50 му). На 70 му крестьянин работал на себя, урожай с 50 му шел в пользу государства. Помимо обработки на государевом поле крестьянин должен был отдавать государству оброк в виде продуктов ремесла. Также крестьянин должен был около 20 дней в году отработать на государственных работах. Здесь нет денежной ренты – показатель социально-экономической катастрофы. Земля, таким образом, выдавалась не в собственность. Её нельзя было продать, купить, подарить, сдать в аренду и т.д. Раз в 6 лет земля подлежала переделу, чтобы земли не скапливались в частных руках. Реформа имела своей целью привлечь к земле земледельца и усилить государственный сектор.

Реформы Сыма Яня вписывались в китайскую традицию. Так деление на 2 клина напоминает систему колодезных полей – идеальную систему землевладения, якобы существовавшую в древности. Достаточно традиционна и триада повинностей. Таким образом, Сыма Янь попытался восстановить то государственное землевладение, на которое опиралась древняя империя и крах которого стал крахом империи. Реформа был также попыткой привязать к государству служилое сословие. В зависимости от ранга (всего 9) земля выдавалась и чиновникам за государственную службу (от 50 до 100 му). Земля выдавалась с приписанными к ней крестьянами (тянькэ). Эти наделы выдавались не в собственность, они были держаниями (не передавались по наследству). Если чиновник менял место службы, то у него забирался прежний надел и давался новый.

В эдикте Сыма Яня упоминаются императорские родственники, гости, дети и внуки образованных людей – т.е. представители сильных домов. У них Сыма Янь земли не конфисковал, эта категория как бы приравнивалась к чиновникам. Но их статус как земельного собственника менялся, они становятся условными держателями земли, хоть и не обязаны нести государственную службу. Так Сыма Янь интегрировал провинциальное землевладение в государственный аппарат.

Часто реформу Сыма Яня сравнивают с реформой Карла Мартелла. Но на западе служилое землевладение быстро трансформировалось в частное. В Китае должностное землевладение сохранилось, было основой существования самой империи. В Западной Европе в виду слабости государства тенденция к формированию «государственного феодализма» была, но она была неразвита. Поэтому возобладала частно-феодальная тенденция. В Китае были также представлены обе тенденции. Но сильные дома в Китае так и не оформились в корпорацию феодалов со своими особыми правами и привилегиями.

В 290г. Сыма Янь умирает, его реформы сходят на нет, начинается борьба за престол – «смута 8 князей». Она подорвала силы империи. Параллельно вспыхивает крестьянская война. Также Китай испытывает натиск кочевых племен (хунну, сяньби, жужани).

Южный и Северный Китай в 4-6вв.

В 310г. шан юй (вождь) хунну Ли Юань основал в захваченной провинции государство. Им были захвачены древние китайские столицы – Лоян и Чанъань. На севере началось время «16 царств и 5 северных племен». Династия Цзинь бежала на юг Китая, где продолжила править. Судьбы северного и южного Китая с этого времени (4в.) начинают сильно разниться. На севере возникает масса государственных образований, он становиться ареной непрерывных войн между кочевниками. Одно из племен сяньби клан Тоба побеждает. 398г. – Тоба Гуй провозглашает себя императором Китая. Его приемник завоевывает весь Северный Китай. Возникает держава Северная Вэй, что закрепляет распад страны на 2 части.

Древний очаг китайской цивилизации – север (юг изначально считался полуварварским). Когда север стал ареной войн кочевников, значительная часть населения переместилась на юг (где плотность населения была невысока, а природа позволяла развивать традиционный тип земледелия). Это время (к. 4 – н. 6 вв.) – время интенсивного развития юга Китая. Раньше юг отставал, теперь он более развит. Так, например, деньги составляли 40% поступления налогов в казну на юге. Именно юг становиться хранителем традиционной китайской культуры.

Но государство на юге было некрепким. До 420г. правила династия Цзинь (Восточная Цзинь). Затем меняется еще 4 династии. Династии были вынуждены считаться с сильными домами. Время от времени южане предпринимали попытки отвоевать северные территории. Одному генералу удалось на время захватить Лоян в с. 4в. В н. 5в. захватили обе древние столицы. Но не было сильного государства, которое могло бы развивать эти успехи.

Когда Тоба захватили весь Северный Китай перед ними встала проблема управления территорией и населением. Тоба должны были освоить местные формы хозяйства, управленческие организации, китайский язык. Некоторое время доминировало скотоводство. Но в конечном счете возобладало земледелие. Постепенно тоба отказались от своих обычаев, религиозных традиций, языка. С к. 5в. в Северной Вэй стали поощрять браки с китаянками, запретили употреблять «грубые северные языки» и носить тобийские одежды на государственной службе. Династия Тоба стали именовать себя Юань (с кит. исток, жизнь). Столица была в Лояне. Пери дворе устанавливался китайский этикет. Т.е. завоеватели были ассимилированы. Однако процесс ассимиляции был непрямым. 6в. – сяньбийский ренессанс – значительная часть тоба снова начинают носить тобийскую одежду, заплетать косы.

В государстве Северное Вэй происходит дальнейшее развитие государственной надельной системы – системы равных полей. По сути это было продолжение тенденций аграрного строя, заложенных при Сыма Яне. Казенные земли, выдаваемые крестьянам, делились на 3 участка:

· пахотный (засевался зерновым культурами, периодически происходил передел, не продавались)

· садово-огородный (продавались под контролем государства, передавались по наследству)

· усадебный

Государство следило и карало за посадку на пахотных землях плодовых деревьев, т.к. при этом менялся статус земли. Система равных полей дожила практически не трансформируясь до к. 8в.

На севере сформировался несколько иной, чем на юге, тип экономики, который предполагал наличие более сильного государства. Неслучайно, объединение Китая в дальнейшем пойдет с севера, там было больше централизаторских тенденций (хотя юг был более развитым).

Основные категории традиционной китайской культуры: конфуцианство и даосизм

Вэнь – культура (буквально «узор»). Узор – то, что лежит в основе космоса. Дела человеческие и дела природные переплетаются, создавая некий узор. Поэтому узор – это прообраз и природы и культуры. В гадательных практиках будущее прочитывалось по узорам. Изобретение гадательных практик традиция приписывает Фу Си. Он также был изобретателем письменности, рыболовства, охоты, музыкальных инструментов, правил женитьбы, акупунктуры, 8 знаков – триграмм – комбинаций черт, в которых отражены все основные закономерности мира. Вэнь-ван на основании триграмм изобрел гексаграммы, которые легли в основу Книги перемен. Т.е. в основе Книги перемен опять-таки идея узора. Реальность можно опознавать через какие-то следы (на этом основаны китайские практики – попытка интерпретации узоров).

Тянь – Небо. Тянь устанавливается в переходе от эпохи Шан-ин к эпохе Чжоу. Шан-ин опирались на родство с первопредком – Шан-ди. Чжоусцы должны были объяснить свое право на власть. Они заменили Шан-ди местом его обитания – Небом. Небо – безличное, абстрактное верховное начало. Небо не имеет личностных связей (например, ему нельзя молиться). Небо дает право на власть. Небо – закон, которому нужно подчиняться. Полное отправление культа Неба – задача правителя.

Дэ – добродетель, но это слово изначально имеет незначительное отношение к моральным вопросам. Оно обозначает некоторую силу, которой обладает властвующий, это некая харизма властвующего. Приходя к власти, династия обладает большим Дэ, но постепенно оно растрачивается, династия теряет право на власть, приходит новая династия, у которой Дэ еще много. Соблюдение правил поведения – знак Дэ. Человек по китайским меркам связан с небом на физиологическом уровне, он миниатюрное подобие Вселенной. Н: 12 каналов пронизывают человека, они включаются попеременно в зависимости от свечения созвездий. Т.е. Дэ – это и физиологическое понятие. Нарушение моральных и социальных норм – нарушение космического порядка вещей, которое карается этим же порядком.

Иудео-христианская и мусульманская концепция истории – прямое поступательное развитие. Эмпирическая история людей в китайской традиции – это колебания по оси, которая не имеет конца. Эта ось – Дао.

Инь-Ян – знак великого предела. Инь – темное, пассивное, женское, влажное и т.д. Ян – светлое, активное, мужское, сухое и т.д. В др. традициях свет и тьма противостоят друг другу как добро и зло. В китайской традиции они взаимодействуют, перетекают друг в друга, взаимопроникают. Их взаимодействие – основа бытия мироздания.

Эти категории базовые для всех направлений традиционной китайской мысли, но они подвергаются разным интерпретациям.

Конфуцианство:

Конфуций (551-479) – Первоучитель. Заложил основу не только китайской мысли, но и политической администрации. «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). «Я передаю, но не создаю. Я верю в древность и люблю её.» - т.е. Конфуций всего лишь транслирует заложенную в древности традицию (ли), которая является условием существования Поднебесной. Соблюдение традиции – исполнение ритуала.

Категория жэнь (гуманность, человеколюбие) объединяет массу качеств. Благородный муж должен обладать жэнь и (чувство долга). Полностью соответствовать идеалу жэнь почти невозможно, но благородный муж стремиться к этому идеалу, в отличие от подлого.

Важнейшая идея конфуцианства – люди обучаемы, и обучение является основой управления. Цель жизни Конфуция – обучение. Жень и ли можно научить.

Когда Конфуция спросили с чего нужно начинать государство, то он ответил идеей исправления имен: надо найти каждой вещи свое место в мире, и тогда установиться порядок.

Конфуцианство утверждает, что люди по своей природе скорее добродетельны, чем злы, поэтому ими надо управлять как добродетельными, как отец управляет детьми. Главное в таком управлении не наказания и не закон, а ли. Государство есть ничто иное, как большая семья, а семья – это государство в миниатюре. Легисты (законники) говорили обратное – человек от своей природы существо злое. Но государство может манипулировать его злом в своих целях (с помощью законов). Они рассказывали притчу о крестьянине. Он хотел выкорчевать пень, но в это время заяц споткнулся об этот пень. Крестьянин сварил похлебку и стал ждать следующего зайца. Под крестьянином в этой притче осуждаются конфуцианство, опирающееся на традицию. Мир меняется, говорили легисты, поэтому на традицию опираться нельзя.

Авторитет и престиж книжного знания – важная традиция, заложенная конфуцианством. На знаниях книжных текстов держалась экзаменационная система. Простолюдин, сдавший экзамен, становился чиновником. Т.е. бюрократическая система Китая была открытой.

Даосизм:

Лао-Цзы приписывается трактат «Дао Дэ цзин» («Книга о пути и добродетели»). Категория увей – не деяние (более точный перевод - действие в соответствии с природой вещей). Человек должен находиться в гармонии с природой, но достижение этой гармонии конфуцианцами и даосистами понимается по-разному. Для конфуцианства отношение человека к миру гармонизируется через ли. Даосизм как философия строится на достаточно радикальной критике человеческих институтов, культуры. «В ритуале начало смуты» («Да Дэ цзин»). В самой культуре и ее институтах даосы видели разрыв с природой (в этом смысле их можно назвать анархистами).

Чжуан Цзы все время звали на государственную службу, он отказывался, приводя такой пример. Вот есть черепаховый ларец, дорогой и красивый. А вот живая черепаха, она валяется в грязи. Но что лучше: быть черепаховым ларцом или черепахой? Я предпочитаю быть черепахой. (Участие в государственных делах – искажение человеческой природы, отчуждение от жизни.)

«Дао Дэ цзин»: Знающий не говорит, говорящий не знает; Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное Дао. Т.е. истина, сакральная сущность мира невыразима в словах. Эту идею, впрочем, можно встретить и у Конфуция («Небо не говорит»). Но для конфуцианства эта идея периферийная, тогда как для даосизма она центральная.

Вся эта совокупность идей оформилась в Китае в доимперский период, во время множества царств («время ста философских школ»). Со времен империи Хань основным течением было конфуцианство, на нем строилась государственная практика, система образования (основа формирования государственного аппарата).

 

Религиозная революция в Китае после распада империи. Проникновение буддизма и его трансформация на китайской почве.

Традиционный идеи философской китайской мысли переживали кризис вместе с самой империей. Ответом на него стала «религиозная революция» (4-7вв.). Это время грандиозного религиозного движения, охватившего весь Китай. Выделяют 2 направления:

· трансформация даосизма

· проникновение буддизма

 

Трансформация даосизма:

Существует спор между теми, кто говорит об эволюции даосизма, и теми, кто полагает, что на основе философского даосизма складывается даосизм религиозный. По сути это спор о понятии «религия».

Даосизм в древности базировался на неких архаических практиках. Религиозный компонент был и в древнем даосизме, но китайский даосизм – это еще и медицинские знания, комплекс естественнонаучных представлений, магические и сексуальные практики, философия.

В 3-5вв. даосизм становиться еще и массовой народной религией. Даосизм как религия это учение о возможности вечной жизни. Для христианства главное вечная жизнь души. У китайца же нет жесткого деления на душу и тело (человек состоит из 2 легких душ и 7 тяжелых). Существует представление о великом коме бытия, из которого все время что-то вылепляется. Смерть и жизнь неокончательны, постоянно происходит некое взаимопроникновение. Но смерти можно избежать. Для этого нужно улучшить тело вплоть до некой дематериализации. Сянь – небожители, достигшие вечной жизни. Питание духа – совершение добрых дел (причем 1 проступок сводит все добрые дела на нет). Питания тела – практики, направленные на улучшение тела, уничтожение злых духов тела. Для этого существовали различные диеты (отказ от мяса, вина, постепенно зерна, в перспективе переход на минеральное питание – отсюда поиски эликсира бессмертия). Ши-хуанди (правитель империи Цинь) – первый правитель, искавший эликсир бессмертия. Экспедиция эликсира не нашла, но возвращаться побоялась, она осела на острове, где потом образовалось государство Япония.

Даосы занимались пророческой практикой. Порой они пророчествовали о мандате неба, за что их преследовало государство. Вокруг таких пророчеств возникали порой восстания. Можно сказать, что у даосов была монополия на общение с потусторонним миром. Из многообразия местных культов они выстроили единый пантеон с духами на разных уровнях иерархии.

Со 2 в. даосизм стал оформляться как общекитайской религиозное сообщество. Большую роль в этом сыграли секты «Тайпин-Дао» («Путь истинного единого»). В основе было учение о людях-зернах, которые прорастут сквозь гибель империи и создадут идеальный мир. Секта Джени-дао (5 мер риса) стала основой общекитайской даосийской организации (Тайпин-Дао была разгромлена). Она практически превратилась в теократическое государство. Учитель был объявлен наместником Лао Цзы на земле. В ½ 3в. главой секты был Чжан Лу. Вся территория, на которой действовала организация, была разбита на округа (24). Они были поделены на 2 уровня: даосские мужи (клир) и даосской народ. Существовали постоялые дворы с бесплатным обслуживанием (дома справедливости), больницы, тюрьма. Даосские люди платили налоги (первоначально 5 мер риса, отсюда название секты). Лао Цзы принял титул от Цао Цао, но организация сохранила автономию, просуществовав до коммунистов.

Отношения даосизма и светской власти были неоднозначными. Иногда государство преследовало даосов. Но даосизм был неотъемлемой частью культурных практик (образование было невозможно без знания даосских текстов), поэтому он сосуществовал с государством. Даосизм сыграл большую роль в синтезе китайской и варварской культур, т.к. он был более, чем конфуцианство, открыт для влияния извне. Конфуцианство более китаецентрично. Через даосизм происходило и восприятие буддизма.

 

Буддизм в Китае:

Темные века (4-6вв.) – время триумфального шествия буддизма по Китаю. Буддийские монастыри превратились в крупнейших землевладельцев. Буддийские тексты имели хождение в Китае не позднее 1 в. Со 2 в. можно говорить о начале переводческой практики. В позднеханьской империи буддизм обсуждался образованными людьми. В 3в. в Китае возникли первые крупные буддийские монастыри. Первоначально буддизм воспринимался как некая разновидность даосизма. Приверженцы обоих течений практиковали аскезу, подразумевали освобождение от оков мира, отшельничество. В 4в. происходит активная китаизация буддизма.

Первые изображения Будды в Китае рисовали его Буддой-индусом с европеоидными чертами лица. Постепенно Будда становиться китайцем. В обстановке смуты буддистская сангха (община) явилась социальной альтернативой распавшегося мира. Буддистские монахи имели возможность приобщиться к книгам, получить образование. Буддийские монастыри были убежищем от войн и раздоров, они освобождали от государственных налогов. Буддизм был также социальным лифтом, т.к. для него не был значим социальный статус. Человек из низших слоев получал возможность самоутверждаться в монастыре. Привлекала идея, что спасение не зависит от внешних обстоятельств, это только результат индивидуальных усилий.

Буддизм не признавал государственных границ. В распавшейся стране чужеземная религия стала залогом сохранения китайской культуры. Буддийские монастыри стали носителями культурных контактов. Юг был аристократическим, культурным образованным. Здесь успех буддизма обеспечивала поддержка образованной аристократии, которой была интересна буддийская философия, как интерпретация мотивов китайской культуры (в частности идея существования своего интимного мира). Именно на юге происходит слияние буддийской и традиционной китайской философии. В условиях слабости китайского государства на юге буддийская сангха добилась большой самостоятельности. На севере судьба буддизма зависела от степняков. Там буддизм искал покровительства у государства. Степняки в буддизме видели способ давления на китайскую аристократию. Определенную роль играла также буддийская магия, которая имела эквивалент с шаманизмом степняков.

С середины 6в. начинается оформление разных школ китайского буддизма. В Китае распространился буддизм большая колесницы (махаяна):

· Цзинту («чистая земля»). Искали спасение в чистой земле под покровительством Будды Амитабха (амитабхизм). Чтобы находиться в его земле, нужно постоянно повторять его имя.

· Школы Тяньтань и Хуа Янь связаны идейно. Тяньтань провозглашала идею присутствия Будды в каждой частице мироздания. Эта идея была подробно разработана Хуа Янь. Эта идея оказала большое влияние на весь Китай.

· Тантра Яна (тантриум). Заключала в себе магию и сексуальные практики. В Китае просуществовала недолго, но оказала влияние на иконографию и ритуальные практики Китая.

Буддизм в Китае прививался в условиях его критики конфуцианством и даосизмом. Основой критики конфуцианства было то, что Конфуций ничего не говорил о Будде. Будда – варвар. Конфуцианство критиковало буддийские монастыри, в их самоуправлении они видели вызов государственности (послушник порывал с семьей, не платил налогов и др.). Согласно даосизму Лао Цзы незадолго до смерти ушел на запад, там он стал излагать свое учение. Буддизм – это искаженный, местами непонятый, местами перевранный варварами даосизм. С другой стороны, буддисты пытались доказать совместимость своей религии в Китае. Так Лао Цзы и Конфуция они воспринимали как воплощения или учеников Будды. Что касается монастырей, то они говорили, что в Китае всегда были отшельники.

Основные постулаты чань

Олицетворением синтеза буддизма и традиционных китайских верований стало самое влиятельное в Китае направление буддизма – чань (потом пришло в Японию под именем дзэн-буддизм). Чань – от санскритского «дхъяна» - медитация, созерцание. В самом его названии заключается парадокс, т.к. чань-буддизм говорит, что спасения нельзя достигнуть медитацией.

Чань-буддисты возводят свою родословную к Будде. Однажды группа мудрецов попросила Сидхарту Гаутама подробно объяснить учение. Тогда он взял цветок и указал на него глазами. Кашьяна слегка улыбнулся, он один из всех понял. Так состоялась передача дхармы (учения) от учителя к ученику. Отсюда важнейшая идея чань – мистический опыт не может быть передан словами, он не может быть выражен в текстах. Изучение текстов не гарантирует просветления. Основная установка чань – передача внеустного учения (прямо указывать человеческому сердцу). , не опираясь на письменные знаки. Эта идея имеет аналог не только в даосизме, но и во многих архаических языческих практиках разных народов. Так египтяне называли своего правителя фараоном («большой дом»), а его настоящего имени никто не знал. Медведь – слово-заменитель. Не упоминай имя Господа своего. Благородное молчание Будды. В Китае этот мотив был многократно усилен еще в даосизме.

От Кашьяны традиция передавалась дальше. 28 наследник дхармы Бодхидхарма отправился в Китай в 6в. Это время принято считать рождением китайского чань.

Громадный вклад в развитие чань внес вполне исторический персонаж Хуэйнэн – 6 патриарх чань, основатель южной школы чань, автор Алтарной сутры.

Существует спор: чань – это переряженный в буддийские одежды даосизм или китайский буддизм? Очень много сближает чань с индийским буддизмом. У них общая идея Не-я, отрицание собственного Я, несуществование Я. Будда в своей первой проповеди говорил, что Я – это иллюзия. Эту идея разделяют практически все направления буддизма. Сначала понятия сансары (цепь перерождений) и нирваны (прекращение цепи перерождений) в классическом буддизме противопоставлялись. Но потом в Индии возобладала идея, что противопоставление сансары и нирваны иллюзорно, на самом деле это одно и то же. Чань говорит то же самое.

Новизна чань – невыразимость дхармы в словах – несомненное влияние даосизма. В чань-буддизме на смену неторопливой, сосредоточенной медитации пришла идея внезапного постижения Будды, который является всем бытием. Мац Зу жил в горах отшельником, занимался медитацией, не обращая ни на что внимания, но никак не мог достигнуть просветления. Однажды к нему пришел странный человек. Он держал в руках кирпич и тер его. Сначала Мац Зу не обращал на него внимания, но человек никак не уходил, поэтому он спросил, что тот делает. Человек ответил, что полирует кирпич, чтобы сделать зеркало. «А разве можно из кирпича сделать зеркало?» - спросил Мац Зу. «А разве можно достигнуть Будды путем медитации?» - спросил человек. В этот момент Мац Зу достиг просветления. Идею тождественности Будды бытию разделяли также школы Тяньтань и Хуа Янь. Высказывания чань: Будда – это дохлый пес. Будда – это палочка-подтирка. Встретишь Будду – убей Будду. Каждый голос – голос Будды. Каждая форма – форма Будды.

Отделяя Будду от мира, от себя, ты не можешь достигнуть просветления. Когда ты это поймешь, ты достигнешь просветления. Истинна (Будда) постигается индивидуально, она не может быть дана в готовом виде. Возникает вопрос – что может наставник по отношению к ученику? Наставник может подтолкнуть ученика к просветлению. 11 патриарх чань Линцзи разработал методику психофизического тренинга, где главное место занимает «шокотерапия» (внезапные выкрики, шлепки, удары, риторические вопросы). Н: На что похож хлопок одной рукой? Вопрос, казалось бы, бессмысленный, не имеющий ответа. Но он не имеет ответа в рамках привычных логических форм. Невозможность ученика ответить порождало разочарование в логике, отчаяние, подводило к «измененному состоянию сознания». В этом состоянии и достигается просветление (по ту сторону сознания, логики). «Чаньская болезнь» - ученик уходил в «измененное состояние сознания» и не возвращался (причина – плохие учителя, слабые ученики).

В мире чань очень много смеются. Исходная точка смеха – необычное явление, нарушение привычного порядка жизни. Чань стремиться нарушить привычный мир, поэтому много смеются. Дэн Фэнь однажды спросил, умирал ли кто-нибудь сидя? Да умирали, ответили ему. А стоя? И стоя умирали. А стоя на голове? Нет, пожалуй, стоя на голове, не умирал никто. Тогда Дэн Фэнь умер стоя на голове, даже после смерти нарушив общий порядок.

Со временем чань-буддизм стал меняться. Появилось большое количество письменных текстов (парадокс). Хотя все, что мы знаем о чань, почерпнуто из этих текстов. Появляются монастыри, некая иерархия.

Чань сыграл громадную культуротворческую функцию в Китае. Он стал результатом диалога 2 культур. Оказал влияние на эстетику чайной церемонии, изобразительную культуру Дальнего Востока. Чаньские тексты интересовали и вдохновляли очень многих западных интеллектуалов 20в. Битники, Г. Гессе, Дж. Сэллинджер, Э. Фромм.

Достаточно ли аутентичен китайский чань-буддизм на Западе и в России? Нет, т.к. конечная цель чань – Не-Я. А западный человек в чань ищет необычные манеры самовыражения, нетривиальные способности адаптации личности к ее психологическим проблемам, способ нонконформистского поведения. Так в СССР это было ярким противостояние рутине. Но при всем этом то, что чань остается актуальным для людей других культур, свидетельство его силы.

Империя Суй

Китай разделен на южный и северный (отличия вплоть до физических и лингвистических). Но сохранено представление о культурном единстве, хранителем которого была иероглифическая письменность. Это было предпосылкой для объединения страны. Внешнеполитической предпосылкой объединения было противостояние с Тюркским каганатом. К концу 6в. укрепляются связи между регионами страны, преодолевается экономическая разруха. В роли объединителя выступила династия Суй (основатель Ян Цзян, правил в Северном Чжоу).

Ян Цзян был полустепняк-полукитаец. Это был энергичный реформатор и военный, жестокий человек. Он сократил срок казенных работ, ввел единую монету, ссуды для землевладельцев, практику переаттестации чиновников (сократил государственный аппарат и расходы на него). Он успешно воевал. К 581г. Китай был в основном объединен. В 589г. Ян Цзян был объявлен императором. Он всячески подчеркивал приверженность к старым традициям императорского Китая. Он предпринял грандиозное строительство на месте разрушенной древней столицы Чанъань.

В 604г. Ян Цзян был убит, заговор устроил его сын Ян Гуан. Он продолжил политику отца на укрепление центральной власти, реставрацию имперских традиций. Китайские историографы изображают Ян Гуана как одного из самых жестоких правителей. Династию Суй они уподобляют династии Цинь (Ян Гуана Ши хуанди), столь же жестокой, недолговечной, но обеспечившей единство страны. Так Ян Гуан издал жестокие уголовные указы. Он очень много строил. В Лояне строил зернохранилище. Затеял строительство Великого императорского канала, который связывал Янцзы и Хуанхэ между собой и с тихим океаном. Этот канал должен был облегчить переброску войск. Ян Гуан был одним из главных строителей Великой китайской стены. При нем увеличилось бюрократическое давление («на 10 овец приходиться 9 пастухов»).

Ян Гуан много воевал, но не так успешно, как его отец. 605-609гг. - война с сяньби. Война в Индокитае с царством Вансуан. Война с государством Когурё (Корейский п-ов). После 3 безуспешного похода против Когурё Китай взбунтовался. С 610г. начинается очередная крестьянская война. Повстанцы создали царство в провинции Хэ Нань, лидером стал Доу Цзян Дэ. Взбунтовались региональные элиты. Китай стал распадаться, Ян Гуан бежал, его родственники стали провозглашать себя правителями. Единство страны сохранили Ли Юань и его сын Ли Ши-мин – основатели новой династии Тан.

Образование империи Тан

Ли Юань был родственником Ян Гуана по материнской линии. Он усилил войско тюркской конницей. Формально выступал в защиту императорского дома Суй. После захвата Чанъань Ли Юань провозгласил себя императором. Новая династия стала умиротворять страну. Нужно было выстраивать взаимоотношения с религиональными элитами и восставшим народом.

Была возрождена древняя система уделов. Нескольким десяткам родственников Ли Юань раздал титул ванна (удельный князь) – правителя, который признает над собой власть императора-сюзерена. Более низкие сподвижники получили титул гуннов. Т.е. он на местах создал силу, непосредственно связанную с императорским домом. В первый раз уделы в китайской истории раздавали правители Чжоу, но позже эта политика привела к раздробленности. Поэтому новая династия титуловала, но земли не давала. Когда Ли Ши-мин попытался раздавать уделы, это вызвало дискуссии. Высшая конфуцианская бюрократия сопротивлялась раздаче уделов, поэтому далеко по этому пути династия не пошла. В середине 7в. были созданы своды именитых кланов империи. Таким образом, власть признавала авторитет местной аристократии. С другой стороны, получалось, что аристократия подчинялась централизаторской политике (иерархия проставлялась в соответствии с заслугами).

Для народа было сделано налоговое послабление, в то же время все повстанцы были уничтожены.

Ли Ши-мин был младшим сыном, первенцем был Ли Цзян-чэн. Оба брата интриговали, писали доносы отцу. В середине 626г. Ли Ши-мин со сторонниками напал на братьев, перед этим его якобы пытались отравить. Императору сообщили, что Ли Ши-мин ликвидировал заговор, фактически правителем страны после этого стал Ли Ши-мин. Он продолжал политику отца.

Ни отец, ни сын так и не решились провести фэншань – жертвоприношения небу и земле. Они должны были знаменовать, что мироустроительные функции династии завершены, династия добилась мира. Лишь 3 правитель династии Тан в середине 666г. провел этот ритуал, что знаменует окончательное установление единства страны.

Династия Тан пришла (618г.) на фоне необузданных желаний и роскошеств династии Суй. Поэтому новая династия подчеркивала собственный аскетизм (разрушили один из дворцов). Политика была направлена на сокращение государственных расходов.

В рамках деспотии нет формальных институтов (сословно-представительных), которые могли бы как-нибудь ограничивать власть деспота. Император сосредотачивает высшие не только административные, но и сакральные функции. Нет никаких юридических ограничений его власти. Но совещательная практика с учеными людьми была в порядке вещей. Окружение императора могло указывать на его ошибки, император мог признать их. Т.е. сама по себе деспотия не подразумевает, что император делает, что хочет. Император в Китае должен считаться с традицией.

Первым правителям династии Тан удалось умиротворить Поднебесную и закрепить за собой правление, хотя они осознавали, что власть их не была безусловной. Они демонстрировали заботу о народе и считались с мнением ученых людей.

Сначала императоры династии Тан избегали крупных военных кампаний, заключая династические браки, подносили крупные дары. 630г. – возобновление агрессивной внешней политики. Восточный Тюркский каганат был разгромлен. Экспансия на Запад по Великому шелковому пути. Там в середине 8в. столкнулись с Арабским халифатом (р. Талас), китайская экспансия на запад была остановлена. Экспансия на Корейский п-ов (3 государства – Силла, Тэкчё, Когурё). Китай в союзе с государством Силла сокрушает Тэкчё и Когурё. Корея вошла в сферу влияния Танской империи.

Китай прошел цикл от краха империи Хань до воссоздания империи Тан. Очевидна преемственность в отличии от средневековой Европы. Символ преемственности – государственная надельная система, контроль над собственностью, из которой вытекал политический контроль, реставрация бюрократической власти. Темные века привели к увеличению роли происхождения в определении статуса члена элиты. Но в противостоянии аристократической и бюрократической тенденций бюрократическая оказалась сильнее. В культурно-идеологическом плане темные века были временем активного синтеза китайской и варварской культур, важным последствием которого была культурная революция. Но реставрация империи не означала хождения по кругу, отсутствие перемен. Преемственность в Китае предполагает возможность обновления, но его границы заданы традицией.