Вопрос 11


СМУТНОЕ ВРЕМЯ: КРИЗИС ВЛАСТИ, ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БОРЬБЫ (начало XVII в.) Составитель: С.А. Казанцева

Во второй половине XVI в. Россия ощутимо отставала от Европы и от западных русских земель, входивших в состав Литвы. Разрыв в уровнях развития нарастал, тяжелый пресс царского деспотизма вызывал брожение в обществе. Недороды, эпидемии ухудшали положение. После смерти в 1598 г. царя Федора Ивановича разразился династический кризис. В начале XVII в. России пришлось пережить события, получившие название «Смутного времени».
Понятие «смута» пришло в историографию из народного лексикона, означая, прежде всего, анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники Смуты оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи. Такое понимание событий в заметной степени отразилось в позиции С. М. Соловьева, понимавшего кризис начала XVII в. как всеобщее моральное разложение. Более правильно толковать Смуту как сложнейшее переплетение разнообразных противоречий: сословных, национальных, классовых, внутриклассовых и международных.
Поскольку исторически Россия изначально формировалась по европейскому типу, элементы которого сохранялись, то во время Смуты у страны появилась альтернатива. Или по-прежнему идти путем, близким к восточному, и, следовательно, превратиться в обычную деспотию. Или вернуться на европейский путь, что означало необходимость предоставления свободы обществу. В Смутное время развернулась острая борьба общественных сил за выбор пути развития. На разных этапах Смуты она протекала по-разному.
ПЕРВЫЙ ЭТАП СМУТЫ. 1598–1605 гг. – период царствования Бориса Годунова.
Борис Годунов как политический деятель сформировался во времена Ивана Грозного, в его окружении. Будучи незнатным, сумел выдвинуться, не в последнюю очередь благодаря родству с кровавым главой опричников Малютой Скуратовым. Он начал править в поисках выхода из «порухи» 60–70-х гг., когда страна была разрушена в ходе Ливонской войны, опричнины; центр и северо-запад опустел, народ бежал на окраины, в Сибирь; в Новгороде 50% земель оказались необработанными; пашни пустовали, крестьянское хозяйство потеряло устойчивость.
В конце XVI в. Федор Иванович прикрепляет крестьян к земле по наущению Бориса Годунова. Этим актом государственная власть стремилась предотвратить запустение центральных уездов страны. Историки не могут найти документа о дате закрепощения крестьян, но историк Татищев высчитал эту дату по указу о розыске крестьян – и получился 1592 г. Вот тогда крестьяне были фактически закрепощены, что усилило социальное напряжение в стране.
Смута проявлялась, прежде всего, в умах и душах людей. Страшный голод начала XVII в. добил привычные моральные ценности. Голод выкосил сотни тысяч человеческих жизней. Массы людей заражались корыстью, цинизмом, разложение шло сверху – от потерявшего всякий авторитет боярства, но грозило захлестнуть и низы. Во всех сословиях налицо были раздоры, падение нравов. Это оттенялось бездумным копированием иноземных обычаев. Борис осыпал щедрыми милостынями немецких купцов. Он зашел так далеко в симпатиях к западу, что сформировал свою охрану (отряд телохранителей) из наемников-немцев.
Принимается масса льгот для дворянства. Запасов зерна, припрятанного многими боярами, хватило бы всему населению. Доходило до людоедства. Имеющие зерно, удерживали хлеб, предвкушая повышение цен на него. Знать, на фоне народного бедствия, устраивала дележ привилегий, соперничая в поисках личного благополучия.
Оживился местный сепаратизм. Этому способствовала потеря централизующих начал. Собранные до этого в единое государство отдельные земли стали вновь проявлять признаки обособленности. Брожение охватило и жителей нерусских окраин – как тех, что были присоединены с помощью военной силы, так и тех, которые вошли в состав Российского государства добровольно, откликнувшись на перспективу стабильного порядка и отлаженных связей в сильном государстве. Политическая дестабилизация вызвала недовольство среди национальных меньшинств. Государство превращалось в бесформенный конгломерат земель и городов.
Борис проявлял живой интерес к просвещению и культуре, к успехам западной цивилизации. Годунов первым из русских правителей послал дворянских детей за границу «для науки разных языков и обучения грамоте» (правда, никто не вернулся назад). При нем власти проявляли заботу о распространении книгопечатания, появившегося в русских землях в 1564 г. Во многих городах были открыты типографии. Борис вынашивал планы создания в России школ и даже университета по европейским образцам. Города становятся очагами культуры. В Кремле появилось невиданное ранее техническое новшество – водопровод.
В целом, прозападная ориентация Бориса была умеренной и непоследовательной. Однако даже задуманное ему развить не удалось. Правление Бориса было коротким – всего семь лет. Некоторые историки считают: если бы в распоряжении Бориса оказалось еще несколько лет, то возможно реформы были бы осуществлены не при Петре I, а на сто лет раньше. Однако царь Борис скончался в 1605 г.
ВТОРОЙ ЭТАП СМУТЫ. 1605 – 1609 гг. В этот период произошел полный распад государства, гражданская война охватила все слои общества: дворянство, крестьянство, казачество. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, «семибоярщина». Однако не было сил, способных стабилизировать ситуацию. Некоторые историки связывают возможности стабилизации с именем Лжедмитрия I.
Лжедмитрий I был нужен боярам, чтобы подготовить почву для воцарения одного из представителей боярской знати. Его появление стало возможным потому, что верхушка боярства не была заинтересована ни в Борисе, ни в его сыне Федоре, который мог оказаться на престоле после смерти Бориса Годунова. Таким образом, «заквашен» Лжедмитрий был в Москве, а «испечен в польской печке». Поляки решили использовать его в своих интересах. Будучи в Польше, Лжедмитрий I принял католичество и ориентировался на Запад, как образец. Продвигался по территории России он очень быстро, ему открывали ворота городов в надежде, что он принесет лучшую жизнь. Низы вливались в отряды Лжедмитрия I.
Не имея четкой программы, он за время своего правления (1605 – 1606 гг.) попытался превратить Московское государство, глубоко религиозное, в светское. Став царем, стал бороться со взятками. Сделал власть доступной – в среду и субботу в Кремле принимались жалобщики. Ввел свободу торговли, невиданную тогда в Москве, т.е. в его действиях было серьезное реформаторство. Обещал ввести религиозную свободу. Хотел отменить крепостное право. Потрясло Москву то, что Лжедмитрий I в одночасье стал превращать глубоко религиозно общество России в светское. Он снял запрет на игру в шахматы, стала звучать между службами светская музыка, проводились балы. Эти изменения не нашли общественной поддержки, т.к. общество было ориентировано на монашеские образцы. В результате — через 11 месяцев Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками. Вряд ли царствование Лжедмитрия можно считать альтернативой – такой лидер не мог увлечь российское общество, не был способен реформировать его.
Во время правления Василия Шуйского и Лжедмитрия II гражданская война достигла своего пика. Появились десятки лжепотомков Ивана Грозного, «царевичей».
Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг, «без воли всея земли», народное сознание отказалось признать его царем. Странный характер происходивших на вершинах власти перемен подогревал сомнения среди народа. Трудно было поверить в искренность пропаганды, недавно уверявшей в истинности царевича Дмитрия, а спустя лишь месяцы объявившей его изменником. Брожение нарастало. В социальных низах антибоярские настроения переросли в открытое восстание. Вставший во главе его Болотников призывал истреблять бояр и овладеть «... женами их, и вотчинами, и поместьями». Болотников начал движение как воевода от Лжедмитрия I, хотя на самом деле Лжедмтитрий I был уже убит (у Болотникова был двойник Лжедмитрия I – Молчанов).
Шуйскому пришлось не только подавлять восстание Болотникова, но и громить отряды Лжедмитрия II. О личности Лжедмитрия II известно очень немного. Некоторые историки утверждают, что он был писцом у Лжедмитрия I. Сначала он принимал всех лжепотомков Ивана Грозного вместе с отрядами, признавал их «родственниками», но затем велел двух повесить. В 1610 г. Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге. Свергли в Москве и Шуйского, постригли в монахи, а затем отправили в Польшу.
На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои. Страну захлестнула уголовщина. Грабежами занимались бродившие от города к городу польские, дворянские, казачьи, крестьянские отряды, различные банды. Помутнение в умах раскалывало семьи, брат шел на брата, отец – на сына. В Москве у Кремлевского дворца беспрестанно волновались толпы народа. Силы, способной стабилизировать общество, фактически не было.
ТРЕТИЙ ЭТАП СМУТЫ. 1610 – 1613 гг. Это время выбора пути развития. В те годы предпринимались активные попытки возродить на русских землях европейское устройство. Они связаны с западными государствами, прежде всего с Польшей.
После свержения Шуйского несколько месяцев в Москве было правление из 7 бояр, вот они и «организовали» присягу польскому королевичу Владиславу, пригласив его на престол. Так в 1610 г. польский королевич оказался на российском престоле, который после этого 24 года считал себя «законным московским государем», хотя и не выполнил главного условия бояр – не принял православие.
Что представляла собой Польша того времени? Она являлась конституционной монархией. Власть короля была ограничена двухпалатным сеймом (парламентом). Одним из основных принципов польской конституции был принцип выборности королей. Причем королем мог стать не обязательно поляк. В 1573 г. королем Польши был избран французский принц Генрих Валуа (правил недолго – до 1574 г.). Земли, входившие в Польское государство, обладали значительной автономией и имели свои местные парламенты, сеймики. Польшу того времени называют «дворянской республикой», хотя она была конституционной монархией.
Как видно, Польша развивалась в русле западной цивилизации и значительно отличалась по своему общественному устройству от Московского государства. XVI – начало XVII вв. – это время расцвета Польши. Она активно расширяла свои территории, прежде всего на Востоке, пользуясь ослаблением Великого княжества Литовского. Литва, раздираемая внутренними противоречиями, теснимая усиливающимся Московским государством, в 1569 г. согласилась на создание единого польско-литовского государства. Так появилась Речь Посполитая.
Обе части Речи Посполитой – Литва и Польша – полностью сохраняли свою автономию: административное устройство, суд, бюджет, войско. Во главе государства при этом был общий король и общий парламент. Воспользовавшись Смутой, Речь Посполитая поставила своей целью не только вернуть все русские земля, которые ранее входили в состав Литвы, но и вообще ликвидировать Московское государство. Польша поддержала Лжедмитрия I, Лжедмитрия II. В 1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска заняли западные земли, дошли до Москвы и захватили Кремль.
В этих условиях часть московского боярства попыталась стабилизировать положение, опираясь на силу польского короля Сигизмунда III. Было предложено избрать русским царем сына Сигизмунда III – Владислава. 17 августа 1610 г. был подписан договор о призвании на русский престол польского королевича. Договор предусматривал следующие условия: крещение Владислава в православную веру; категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые примут католичество и откажутся от православия); женитьба Владислава на православной невесте; уход польских войск с территории Московского государства, возвращение всех русских пленных. Оговаривалось и устройство государства: царь являлся главой государства, но права его ограничивались Боярской думой и Земским собором, т.е. ограниченная монархия с разделением властей. Предполагалось, что Московское государство останется независимым. Таким образом, выход из кризиса усматривался в переходе на европейский путь развития, используя польские войска и польскую династию.
Договор 1610 г. не реализовался. Владислав не перешел в православие – ему в это время было 15 лет, и он был яростным католиком. Кроме того, перейдя в православие, он терял право на польский престол после смерти отца. В российском обществе началось патриотическое движение за то, чтобы страна решала свои проблемы самостоятельно, без иностранного вмешательства. Против польской династии выступила православная церковь в лице патриарха Гермогена. Собирается ополчение, в рядах которого были дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне. Ополченцами были не только русские, но и народы Поволжья, жители Украины. Инициаторами и руководителями ополчения стали князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегородской торговец Кузьма Анкудинович Минин.
Важно отметить, что ополченцы думали не только о чисто военных удачах (вытеснить поляков с русской земли), но и о государственных вопросах. В ополчении был избран земский совет, созданы приказы (судный, посольский и т.д.). Ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности. В октябре 1612 г. ополчение спасло Москву, освободив ее от польских войск. Изгнание из Москвы польских интервентов дало возможность созвать Земский собор для избрания нового царя. В январе 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова, который положил начало новой правящей династии в России – династии Романовых.