Особенности, повлиявшие на развитие египетской цивилизации.
В географическом отношении Египет делится на две части: на Верхний Египет, узкую длинную долину и на Нижний Египет, широкую дельту Нила, которая большим треугольным венчиком открывается к Средиземному морю. Долина Нила тянется от 1-го порога до вершины Дельты на протяжении около 700 км узкой полосой, ширина которой колеблется от 20 до 50 км. Нижний Египет, который греки назвали Дельтой вследствие сходства внешней формы этой страны с треугольной формой заглавной буквы Д, в древности представлял собой сплошные болота. В северо-восточном углу Дельты открывался единственный выход из Египта, откуда вела дорога, шедшая через Суэцкий перешеек, Синайский полуостров в Палестину, Сирию и в более далёкие страны Передней Азии. Это был почти единственный и во всяком случае главный путь, по которому шли в Азию египетские завоеватели, торговцы и колонисты и по которому обратной волной стремились в долину Нила войска азиатских завоевателей и торговые караваны, доставлявшие в Египет различные товары.
Нил (длина — 5 589 км) — не только создал аллювиальную почву Египта, но своими периодическими разливами обеспечивает её плодородие и урожайность, создавая все естественные предпосылки для человеческого существования и развития сельского хозяйства в долине и дельте. Благодаря таянию снегов в абиссинских горах и горным дождям, периодически идущим в Абиссинии, воды Нила в июне начинают постепенно прибывать. Своей высшей точки разлив Нила достигает в сентябре, когда нильские воды затопляют всю страну, превращая её в сплошное озеро. Белый Нил, вытекающий из больших озёр экваториальной Африки и принимающий воду многочисленных притоков, обеспечивает непрерывный приток воды в Нил. Протекая в районе богатой тропической растительности, заполненный пловучими островами (седдами), Белый Нил несёт с собой большое количество растительного ила. Голубой Нил, вытекающий из озера Тан, благодаря периодическим тропическим дождям в Абиссинии обусловливает периодическое повышение уровня воды и, размывая горы, несёт в своих водах минеральный ил. Этот ил, осаждаясь во время наводнения на почве Египта, является прекрасным естественным удобрением, обеспечивающим замечательное плодородие почвы и высокий урожай. Значение нильских разливов для земледельческого хозяйства Египта особенно велико вследствие жаркого и сухого климата и крайне незначительного количества осадков. Летом дождей почти не бывает.
Плодородная и хорошо орошаемая разливами Нила египетская земля образует как бы гигантский оазис, зажатый в тиски огромными пустынями Северной и Восточной Африки. Отрезанный от соседних стран на западе и на востоке скалистыми горами и трудно проходимыми пустынями, а на юге нильскими порогами, Египет был почти изолирован от всего остального мира, чем во многом объясняется замедленный темп развития и большое своеобразие египетской культуры. Египтяне всегда противопоставляли свою плодородную и благодатную землю негостеприимным и диким соседним странам. Свою страну египтяне изображали картинным гиероглифом плоской поверхности, иногда разделённой оросительными каналами на ряд участков, и образно называли ее «Чёрной землёй» (Та-Кемет).
Древнее богатство египетской флоры и фауны нашло отображение в зооморфных египетских богах. На многочисленных изображениях сохранились сцены охоты на самых разнообразных диких пиорей, птиц и рыб, которыми кишели степи, болота и нильские заводи.
Главным естественным богатством Египта был камень, что обусловило высокое развитие камнеобрабатывающего ремесла. Необходимость доставки в Египет различных видов иноземного сырья определила направление древнейших и наиболее важных торговых путей. Самой важной торговой магистралью страны был сам Нил, соединявший различные части страны, а также весь Египет в целом с Нубией, прилегающей у первого порога к южным границам долины. Крупная торговая дорога шла из северо-восточного угла Дельты через Синай и Палестину в Сирию. Из долины Нила на запад шли различные дороги в западные оазисы. На восток вели не менее важные дороги к побережью Красного моря. Железо вплоть до I тысячелетия до н. э. крайне редко применялось в древнем Египте. Изготовление крупных предметов из меди считалось настолько важным событием, что об этом сообщалось даже в государственной летописи наряду с упоминанием важнейших событий хозяйственной, политической и религиозной жизни страны.
Египтяне, как и многие другие древневосточные народы, образовались на основе смешения целого ряда различных племён. Эти племена, из которых постепенно образовался древнеегипетский народ, принадлежат к туземным племенам Северной и Восточной Африки. На родство древнейших египтян с племенами тропической восточной Африки указывают своеобразные египетские статуэтки людей архаического периода, обмеры черепов, най денных в архаических погребениях, а также некоторая близость древнеегипетского языка к языкам галла, сомали и др. Судя по древнеегипетским изображениям, древнейшие племена, населявшие Восточную Африку (по-египетски — страна Пунт), по своему внешнему виду очень напоминали египтян. Древнеегипетский язык обнаруживает черты сходства с берберскими (кочевники) языками Северной Африки. Раскопки, произведённые в Египте и на высоких нагорьях, окаймляющих долину Нила, показывают, что племена, создавшие самобытную египетскую культуру, жили в Северо-Восточной Африке со времён палеолита (древнекаменного века).
Поэтому неправильными являются попытки некоторых историков доказать азиатско-семитское происхождение египетского народа. Ещё более неправильными и фактически ни на чём не основаными были высказывания фашистских историков, которые пытались включить древнеегипетскую культуру в круг «арийско-нордической расы», указывая на родство египетских черепов с черепами «арийско-азиатского происхождения». Здесь можно говорить лишь о некоторых культурных взаимоотношениях между древними египтянами и соседними семитскими племенами Синайского полуострова, которые несколько усиливались в те эпохи, когда отдельные азиатские племена проникали или вторгались в Египет. Близость древнеегипетского языка к языкам семитской группы (арабский, финикийский, вавилоно-ассирийский и древнееврейский) объясняется этими азиатскими влияниями. В долине и в дельте Нила живут бок о бок различные племена, говорившие порой на различных языках и наречиях. Даже значительно позднее, в эцоху Нового Царства, египтяне, жившие близ Ассуана, недалёко от южных границ страны, на острове Элефантина, не понимали жителей Дельты.
3. Виникнення найдавнішої Єгипетської держави.
О Древнем Египте известно многое, но процесс самого его возникновения понятен плохо. Главные спорные вопросы: каким образом на Ниле сначала появились, а потом слились в единую державу два самостоятельных царства, Верхний и Нижний Египет? К 5000 до н.э. предки египтян жили в маленьких деревнях там, где сейчас пустыня, а тогда была саванна. Вокруг хватало небольших озер, откуда в сезон дождей вытекало множество впадавших в великий Нил речушек (вади). Вади (уэд) - арабское название временной речки. Каждая деревня была крошечным государством, часто с собственным божеством, а точнее, тотемом - животным или растением. Вполне вероятно, что разнообразие этих тотемов легло в основу сложного древнеегипетского пантеона, включавшего множество зооморфных богов.
По мере исчезновения растительности в Северной Африке и превращения этого обширного района в область почти сплошных пустынь население должно было скапливаться в оазисах и постепенно спускаться в долины рек. Кочевые охотничьи племена Северной Африки стали оседать в дельте и в долине Нила, переходя здесь к формам оседлого земледельческого быта в соответствии с общим уровнем их хозяйственного развития. Благоприятные географические условия значительно ускорили этот переход к земледельческому хозяйству. Наличие дикорастущих хлебных злаков, предшественников ячменя и пшеницы, в разных районах Африки, прилегающих к Египту, давало возможность жившим здесь племенам перейти от охоты и скотоводства к земледелию, акклиматизируя местные породы зерновых растений.
К середине IV тысячелетия до н.э. существовало множество таких «деревень-государств». Стычки из-за земли заставляли их объединяться в союзы - около 20 возникло в Нижнем Египте, т.е. в зоне нильской дельты, и 22 - в Верхнем.
Тогда же Верхний Египет столкнулся с экологическим кризисом - настолько серьезным, что он мог вполне привести к войнам, завершившимся объединением страны. Геологические данные говорят о начавшемся пересыхании мелких водоемов -ландшафт, особенно восточнее Нила, до сих пор изрезан бывшими речными руслами. Очевидно, это стало вызывать нехватку продовольствия. Люди были вынуждены переселяться в долину самой великой реки, а также продвигаться на север, в дельту, где неизбежно сталкивались с жителями деревень Нижнего Египта.
Образуются два соперничающих между собой государства. Центром Северного государства, расположенного в Дельте, был город Бехдет, а столицей Южного государства, охватившего всю долину, был город Небут. Победивший правитель присоединял к своему титулу титулы побеждённого, что нашло своё отражение в титулатуре фараонов позднейшего времени. На длительное существование Верхнего и Нижнего Египта как двух самостоятельных государств указывают сохранившиеся в течение всей позднейшей египетской истории обычные титулы фараона — «владыка двух стран» и «царь Верхнего и Нижнего Египта» — и прочно укоренившееся деление государственного аппарата на две части, соответственно древнему делению Египта на северную и южную страну.
Спустя тысячи лет египетский историк Манефон (конец IV - начало III века до н.э.) в 280 г. до н.э. напишет о выросшем в Верхнем Египте завоевателе, который разгромил правившего дельтой царя и провозгласил себя правителем всего Египта. Объединив короны двух царств, белую и красную, он сделал своей столицей Меннефер (мы знаем этот город под греческим именем Мемфис) и основал I династию. Звали победителя, по записям Манефона, Меном или Менесом, правил он 62 года и в конце концов был съеден крокодилом. Другой греческий вариант его имени - Мину (а египетский Месхне или Мехсне). У всех последующих фараонов было две короны: белая, в виде кегли, и красная, похожая на ковш, - Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Их носили по одной или друг на друге, как бы подчеркивая этим один из царских титулов - «Правитель двух стран». Но период первой династии датируется 2850-2650 гг. до н.э.
До 1898 это было все, что знали историки о возникновении Египта. Потом в Нехене (Иераконполь), одном из центров Верхнего Египта (около 600 км к югу от Каира) откопали так называемую плиту Нармера - искусно выполненный барельеф на твердой породе, называемой шиферным сланцем, датируемую примерно 3100 г. до н.э. Он изображает могущественного царя, который покоряет врагов и осматривает уложенные рядами обезглавленные тела. На одной стороне плиты он в короне Верхнего Египта, на другой - Нижнего. Имя царя следует из пиктограммы в верхней части плиты: «н р» («рыба») плюс «мр» («долото») - Нармер. В принципе рыбой-долотом называли в ту эпоху сома. Две короны привели большинство археологов к выводу, что именно Нармер объединил Верхний и Нижний Египет. Это древнейший известный артефакт, изображающий правителя в обеих египетских коронах. Вероятно, Нармера считали объединителем страны и его наследники, которые и отразили на мемориальной плите эту версию.
Нехен был сильным городом-государством, одним из центров почитания бога-сокола Гора. В найденных здесь надписях упоминались цари Крокодил. Скорпион, Сом. Рядом с их изображениями часто помещена фигурка сокола - символа Нехена. Некоторые данные говорили, что нехенские цари похоронены в Абидосе, где начались энергичные раскопки. Было обнаружено множество гробниц I и II династий, а также правителей додинастической эпохи.
Примерно тогда же в Нехене нашли огромную головку булавы - слишком большую для использования в бою, т.е. почти наверняка ритуальную. Она тоже украшена сценами побед и покорения врагов, однако корона на царе только одна - верхнеегипетская. Этот правитель, имя которого обозначено пиктограммой «скорпион», в последнее время вызывает особый интерес историков. Головка булавы - первый известный артефакт с изображением царя по имени Скорпион. Членистоногое изображено явно под розочкой, символизирующей правителя. На булаве он в кеглевидной короне, т.е. короне Верхнего Египта. Новая интерпретация символов на булаве вполне допускает такую возможность. Скорпион подпоясан хвостом быка - символом власти. В верхней части головки повешенные за шею птицы олицетворяют как минимум семь побежденных городов. В руке царь держит мотыгу, часто фигурирующую на позднейших барельефах как ритуальное орудие - символ орошения полей, закладки городов и храмов. Сейчас ученые предполагают, что именно Скорпион позже покорил Нижний Египет.
Недалеко от Нехена находится Джебель-Джаути, который является и по сей день перекрестком караванных путей, которые появились здесь еще до додинастического перода.
На одной из скал перевала нашли грубо выполненные рисунки. Они сильно отличаются от аккуратных рельефов на ритуальной булаве и плите Нармера. Фигурки и символы здесь неумело нацарапаны кремнем на твердом известняке, они, по-видимому, рассказывают о какой-то битве.
Сопоставление их с надежно датированными изображениями из гробниц говорит, что эта «Сцена со Скорпионом» появилась в 3200 до н.э. или чуть раньше. По-видимому, рисунки сделаны отнюдь не для красоты, поскольку наспех нацарапаны, а являются пиктограммами, повествующими о каком-то реальном событии, т.е. речь идет о древнейшем известном науке историческом документе. Обнаружившие его Джон и Дебора Дарнелл в этом уверены, и с ними согласны многие специалисты.
Можно различить побежденного правителя, причем, по мнению Дарнел-лов, он держит посох, украшенный бычьими рогами. Этот и другие символы убеждают их, что побеждена была армия Негады (Накады) - крупного поселения на западном берегу Нила, где почитали бога Сета, культовый центр которого Небет или Нубт (греч. Ом-бос) находился рядом. В битве решался вопрос, кому доминировать в Верхнем Египте. Судя по пиктограммам, победа досталась царю Скорпиону.
Эта битва, считают Дарнеллы, сыграла судьбоносную роль в истории Египта, и место пиктографической записи о ней не менее важно. Очевидно, рисунки нацарапаны вскоре после сражения рядом с его местом. Следовательно, перед нами свидетельство очевидца, а не обросшая легендами позднейшая официальная версия исторических событий.
Возможно, Негада (Накада) была важна и по другой причине. На обнаруженном в ней фрагменте керамики, который намного старше и ритуальной булавы, и упомянутых наскальных рисунков, похоже, изображена примитивная красная корона. Красным был цвет бога Сета. Возникла теория, согласно которой эту корону захватил Скорпион, но она лишь позже, возможно, при Нармере, стала ассоциироваться с властью над Нижним Египтом. Предложенная Дарнеллами интерпретация «Сцены со Скорпионом» отчасти подкрепляется находками доктора Гюнтера Драйера, директора египетского филиала Немецкого археологического института. В начале 1990-х он вскрыл в Абидосе обширную гробницу из сырцового кирпича, где обнаружил скипетр из слоновой кости и фрагменты керамики с изображениями скорпиона. Драйер предположил, что там был похоронен и одноименный царь. Многие египтологи считают пресловутую битву у перевала вполне вероятной. Она наводит на мысль, что объединение страны было результатом не одного великого похода, а серии более мелких конфликтов во времена Скорпиона и Нармера. Первый из этих царей начал подчинять себе соседние города и деревни Верхнего Египта, а второй вторгся как минимум в южную часть нильской дельты.
Таким образом, хотя в официальной египтологии династии фараонов принято отсчитывать от основателя первой из них Менеса, новые находки в Абидосе и на Джебель-Тжаути предполагают, что история Египта началась раньше - с царей, объединявших страну в эпоху, когда ее ландшафт только начал принимать современный облик. Многие египтологи уже признают существование особой - нулевой - династии, к которой относятся цари, заложившие основу самой долговечной из древних цивилизаций.
Итак, Менес, завоевав полностью всю Дельту образовал единое государство. На стыке дельты и долины, в пункте, имеющем крупное стратегическое и экономическое значение, он построил свою укреплённую столицу, дав ей название «Белая стена». Это место было настолько удачно выбрано, что оно в течение всей египетской истории сохраняло первостепенное значение. Впоследствии здесь возникла столица Древнего Царства — Мемфис. И именно объединение всего Египта в одно государство дало Менесу возможность построить первые крупные оросительные сооружения.
Памятники материальной культуры додинастического периода, уже описанные выше, а также предметы и надписи, относящиеся к первым двум династиям, позволяют в самой общей форме обрисовать процесс развития древнейшего классового общества в дельте и в долине Нила в конце V и в начале IV тысячелетия до н. э. Ежегодные периодические разливы Нила требовали от населения принятия ряда мер для того, чтобы избыточные воды наводнения равномерно распределялись по всей стране. Поэтому уже в древнейшую эпоху существования египетского народа сначала общины (по-гречески «номы»), а потом государственная власть берут на себя функцию создания, сохранения в порядке и постоянного расширения ирригационной сети. Это огромное значение искусственного орошения для существования древнейших земледельческих общин находит своё отражение в гиероглифическом начертании слов «область, округ» и «начальник области». Слово «область, округ» писалось при помощи картинного знака плоской территории, разделённой оросительными каналами на ряд одинаковых участков. А слова «начальник области», встречающиеся уже в древнейших надписях архаической эпохи, писались группой картинных гиероглифов, в состав которой входил картинный знак, изображающий «канал», что, очевидно, указывало на то, что основной функцией этого древнего местного чиновника, власть которого возникла из власти старейшины общины, было наблюдение за оросительными сооружениями.
С развитием продуктивных сил постепенно образуется классовое общество и древнейшее государство, во главе которого стоит рабовладельческая аристократия. Надписи, сохранившиеся на надгробных плитах и на других памятниках этого времени, содержат титулы, звания и должности древнейшей египетской знати: первый после царя, начальник дворца, хранитель печати всех царских свитков и т. д. Наряду с этими чиновниками упоминаются придворные, называвшие себя в надписях «князьями», «состоящими при дворце» и «друзьями царя». Судя по этим разнообразным титулам, в эту эпоху уже складывались древнейшие формы государственного управления. Среди прочих титулов встречается титул «чати», чиновника, непосредственно следующего вслед за царём во время торжественной процессии. Позднее этот чиновник сосредоточивает в своих руках важнейшие нити управления всей страной, поэтому его принято называть титулом соответствующего арабского чиновника - везира.
Всё в административном плане государство делилось на отдельные области (номы), что является отголоском существования древних общин, во главе которых стояли местные правители, номархи, принадлежавшие к древней родовой знати. В эту же группу высшей аристократии также входили жрецы. В эпохи ослабления и распада единого Египетского государства эти номы восстанавливают свою древнюю независимость. Исходя из вышесказанного, процесс объединения Египта в одно государство также объясняется в первую очередь необходимостью организации единой системы искусственного орошения в стране и расширением внешней торговли, что могло быть выполнено лишь при наличии единого централизованного государства, обладающего сильным войском.
Кроме Менеса царями первой династии были Змея и Усефат, вторая –Хасехемум.
4.Утворення централізованої деспотії.
Учитывая все вышесказанное, официальное деление истории Др. Египта, согласно которому эпоха Древнего Царства началась с фараонов 3 династии, основателем которой был Джосер, является не совсем правильным. Но официальная египтология гласит, что период Древнего Царства, охватывал время царствования фараонов III—VI династии. В советских учебниках этот период датировался (3000—2400 гг. до н. э.), однако тут тоже возникает путаница с хронологией, поскольку 6 династия закончила правление в 2189 г. до н.э.
Развитие производительных сил, специализация и рост производства как в области сельского хозяйства, так и в области ремесла привели к появлению избыточных продуктов. Эти избыточные продукты, которые не могли быть потреблены на месте, превращались в товары и продавались на рынках, т.е. появляются как внутренняя, так и внешняя торговля. Развитие рабовладельческого хозяйства, растущая потребность в иноземном сырье, в рабах и расширение внещней торговли повлекли за собой расширение завоевательной политики. Египетские фараоны III и IV династий отправляют вслед за торговыми экспедициями свои войска, для того чтобы закрепить при помощи оружия господство Египта в соседних странах. Завоевательная политика, наметившаяся при фараонах первых двух династий, окончательно определилась и получила своё дальнейшее развитие при последующих фараонах Древнего Царства, при которых Египет превратился в мощное централизованное государство. Первый фараон III династии, Джосер, воевал в течение своего царствования на северо-восточных и южных границах Египта. Около древних разработок меди на Синайском полуострове сохранились барельефы, повествующие о победах Джосера над жившими здесь племенами.
Не менее энергичную военную политику вёл также первый фараон знаменитейшей 4 династии (2460-2350) фараон Снофру. В его царствование район медных рудников на Синайском полуострове был окончательно закреплен за Египтом. Победы фараона Снофру и окончательное присоединение им к Египту важной области медных рудников Синайского полуострова имели настолько крупное политическое и экономическое значение для Египта, что воспоминание об этих событиях сохранял ось в течение тысячелетий в памяти египетского народа. Снофру впоследствии считался завоевателем всей этой области и основателем здешних медных рудников. Высшей похвалой для чиновника было признание, что со времён Снофру ничего подобного здесь не было сделано. Снофру совершал военные походы также и на юг. Эти военные походы Снофру имели настолько крупное значение, что о них упоминается даже в государственной летописи Палермского камня.
Таким образом, деятельность египетского правительства этого времени сводилась главным образом к завоеванию соседних областей и внутреннему укреплению государства. Внешним выражением этой политики и в то же время значительной силы этого централизованного и деспотического государства являются пирамиды, построенные фараонами III—IV династий.
Первая гробница этого типа, построенная Джосером в Саккара, состоит из шести этажей, которые уступами возвышаются друг над другом. Эта «ступенчатая пирамида» высотой в 60 м является одним из древнейших известных нам каменных сооружений монументального типа. Пирамида Снофру имела уже 7 этажей.
Так, в постройке, расположенной у входа в заупокойный храм фараона Хафра (Хефрен IV династия), камни достигают в длину 5,45 м и весят до 42 тыс. кг. Строительство сфинкса, который считался изображением фараонов, тоже приписывают Хефрену, однако геологи утверждают, что на статуе отчетливо видны следы водной эрозии известняка, в то время как на постройках того же периода их нет. Дождливый климат в Египте был приблизительно 10 тыс. лет назад.
Огромная царская гробница, пирамида царя Хуфу (Хеопс IV династия), достигает высоты в 146 м. Она сложена из 2 300 тыс. каменных плит, причём вес каждой каменной плиты равняется приблизительно 2х2 т. По свидетельству Геродота, она строилась 20 лет. Пирамиды покрывались роскошной каменной облицовкой. В пирамиде Хеопса вообще не нашли даже осколков глиняной посуды.
Третья самая большая – гробница Менкаура (66 м.). (более близкая транскрипция Мен-Ка-у-Ра). Ни в одной из этих пирамид не было обнаружено ни одной мумии. В некоторых пирамидах не было даже саркофагов. Существует на сегодня 30 версий, как их могли построить.
Вообще традиционные египтологи авторство пирамид относят к конкретному фараону по наличию его имени в пирамиде, либо на каком-либо сооружении поблизости. Например, в т.н. Ломаной пирамиде нашли два раза упоминание имени Снофру, и присвоили ей это имя. Каких-либо документальных подтверждений авторства той или иной пирамиды не обнаружено.
Вообще большинство пирамид нельзя назвать усыпальницами, поскольку в них до сих пор не найдены мумии ( физик Андрей Скляров. Лаборатория альтернативной истории lah.ru).
(Я - теории за и против происхождения пирамид).
Флиндас Петри – основоположник британской египтологии. 19 век.
Именно в эту эпоху сформировалась древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя. Идеология обоготворения царской власти проводилась планомерно и организованно при помощи целого ряда торжественных церемоний, обрядов и праздников.
Греческие историки Геродот и Диодор рассказывали, что фараоны IV династии угнетали так народ, что он восстал и выбросил тела этих царей из их пирамид. Жрецы бога Ра использовали это народное восстание в своих интересах, возведя на царский престол своего ставленника, который в награду за это объявил культ Ра государственной религией. Позднее была создана легенда, обосновывавшая право фараонов новой, V династии на царский престол. Как эта легенда, так и подлинные надписи этого времени указывают на то, что уже в эпоху IV династии началось усиление культа бога солнца Ра, который при первых царях V династии превращается в верховного государственного бога всего Египта. В состав имён фараонов IV—V династий входит имя бога Ра. (Хафра, 5-Сахура, Нофериркара). Эти цари носят новый титул «сына Ра» (или «сына солнца»), который отныне становится одним из основных титулов египетского фараона. На особенное усиление культа Ра при царях V династии указывают развалины замечательных храмов, построенных этими фараонами неподалёку от столицы Египта, Мемфиса.
Надписи и скульптурные изображения времени V династии говорят о дальнейшем расширении завоевательной политики Египта. Фараоны V династии считают, что они призваны править не только над египтянами, но и над ливийцами, нубийцами и азиатами. Царя с этого времени начинают изображать в виде сфинкса, т. е. льва с головой человека, попирающего своими лапами иноплеменных врагов Египта. Эту военную политику продолжали фараоны VI династии. Однако необходимость в золоте заставила фараонов обратить внимание на Нубию. Пепи I проник в Нубию вплоть до второго порога. Северная Нубия была в эту эпоху уже настолько замирена, что фараон Меренра мог лично прибыть сюда и принять выражение верности от вождей племён маджаев, вават и иертет. В надписях описывается очень примитивная организация военного дела, сбор военного ополчении во всей стране и грабительский характер войны, имевшей своей целью опустошение вражеской страны, разрушение её крепостей, уничтожение финиковых пальм и виноградников, а также захват пленных, обращавшихся в рабство.
5.Економічний та соціальний лад Єгипту в епоху Стародавнього царства.
В конце архаической эпохи появляется плуг очень примитивной формы. Но в течение тысячелетий для обработки земли наряду с этим первобытным плугом также пользуются и примитивной мотыгой. Это изображение ярко иллюстрирует древнее представление о том, что важнейшей обязанностью царя является забота о развитии земледельческого хозяйства страны. Проводи первую борозду в торжественный день начала сельскохозяйственных работ, царь своим авторитетом как бы освящал труд земледельца. Это изображение показывает, что наиболее распространённым в те времена земледельческим орудием была примитивная мотыга древнейшего времени. И эта мотыга сохранила своё значение сельскохозяйственного орудия наряду с уже известным плугом в силу застойности древнеегипетской техники вплоть до позднего времени. В слегка взрыхленную землю бросали семена, а затем пускали на пашню скот, который втаптывал семена в землю. При молотьбе также пользовались скотом, который на току копытами вымолачивал зёрна из колосьев.
Наряду с сельским хозяйством уже в архаическую эпоху развиваются различные ремёсла. Одним из древнейших видов ремесла, получившим со времени архаики очень широкое распространение и достигшим высокого технического совершенства, была обработка камня. Древнейшими металлами, известными египтянам, были свинец, медь, золото, а затем железо. Свинец добывался на берегу Красного моря, близ Косейра, и около Ассуана. В доисторических погребениях было найдено много изделий из свинца. Особенно широкое распространение получила медь, которая добывалась на Синайском полуострове и в Восточной пустыне. Древние разработки меди, восходящие ко времени I династии, были обнаружены в юго-западной части Синайского полуострова, в Вади-Магхара и в Серабит-эль-Хадим. Здесь были найдены медная руда, кучи шлака, остатки горна, разбитые плавильники, формы для отливания слитков и лезвий, наконец, обломки тигеля для плавки меди. Золото добывали в Восточной пустыне и в Нубии.
Однако в этот древнейший период все хозяйство прочно сохраняет свой древний натуральный характер. Всё, что производится в общинах, потребляется тут же на месте. Все повинности носят ярко выраженный натуральный характер. Но, наряду со всё расширяющимся земледелием, сохраняют крупное хозяйственное значение рыбная ловля и охота. Сцены охоты и рыбной ловли прекрасно изображены на стенах гробниц времени Древнего Царства. Более организованный характер, чем ранее, приобретает скотоводство, которое теряет своё самостоятельное значение, целиком приспособляясь к нуждам земледельческого хозяйства. Недостаток пахотных земель в долин г принуждает население все свободные земли использовать для посевов, разводя скот в ограниченном масштабе, лишь в той степени, в какой это было необходимо. Некоторый избыток земли был только в Дельте, где на обширных пастбищах можно было в большем количество разводить скот. Поэтому скотоводство в Дельте приобретает несколько большее значение, чем в долине, на что указывает обоготворение быка в четырёх номах Нижнего Египта. Распространяются виноградарство и льноводство. Наконец, некоторое значение имело и оливководство, которое давало возможность изготовлять растительное масло из плодов местного оливкового дерева.
В эпоху архаики и Древнего Царства ещё не все рощи были сведены, и поэтому обработка дерева имела в эти времена большее значение, чем впоследствии. В эпоху V династии египетские фараоны отправляют большие торговые экспедиции в Сирию. Наряду с экономическими связями укреплялись и культурные связи Египта с Сирией. Египтяне распространяли в Сирии различные элементы своей культуры, в частности письменность. На одном барельефе изображён фараон VI династии Пепи, приносящий жертву богу и богине. Помещённый тут же в надписи титул фараона гласит: «любимый Хатхор, владычицы Библа». Очевидно, в Сирию уже в эту эпоху проник культ египетской богини Хатхор. На тесные религиозные взаимодействия между Сирией и Египтом указывает и восходящая ко времени Древнего Царства легенда о смерти Озириса, в которой рассказывается о том, что ларец с телом Озириса был прибит морской волной именно к берегам Библа.
Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Египте била сельская община, сохранявшая в течение многих столетий древнюю закостеневшую форму. На это указывают надписи, в которых упоминаются древние общинные советы, носящие характерные названия «джаджат» и «кенбет». Эти общинные советы были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. В состав этих общинных советов в эпоху древнейшего классового общества входили высшие слои общин, представители местного зажиточного населения, которые с течением времени превращаются в чиновников централизованного государственного аппарата. В недрах этих патриархальных семей, как раньше в недрах родового строя, образуются социально-экономические предпосылки возникновения древнейшим форм рабства. Слово «слуга», «раб» (по-египетски «седжу») определяется картинным гиероглифом, обозначающим ребёнка, что указывает на наличие домашнего рабства в патриархальных семьях того времени. Члены большой и богатой патриархальной семьи, внутри которой уже существуют элементы господства и подчинения, уже ни могут сами справиться с возросшими потребностями хозяйства, что приводит ко все большему развитию рабства.
Рабовладельческая знать усиливается также благодаря многочисленным царским пожалованиям. Основной массой трудового населения Египта этого времени были свободные земледельцы, входившие в состав древних сельских общин. Однако внутри общин происходит социальное расслоение. В силу развития экономики всё более усиливается рабство. Рабы использовались в крупных царских и храмовых поместьях, а также в хозяйствах крупных рабовладельцев-аристократов, главным образом чиновников.
Во время этих воинственных походов на Синай и в Нубию египетские фараоны захватывали и пригоняли в Египет большое количество пленников. В надписи эти пленники иногда называются «живыми пленниками». Очевидно, в связи с ростом производительных сил страны, пленников в эту эпоху уже не убивали, как раньше, а доставляли в Египет, обращая их рабство. Перечисление этих «живых пленников» наряду со скотом указывает на то, что здесь имеются в виду рабы, которых в эту эпоху смотрели лишь как на рабочую силу. На это указывает слово «джет» (тело), служившее для обозначения раба.
В эту эпоху образуются древнейшие органы власти: ведомство общественных работ, древнейший суд, податное и военное ведомства. Государственная власть через номархов и чиновников заботилась о нормальном функционировании оросительной системы, которая имела огромное значение для развития земледельческого хозяйства. Документы этой эпохи указывают на деятельность податного ведомства. Известно, что уже с первых династий периодически во всей стране производился подсчёт земли, скота, людей и золота. Очевидно, это были основные единицы обложения. На основе этих статистических данных устанавливались подати, которые систематически взыскивались с населения и собирались в казну царя при помощи целого аппарата податных чиновников и казначеев.
В столице находилась высшая судебная инстанция, носившая название «шести великих домов». Высшая судебная власть принадлежала верховному судье, который в то же время занимал должность высшего чиновника и первого помощника царя по управлению всей страной. Обычным наказанием, налагавшимся по суду на преступника, было телесное наказание. Виновных били палками. Об этом говорят изображения и надписи, сохранившиеся на стенах гробниц этой эпохи. Предметом большой гордости для каждого египтянина было, если он мог в своей надгробной надписи сказать о том, что никогда его не били в присутствии какого-либо должностного лица.
Надписи времени Древнего Царства дают возможность восстановить характерные черты организации и деятельности особого военного ведомства. Очевидно, уже в древние времена существовала армия, составлявшаяся из новобранцев, которые назывались «неферу». Воины этой армии проходили специальное военное обучение и составляли основное ядро военных сил Египта. Сохранились названия военных должностей и титулы военных командиров, во главе которых стоял «начальник войска». Забота о вооружении армии и управление всей военно-хозяйственной частью в целом были сосредоточены в своего рода военном ведомстве, которое в те времена называлось «дом оружия». Высокую должность «начальника дома оружия» занимали представители высшей знати, иногда даже царевичи, как, например, Ка-ен-нисут, сын царя Снофру. Хотя организация военного дела для этой древней эпохи была довольно высокой, однако не следует преувеличивать организованности военного дела и армии, которая всё ещё сохраняла характер нестройного и примитивного народного ополчения, в котором командные должности занимали не профессионалы, а рядовые чиновники.
6.Поступовий розпад Стародавнього царства на номи і його причини.
Военно-захватническая политика способствовала обогащению и укреплению рабовла дельческои аристократии. Но это обогащение знати усилило обострение социальных противоречий.
Отличительными чертами этой деспотии являются централизация управления, использование значительных кадров аристократического чиновничества и укрепление авторитета верховной власти фараона при помощи строго разработанной идеологии обоготворения царя и его власти. Государство ставит своей главной задачей защиту интересов правящего класса рабовладельцев. Это видно из всех надписей и изображений этого времени. Все автобиографии вельмож и чиновников пестрят указаниями на то, что царь щедро осыпал их своими милостями.
Период Древнего Царства сменяется временем упадка Египта. Постепенно усиливается местная рабовладельческая аристократия, которая укрепляется в отдельных номах. Сосредоточив в своих руках управление всей областью, номархи заведывали всеми местными финансами, стояли во главе суда и жречества, а также командовали войсками нома. Номархи постепенно освобождаются от опеки царской власти. Всё это приводит к ослаблению власти фараона и к децентрализации управления страной.
Номархи периода VI династии строят свои гробницы уже не под сенью царской гробницы, как ранее, а в своих областях, где они жили, занимали крупные должности и скопили большие богатства. Аристократы, ранее назначавшиеся царём на должность правителя области, начинают теперь себя чувствовать полноправными хозяевами в своих областях. Они присваивают себе торжественный титул «великий правитель», указывающий на рост их влияния в той области, где они жили и правили. Наибольшую независимость проявляют номархи юга; поэтому с целью оказания на них постоянного давления в конце V династии учреждается постоянная должность «начальник Юга», которую в частности занимает крупный вельможа VI династии — Уна. Местные правители датируют свои надписи уже не годами царствования царя, а годами своего собственного управления. Они организуют в своих областях своё собственное войско, чувствуя себя почти независимыми от царской опеки. Это усиление аристократии находит своё отражение и в религиозных верованиях. Правители присваивают себе особые религиозные привилегии, право на загробное блаженство, сходное с правом обоготворённого царя на вечную жизнь.
Процесс ослабления центра и усиления местной рабовладельческой аристократии приводит в конечном счёте к распаду Египта на отдельные области, на те древние номы, из которых некогда составилось единое Египетское государство.
Наряду с номовой знатью обогащались и храмы. Постепенно растёт крупное храмовое хозяйство, которое получает от центральной власти целый ряд привилегий, зафиксированных и серии жалованных грамот. Эти грамоты, облечённые в форму царского указа, освобождают различные храмы и припирамидные города, находившиеся в ведении жрецов, от целого ряда повинностей. Жители этих городов освобождаются от содержания царских гонцов, которые проходят через эти города. Царь в этом указе запрещает, чтобы этих людей брали на принудительные работы по пахоте, жатве, охоте и работе в каменоломнях. Одновременно запрещается облагать налогом их земли, скот и деревья. Ослабление центра и распад единого Египетского государства, происшедший в конце Древнего Царства, сопровождались острой классовой борьбой. Воспоминание об этой внутренней борьбе сохранилось и в последующие времена. Так, один вельможа писал о том, что он спас свой город в дни насилий и ужасов. «Смута», царившая в стране в тот период, нередко противопоставлялась «порядку», установленному впоследствии и связи с восстановлением единого государства.
7. Міфологія
· Традиция сохранила имя замечательного зодчего этого времени, высокого чиновника Имхотепа, которого впоследствии считали покровителем писцов, письменности и знания, превратив его легендарный образ в божество врачевания.
· В эту эпоху формируется древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя. Деспотия укрепляется и обосновывается при помощи целой системы религиозных верований, в основе которых лежит учение о божественности царя. При жизни ему поклонялись, как богу, а после смерти хоронили, как земного бога, наместника и наследника небесных богов, в грандиозной каменной усыпальнице. Особенно ярко характеризуют религиозные верования, связанные обоготворением царя, надписи, найденные на стенах погребальных комнат в пирамидах царей V и VI династий. Эти так называемые «Тексты пирамид» подробно рисуют всю систему религиозных верований того времени. Идеология обоготворения царской власти проводилась планомерно и организованно при помощи целого ряда торжественных церемоний, обрядов и праздников. Раскопки, произведённые вокруг ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара, обнаружили здесь большой архитектурный комплекс, состоящий из ряда храмов и часовен. Обычно в этих храмах и часовнях регулярно справлялся заупокойный культ в честь умершего обоготворённого царя. Но и при жизни царь изображался в обличье бога. Один лишь царь имел право совершать наиболее важные религиозные церемонии в храмах, например, подношение даров. Царь всегда изображается в большем масштабе, чем все остальные люди. Создаётся стандартный идеализованный образ могучего и прекрасного царя, находящегося под охраной богов. Иногда царь изображался в виде сфинкса.