Особенности, повлиявшие на развитие египетской цивилизации.


В географическом отношении Египет делится на две части: на Верхний Египет, узкую длинную долину и на Нижний Египет, широкую дельту Нила, которая большим треуголь­ным венчиком открывается к Средиземному морю. Долина Нила тянется от 1-го порога до вершины Дельты на протяжении около 700 км узкой полосой, ширина которой колеблется от 20 до 50 км. Нижний Египет, который греки назвали Дельтой вследствие сходства внешней формы этой страны с треуголь­ной формой заглавной буквы Д, в древности представлял собой сплошные болота. В северо-восточном углу Дельты открывался единственный выход из Египта, откуда вела дорога, шедшая через Суэцкий перешеек, Синайский полуостров в Палестину, Сирию и в более далёкие страны Передней Азии. Это был почти единственный и во всяком случае главный путь, по кото­рому шли в Азию египетские завоеватели, торговцы и коло­нисты и по которому обратной волной стремились в долину Нила войска азиатских завоевателей и торговые караваны, доставлявшие в Египет различные товары.

Нил (длина — 5 589 км) — не только создал аллювиальную почву Египта, но своими периодическими разливами обеспечивает её плодородие и уро­жайность, создавая все естественные предпосылки для челове­ческого существования и развития сельского хозяйства в до­лине и дельте. Благодаря таянию снегов в абиссинских горах и горным дождям, периодически идущим в Абиссинии, воды Нила в июне начинают постепенно прибывать. Своей высшей точки разлив Нила достигает в сентябре, когда нильские воды затопляют всю страну, превращая её в сплошное озеро. Белый Нил, вытекающий из больших озёр экваториальной Африки и принимающий воду многочисленных притоков, обеспечивает непрерывный приток воды в Нил. Протекая в районе богатой тропической растительности, заполненный пловучими остро­вами (седдами), Белый Нил несёт с собой большое количество растительного ила. Голубой Нил, вытекающий из озера Тан, благодаря периодическим тропическим дождям в Абиссинии обусловливает периодическое повышение уровня воды и, раз­мывая горы, несёт в своих водах минеральный ил. Этот ил, осаждаясь во время наводнения на почве Египта, является прекрасным естественным удобрением, обеспечивающим заме­чательное плодородие почвы и высокий урожай. Значение ниль­ских разливов для земледельческого хозяйства Египта особенно велико вследствие жаркого и сухого климата и крайне незна­чительного количества осадков. Летом дождей почти не бывает.

Плодородная и хорошо орошаемая разливами Нила египетская земля образует как бы гигантский оазис, зажатый в тиски огромными пустынями Северной и Восточной Африки. Отрезанный от соседних стран на западе и на востоке скалистыми горами и трудно проходимыми пустынями, а на юге нильскими порогами, Египет был почти изолирован от всего остального мира, чем во многом объясняется замедленный темп развития и большое своеобразие египетской культуры. Египтяне всегда противопоставляли свою плодородную и бла­годатную землю негостеприимным и диким соседним странам. Свою страну египтяне изображали картинным гиероглифом плоской поверхности, иногда разделённой оросительными ка­налами на ряд участков, и образно называли ее «Чёрной землёй» (Та-Кемет).

Древнее богатство египетской флоры и фауны нашло отображение в зооморфных египетских богах. На многочисленных изображениях сохранились сцены охоты на самых разнообразных диких пиорей, птиц и рыб, которыми кишели степи, болота и нильские заводи.

Главным естественным богатством Египта был камень, что обусловило высокое развитие камнеобрабатывающего ремесла. Необходимость доставки в Еги­пет различных видов иноземного сырья определила направ­ление древнейших и наиболее важных торговых путей. Самой важной торговой магистралью страны был сам Нил, соеди­нявший различные части страны, а также весь Египет в целом с Нубией, прилегающей у первого порога к южным границам до­лины. Крупная торговая дорога шла из северо-восточного угла Дельты через Синай и Палестину в Сирию. Из долины Нила на за­пад шли различные дороги в западные оазисы. На восток вели не менее важные дороги к побережью Красного моря. Железо вплоть до I тысячелетия до н. э. крайне редко приме­нялось в древнем Египте. Изготовление крупных предметов из меди считалось настолько важным событием, что об этом сообщалось даже в государственной летописи наряду с упоминанием важнейших событий хозяйственной, полити­ческой и религиозной жизни страны.

Египтяне, как и многие другие древневосточные народы, образовались на основе смешения целого ряда различных племён. Эти племена, из которых постепенно образовался древнеегипетский народ, принадлежат к туземным племенам Северной и Восточной Африки. На родство древнейших египтян с племенами тропической восточной Африки указывают своеобразные египетские статуэтки людей архаического периода, обмеры черепов, най денных в архаических погребениях, а также некоторая близость древнеегипетского языка к языкам галла, сомали и др. Судя по древнеегипетским изображениям, древнейшие племена, населявшие Восточную Африку (по-египетски — страна Пунт), по своему внешнему виду очень напоминали египтян. Древнеегипетский язык обнаруживает черты сходства с берберскими (кочевники) языками Северной Африки. Раскопки, произведённые в Египте и на высоких нагорьях, окаймляющих долину Нила, показывают, что племена, создавшие самобытную египетскую культуру, жили в Северо-Восточной Африке со времён палеолита (древнекаменного века).

Поэтому неправильными являются попытки некоторых историков доказать азиатско-семитское происхождение египетского народа. Ещё более неправильными и фактически ни на чём не основаными были высказывания фашистских историков, которые пытались включить древнеегипетскую культуру в круг «арийско-нордической расы», указывая на родство египетских черепов с черепами «арийско-азиатского происхождения». Здесь можно говорить лишь о некоторых культурных взаимоотношениях между древними египтянами и соседними семитскими племенами Синайского полуострова, которые несколько усиливались в те эпохи, когда отдельные азиатские племена проникали или вторгались в Египет. Близость древнеегипетского языка к языкам семитской группы (арабский, финикийский, вавилоно-ассирийский и древнееврейский) объясняется этими азиатскими влияниями. В долине и в дельте Нила живут бок о бок различ­ные племена, говорившие порой на различных языках и наре­чиях. Даже значительно позднее, в эцоху Нового Царства, египтяне, жившие близ Ассуана, недалёко от южных границ страны, на острове Элефантина, не понимали жителей Дельты.

3. Виникнення найдавнішої Єгипетської держави.

О Древнем Египте известно многое, но процесс самого его возникнове­ния понятен плохо. Главные спорные вопросы: каким образом на Ниле сначала появились, а потом слились в единую державу два самостоя­тельных царства, Верхний и Нижний Египет? К 5000 до н.э. предки египтян жили в маленьких деревнях там, где сейчас пус­тыня, а тогда была саванна. Вокруг хватало небольших озер, откуда в сезон дождей вытекало множество впадавших в великий Нил речушек (вади). Вади (уэд) - арабское название временной речки. Каждая деревня была крошечным государством, часто с собственным божест­вом, а точнее, тотемом - животным или растением. Вполне вероят­но, что разнообразие этих тотемов легло в основу сложного древнееги­петского пантеона, включавшего множество зооморфных богов.

По мере исчезновения растительности в Северной Африке и превращения этого обширного района в область почти сплошных пустынь население должно было скапли­ваться в оазисах и постепенно спускаться в долины рек. Коче­вые охотничьи племена Северной Африки стали оседать в дельте и в долине Нила, переходя здесь к формам оседлого земле­дельческого быта в соответствии с общим уровнем их хозяй­ственного развития. Благоприятные географические условия значительно ускорили этот переход к земледельческому хозяй­ству. Наличие дикорастущих хлебных злаков, предшествен­ников ячменя и пшеницы, в разных районах Африки, приле­гающих к Египту, давало возможность жившим здесь племенам перейти от охоты и скотоводства к земледелию, акклимати­зируя местные породы зерновых растений.

К середине IV тысячелетия до н.э. существовало множест­во таких «деревень-государств». Стычки из-за земли за­ставляли их объединяться в союзы - около 20 возник­ло в Нижнем Египте, т.е. в зоне нильской дельты, и 22 - в Верхнем.

Тогда же Верхний Египет столкнулся с экологи­ческим кризисом - настолько серьезным, что он мог вполне привести к войнам, завершившимся объединением страны. Геологические данные гово­рят о начавшемся пересыхании мелких водоемов -ландшафт, особенно восточнее Нила, до сих пор изрезан бывшими речными руслами. Очевидно, это стало вызывать нехватку продовольствия. Люди были вынуждены переселяться в долину са­мой великой реки, а также продвигаться на север, в дельту, где неизбежно сталкивались с жителями деревень Нижнего Египта.

Образуются два соперничающих между собой государства. Центром Северного государства, расположенного в Дельте, был город Бехдет, а столицей Южного государства, охватившего всю долину, был город Небут. Победивший правитель присоединял к своему титулу титулы побеждённого, что нашло своё отра­жение в титулатуре фараонов позднейшего времени. На длительное существование Верхнего и Нижнего Египта как двух самостоятельных государств указывают сохранив­шиеся в течение всей позднейшей египетской истории обычные титулы фараона — «владыка двух стран» и «царь Верхнего и Нижнего Египта» — и прочно укоренившееся деление госу­дарственного аппарата на две части, соответственно древнему делению Египта на северную и южную страну.

Спустя тысячи лет египетский исто­рик Манефон (конец IV - начало III ве­ка до н.э.) в 280 г. до н.э. напишет о выросшем в Верх­нем Египте завоевателе, который разгромил правившего дельтой царя и провоз­гласил себя правителем всего Египта. Объединив короны двух царств, белую и красную, он сделал своей столицей Меннефер (мы знаем этот город под грече­ским именем Мемфис) и основал I дина­стию. Звали победителя, по записям Манефона, Меном или Менесом, правил он 62 года и в конце концов был съеден кро­кодилом. Другой греческий вариант его имени - Мину (а египетский Месхне или Мехсне). У всех последующих фараонов было две короны: белая, в виде кегли, и красная, похожая на ковш, - Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Их носили по одной или друг на друге, как бы подчеркивая этим один из царских титулов - «Правитель двух стран». Но период первой династии датируется 2850-2650 гг. до н.э.

До 1898 это было все, что знали истори­ки о возникновении Египта. Потом в Нехене (Иераконполь), одном из цент­ров Верхнего Египта (около 600 км к югу от Каира) откопали так называемую плиту Нармера - искусно выполненный барельеф на твердой породе, называе­мой шиферным сланцем, датируемую примерно 3100 г. до н.э. Он изобража­ет могущественного царя, который по­коряет врагов и осматривает уложен­ные рядами обезглавленные тела. На одной стороне плиты он в короне Верх­него Египта, на другой - Нижнего. Имя царя следует из пиктограммы в верхней части плиты: «н р» («рыба») плюс «мр» («долото») - Нармер. В принципе ры­бой-долотом называли в ту эпоху сома. Две короны привели большинство ар­хеологов к выводу, что именно Нармер объединил Верхний и Нижний Египет. Это древнейший известный артефакт, изображающий правителя в обеих египетских коронах. Вероятно, Нармера считали объединителем страны и его наследники, которые и отразили на мемориальной плите эту версию.

Нехен был сильным городом-госу­дарством, одним из центров почитания бога-сокола Гора. В найденных здесь надписях упоминались цари Кроко­дил. Скорпион, Сом. Рядом с их изо­бражениями часто помещена фигурка сокола - символа Нехена. Некоторые данные говорили, что нехенские цари похоронены в Абидосе, где начались энергичные раскопки. Было обнаруже­но множество гробниц I и II династий, а также правителей додинастической эпохи.

Примерно тогда же в Нехене нашли огромную головку булавы - слишком большую для использования в бою, т.е. почти наверняка ритуальную. Она тоже украшена сценами побед и покорения врагов, однако корона на царе только одна - верхнеегипетская. Этот прави­тель, имя которого обозначено пикто­граммой «скорпион», в последнее время вызывает особый интерес историков. Головка булавы - первый известный артефакт с изображением царя по име­ни Скорпион. Членистоногое изображено явно под розочкой, символизирую­щей правителя. На булаве он в кеглевидной короне, т.е. короне Верхнего Египта. Новая интерпретация символов на булаве вполне допускает такую возмож­ность. Скорпион подпоясан хвостом быка - символом власти. В верхней части головки повешенные за шею птицы олицетворяют как минимум семь побеж­денных городов. В руке царь держит мотыгу, часто фигурирующую на поздней­ших барельефах как ритуальное орудие - символ орошения полей, закладки городов и храмов. Сейчас ученые предполагают, что именно Скорпион позже покорил Нижний Египет.

Недалеко от Нехена находится Джебель-Джаути, который является и по сей день перекрестком караванных путей, которые появились здесь еще до додинастического перода.

На одной из скал перевала нашли грубо выполненные рисунки. Они сильно отличаются от аккуратных рельефов на ритуальной булаве и пли­те Нармера. Фигурки и символы здесь неумело нацарапаны кремнем на твер­дом известняке, они, по-видимому, рас­сказывают о какой-то битве.

Сопоставление их с надежно датиро­ванными изображениями из гробниц говорит, что эта «Сцена со Скорпио­ном» появилась в 3200 до н.э. или чуть раньше. По-видимому, рисунки сдела­ны отнюдь не для красоты, поскольку наспех нацарапаны, а являются пиктограммами, повествующими о ка­ком-то реальном событии, т.е. речь идет о древнейшем известном науке ис­торическом документе. Обнаружившие его Джон и Дебора Дарнелл в этом уве­рены, и с ними согласны многие специ­алисты.

Можно различить побежденного правителя, причем, по мнению Дарнел-лов, он держит посох, украшенный бычьими рогами. Этот и другие симво­лы убеждают их, что побеждена была армия Негады (Накады) - крупного по­селения на западном берегу Нила, где почитали бога Сета, культовый центр которого Небет или Нубт (греч. Ом-бос) находился рядом. В битве решался вопрос, кому доминировать в Верхнем Египте. Судя по пиктограммам, победа досталась царю Скорпиону.

Эта битва, считают Дарнеллы, сыг­рала судьбоносную роль в истории Египта, и место пиктографической за­писи о ней не менее важно. Очевидно, рисунки нацарапаны вскоре после сражения рядом с его местом. Следо­вательно, перед нами свидетельство очевидца, а не обросшая легендами позднейшая официальная версия ис­торических событий.

Возможно, Негада (Накада) была важна и по другой причине. На обнаружен­ном в ней фрагменте керамики, кото­рый намного старше и ритуальной бу­лавы, и упомянутых наскальных рисун­ков, похоже, изображена примитивная красная корона. Красным был цвет бо­га Сета. Возникла теория, согласно ко­торой эту корону захватил Скорпион, но она лишь позже, возможно, при Нармере, стала ассоциироваться с властью над Нижним Египтом. Предложенная Дарнеллами интерпретация «Сцены со Скорпионом» отчасти подкрепляется находками доктора Гюнтера Драйера, директора египетского филиала Не­мецкого археологического института. В начале 1990-х он вскрыл в Абидосе обширную гробницу из сырцового кирпича, где обнаружил скипетр из слоновой кости и фрагменты керамики с изображениями скорпиона. Драйер предположил, что там был похоронен и одноименный царь. Многие египтологи считают преслову­тую битву у перевала вполне вероят­ной. Она наводит на мысль, что объеди­нение страны было результатом не од­ного великого похода, а серии более мелких конфликтов во времена Скор­пиона и Нармера. Первый из этих ца­рей начал подчинять себе соседние го­рода и деревни Верхнего Египта, а вто­рой вторгся как минимум в южную часть нильской дельты.

Таким образом, хотя в официальной египтологии династии фараонов принято отсчи­тывать от основателя первой из них Менеса, новые на­ходки в Абидосе и на Джебель-Тжаути предполагают, что история Египта на­чалась раньше - с царей, объединявших страну в эпоху, когда ее ландшафт только начал принимать современный облик. Мно­гие египтологи уже признают сущест­вование особой - нулевой - династии, к которой относятся цари, заложившие основу самой долговечной из древних цивилизаций.

Итак, Менес, завоевав полностью всю Дельту образовал единое государство. На стыке дельты и долины, в пункте, имеющем крупное стратегическое и экономическое значение, он построил свою укреплённую столицу, дав ей название «Белая стена». Это место было настолько удачно выбрано, что оно в течение всей египетской истории сохраняло перво­степенное значение. Впоследствии здесь возникла столица Древнего Царства — Мемфис. И именно объединение всего Египта в одно государство дало Менесу возможность построить первые крупные оросительные сооружения.

Памятники материальной культуры додинасти­ческого периода, уже описанные выше, а также предметы и надпи­си, относящиеся к первым двум династиям, позволяют в самой общей форме обрисовать процесс развития древнейшего клас­сового общества в дельте и в долине Нила в конце V и в на­чале IV тысячелетия до н. э. Еже­годные периодические разливы Нила требовали от населения принятия ряда мер для того, чтобы избыточные воды наводне­ния равномерно распределялись по всей стране. Поэтому уже в древ­нейшую эпоху существования египетского народа сначала общины (по-гречески «номы»), а потом государственная власть берут на себя функ­цию создания, сохранения в порядке и постоянного расшире­ния ирригационной сети. Это огромное значение искусствен­ного орошения для существования древнейших земледельческих общин находит своё отражение в гиероглифическом начер­тании слов «область, округ» и «начальник области». Слово «область, округ» писалось при помощи картинного знака плоской территории, разделённой оросительными каналами на ряд одинаковых участков. А слова «начальник области», встречающиеся уже в древнейших надписях архаической эпохи, писались группой картинных гиероглифов, в состав которой входил картинный знак, изображающий «канал», что, очевидно, указывало на то, что основной функцией этого древнего мест­ного чиновника, власть которого возникла из власти старей­шины общины, было наблюдение за оросительными сооруже­ниями.

С развитием продуктивных сил постепенно образуется классовое общество и древнейшее государство, во главе которого стоит рабовла­дельческая аристократия. Надписи, сохранившиеся на над­гробных плитах и на других памятниках этого времени, содер­жат титулы, звания и должности древнейшей египетской знати: первый после царя, начальник дворца, хранитель печати всех царских свитков и т. д. Наряду с этими чиновниками упо­минаются придворные, называвшие себя в надписях «князьями», «состоящими при дворце» и «друзьями царя». Судя по этим разнообразным титулам, в эту эпоху уже складывались древ­нейшие формы государственного управления. Среди прочих титулов встречается титул «чати», чиновника, непосредственно следующего вслед за царём во время торжественной процес­сии. Позднее этот чиновник сосредоточивает в своих руках важнейшие нити управления всей страной, поэтому его при­нято называть титулом соответствующего арабского чиновника - везира.

Всё в административном плане государство дели­лось на отдельные области (номы), что является отголоском существования древних общин, во главе которых стояли местные правители, номархи, принадлежавшие к древней родовой знати. В эту же группу высшей аристократии также вхо­дили жрецы. В эпохи ослабления и распада единого Египетского государ­ства эти номы восстанавливают свою древнюю независи­мость. Исходя из вышесказанного, процесс объединения Египта в одно государство также объясняется в первую очередь необходимостью организации единой системы искусственного орошения в стране и расширением внешней торговли, что могло быть выполнено лишь при наличии еди­ного централизованного государства, обладающего сильным войском.

Кроме Менеса царями первой династии были Змея и Усефат, вторая –Хасехемум.

4.Утворення централізованої деспотії.

Учитывая все вышесказанное, официальное деление истории Др. Египта, согласно которому эпоха Древнего Царства началась с фараонов 3 династии, основателем которой был Джосер, является не совсем правильным. Но официальная египтология гласит, что период Древнего Царства, охватывал время царствования фараонов III—VI династии. В советских учебниках этот период датировался (3000—2400 гг. до н. э.), однако тут тоже возникает путаница с хронологией, поскольку 6 династия закончила правление в 2189 г. до н.э.

Развитие производительных сил, специализация и рост про­изводства как в области сельского хозяйства, так и в области ремесла привели к появлению избыточных продуктов. Эти избыточные продукты, которые не могли быть потреблены на месте, превращались в товары и продавались на рынках, т.е. появляются как внутренняя, так и внешняя торговля. Развитие рабовладельческого хозяйства, растущая потреб­ность в иноземном сырье, в рабах и расширение внещней тор­говли повлекли за собой расширение завоевательной политики. Египетские фараоны III и IV династий отправляют вслед за торговыми экспедициями свои войска, для того чтобы за­крепить при помощи оружия господство Египта в соседних странах. Завоевательная политика, наметившаяся при фараонах первых двух династий, окончательно определилась и получила своё дальнейшее развитие при последующих фараонах Древнего Царства, при которых Египет превратился в мощное центра­лизованное государство. Первый фараон III династии, Джосер, воевал в течение своего царствования на северо-восточных и южных границах Египта. Около древних разработок меди на Синайском полуострове сохранились барельефы, повествую­щие о победах Джосера над жившими здесь племенами.

Не менее энергичную военную политику вёл также первый фараон знаменитейшей 4 династии (2460-2350) фараон Снофру. В его царствование район медных рудников на Синай­ском полуострове был окончательно закреплен за Египтом. Победы фараона Снофру и окончательное присоединение им к Египту важной области медных рудников Синайского полуострова имели настолько крупное политическое и экономическое значение для Египта, что вос­поминание об этих событиях сохранял ось в течение тысяче­летий в памяти египетского народа. Снофру впоследствии считался завоевателем всей этой области и основателем здеш­них медных рудников. Высшей похвалой для чиновника было признание, что со времён Снофру ничего подобного здесь не было сделано. Снофру совершал военные походы также и на юг. Эти военные походы Снофру имели настолько крупное зна­чение, что о них упоминается даже в государственной летописи Палермского камня.

Таким образом, деятельность египетского правительства этого времени сводилась главным образом к завоеванию соседних областей и внутреннему укреплению государства. Внешним выражением этой политики и в то же время значительной силы этого централизованного и деспотического государства являются пирамиды, построенные фараонами III—IV династий.

Первая гроб­ница этого типа, построенная Джосером в Саккара, состоит из шести этажей, которые уступами возвышаются друг над другом. Эта «ступенчатая пирамида» высотой в 60 м является одним из древнейших известных нам каменных соору­жений монументального типа. Пирамида Снофру имела уже 7 этажей.

Так, в постройке, расположенной у входа в заупокойный храм фараона Хафра (Хефрен IV династия), камни достигают в длину 5,45 м и весят до 42 тыс. кг. Строительство сфинкса, который считался изображением фараонов, тоже приписывают Хефрену, однако геологи утверждают, что на статуе отчетливо видны следы водной эрозии известняка, в то время как на постройках того же периода их нет. Дождливый климат в Египте был приблизительно 10 тыс. лет назад.

Огром­ная царская гробница, пирамида царя Хуфу (Хеопс IV династия), достигает высоты в 146 м. Она сложена из 2 300 тыс. каменных плит, причём вес каждой каменной плиты равняется прибли­зительно 2х2 т. По свидетельству Геродота, она строилась 20 лет. Пирамиды покрывались роскошной каменной облицовкой. В пирамиде Хеопса вообще не нашли даже осколков глиняной посуды.

Третья самая большая – гробница Менкаура (66 м.). (более близкая транскрипция Мен-Ка-у-Ра). Ни в одной из этих пирамид не было обнаружено ни одной мумии. В некоторых пирамидах не было даже саркофагов. Существует на сегодня 30 версий, как их могли построить.

Вообще традиционные египтологи авторство пирамид относят к конкретному фараону по наличию его имени в пирамиде, либо на каком-либо сооружении поблизости. Например, в т.н. Ломаной пирамиде нашли два раза упоминание имени Снофру, и присвоили ей это имя. Каких-либо документальных подтверждений авторства той или иной пирамиды не обнаружено.

Вообще большинство пирамид нельзя назвать усыпальницами, поскольку в них до сих пор не найдены мумии ( физик Андрей Скляров. Лаборатория альтернативной истории lah.ru).

(Я - теории за и против происхождения пирамид).

Флиндас Петри – основоположник британской египтологии. 19 век.

 

Именно в эту эпоху сформировалась древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя. Идеология обоготворения царской власти проводилась пла­номерно и организованно при помощи целого ряда торжествен­ных церемоний, обрядов и праздников.

Греческие историки Геродот и Диодор рассказывали, что фараоны IV династии угнетали так народ, что он восстал и выбросил тела этих царей из их пирамид. Жрецы бога Ра использовали это народное восстание в своих интересах, возведя на царский престол своего ставленника, который в награду за это объявил культ Ра государственной религией. Позднее была создана легенда, обосновывавшая право фараонов новой, V династии на царский престол. Как эта легенда, так и подлинные надписи этого времени указывают на то, что уже в эпоху IV династии началось усиление культа бога солнца Ра, который при первых царях V династии превра­щается в верховного государственного бога всего Египта. В состав имён фараонов IV—V династий входит имя бога Ра. (Хафра, 5-Сахура, Нофериркара). Эти цари носят новый титул «сына Ра» (или «сына солнца»), который отныне становится одним из основных титулов еги­петского фараона. На особенное усиление культа Ра при царях V династии указывают развалины замечательных храмов, построенных этими фараонами неподалёку от столицы Египта, Мемфиса.

Надписи и скульптурные изображения времени V династии говорят о дальнейшем расширении завоевательной политики Египта. Фараоны V династии считают, что они призваны править не только над египтянами, но и над ливийцами, нубийцами и ази­атами. Царя с этого времени начинают изображать в виде сфин­кса, т. е. льва с головой человека, попирающего своими лапами иноплеменных врагов Египта. Эту военную политику продолжали фараоны VI династии. Однако необходимость в золоте заставила фараонов обратить внимание на Нубию. Пепи I проник в Нубию вплоть до второго порога. Северная Нубия была в эту эпоху уже настолько замирена, что фараон Меренра мог лично прибыть сюда и принять выражение верности от вождей пле­мён маджаев, вават и иертет. В надписях описывается очень примитивная организация военного дела, сбор военного ополчении во всей стране и грабительский характер войны, имевшей своей целью опустошение вражеской страны, разру­шение её крепостей, уничтожение финиковых пальм и виноград­ников, а также захват пленных, обращавшихся в рабство.

5.Економічний та соціальний лад Єгипту в епоху Ста­родавнього царства.

В конце архаической эпохи появляется плуг очень примитив­ной формы. Но в течение тысячелетий для обработки земли наряду с этим первобытным плугом также пользуются и при­митивной мотыгой. Это изображение ярко иллюстрирует древнее пред­ставление о том, что важнейшей обязанностью царя является забота о развитии земледельческого хозяйства страны. Проводи первую борозду в торжественный день начала сельскохозяй­ственных работ, царь своим авторитетом как бы освящал труд земледельца. Это изображение показывает, что наиболее распро­странённым в те времена земледельческим орудием была при­митивная мотыга древнейшего времени. И эта мотыга сохра­нила своё значение сельскохозяйственного орудия наряду с уже известным плугом в силу застойности древнеегипетской техники вплоть до позднего времени. В слегка взрыхленную землю бросали семена, а затем пускали на пашню скот, который втаптывал семена в землю. При молотьбе также пользовались скотом, который на току копытами вымолачивал зёрна из колосьев.

Наряду с сельским хозяйством уже в архаическую эпоху развиваются различные ремёсла. Одним из древнейших видов ремесла, получившим со времени архаики очень широкое рас­пространение и достигшим высокого технического совершен­ства, была обработка камня. Древнейшими металлами, известными египтянам, были сви­нец, медь, золото, а затем железо. Свинец добывался на берегу Красного моря, близ Косейра, и около Ассуана. В доисторических погребениях было найдено много изделий из свинца. Особенно широкое распространение получила медь, которая добывалась на Синайском полуострове и в Восточной пустыне. Древние разработки меди, восходящие ко времени I династии, были обнаружены в юго-западной части Синай­ского полуострова, в Вади-Магхара и в Серабит-эль-Хадим. Здесь были найдены медная руда, кучи шлака, остатки горна, разбитые плавильники, формы для отливания слитков и лезвий, наконец, обломки тигеля для плавки меди. Золото добывали в Восточной пустыне и в Нубии.

Однако в этот древнейший период все хозяйство прочно сохраняет свой древний натуральный характер. Всё, что про­изводится в общинах, потребляется тут же на месте. Все по­винности носят ярко выраженный натуральный характер. Но, наряду со всё расширяющимся земледелием, сохраняют крупное хозяйственное значение рыбная ловля и охота. Сцены охоты и рыб­ной ловли прекрасно изображены на стенах гробниц времени Древнего Царства. Более организованный характер, чем ранее, приобретает скотоводство, которое теряет своё самостоятельное значение, целиком приспособляясь к нуждам земледельческого хозяйства. Недостаток пахотных земель в долин г принуждает население все свободные земли использовать для посевов, разводя скот в ограниченном масштабе, лишь в той степени, в какой это было необходимо. Некоторый избыток земли был только в Дельте, где на обширных пастбищах можно было в большем количество разводить скот. Поэтому ското­водство в Дельте приобретает несколько большее значение, чем в долине, на что указывает обоготворение быка в четырёх номах Нижнего Египта. Распространяются виноградарство и льноводство. Нако­нец, некоторое значение имело и оливководство, которое да­вало возможность изготовлять растительное масло из плодов местного оливкового дерева.

В эпоху архаики и Древнего Царства ещё не все рощи были сведены, и поэтому обработка дерева имела в эти времена большее значение, чем впослед­ствии. В эпоху V династии египетские фараоны отправляют боль­шие торговые экспедиции в Сирию. Наряду с экономическими связями укреплялись и культур­ные связи Египта с Сирией. Египтяне распространяли в Сирии различные элементы своей культуры, в частности письмен­ность. На одном барельефе изображён фараон VI династии Пепи, приносящий жертву богу и богине. Поме­щённый тут же в надписи титул фараона гласит: «любимый Хатхор, владычицы Библа». Очевидно, в Сирию уже в эту эпоху проник культ египетской богини Хатхор. На тесные религиозные взаимодействия между Сирией и Египтом указывает и восхо­дящая ко времени Древнего Царства легенда о смерти Ози­риса, в которой рассказывается о том, что ларец с телом Ози­риса был прибит морской волной именно к берегам Библа.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Египте била сельская община, сохранявшая в течение многих столетий древнюю закостеневшую форму. На это указывают надписи, в которых упоминаются древние общинные советы, нося­щие характерные названия «джаджат» и «кенбет». Эти общинные советы были органами судебной, хозяйственной и адми­нистративной власти на местах. В состав этих общинных советов в эпоху древнейшего классового об­щества входили высшие слои общин, представители местного зажиточного населения, которые с течением времени превра­щаются в чиновников централизованного государственного аппарата. В недрах этих патриархальных семей, как раньше в недрах родового строя, образуются соци­ально-экономические предпосылки возникновения древнейшим форм рабства. Слово «слуга», «раб» (по-египетски «седжу») определяется картинным гиероглифом, обозначающим ребёнка, что указывает на наличие домашнего рабства в патриархальных семьях того времени. Члены большой и богатой патриархальной семьи, внутри которой уже существуют элементы господства и подчинения, уже ни могут сами справиться с возросшими потребностями хозяйства, что приводит ко все большему развитию рабства.

Рабовладельческая знать усиливается также благодаря многочисленным царским пожалованиям. Основной массой трудового населения Египта этого времени были свободные земледельцы, входившие в состав древних сельских общин. Однако внутри общин происходит социальное расслоение. В силу развития экономики всё более усиливается рабство. Рабы использовались в крупных царских и храмовых поме­стьях, а также в хозяйствах крупных рабовладельцев-аристо­кратов, главным образом чиновников.

Во время этих воинственных походов на Синай и в Нубию египетские фараоны захватывали и пригоняли в Египет боль­шое количество пленников. В надписи эти пленники иногда называются «живыми пленниками». Очевидно, в связи с ростом производительных сил страны, пленников в эту эпоху уже не убивали, как раньше, а доставляли в Египет, обращая их рабство. Перечисление этих «живых пленников» наряду со скотом указывает на то, что здесь имеются в виду рабы, которых в эту эпоху смотрели лишь как на рабочую силу. На это указывает слово «джет» (тело), служившее для обозначения раба.

В эту эпоху образуются древнейшие органы власти: ведомство общественных работ, древнейший суд, подат­ное и военное ведомства. Государственная власть через номархов и чиновников забо­тилась о нормальном функционировании оросительной системы, которая имела огромное значение для развития земледельче­ского хозяйства. Документы этой эпохи указывают на деятель­ность податного ведомства. Известно, что уже с первых дина­стий периодически во всей стране производился подсчёт земли, скота, людей и золота. Очевидно, это были основные единицы обложения. На основе этих статистических данных устанавлива­лись подати, которые систематически взыскивались с населе­ния и собирались в казну царя при помощи целого аппарата податных чиновников и казначеев.

В столице находилась высшая судебная инстанция, носившая название «шести великих домов». Высшая судебная власть принадле­жала верховному судье, который в то же время занимал долж­ность высшего чиновника и первого помощника царя по управ­лению всей страной. Обычным наказанием, налагавшимся по суду на преступника, было телесное наказание. Виновных били палками. Об этом говорят изображения и надписи, сохранив­шиеся на стенах гробниц этой эпохи. Предметом большой гор­дости для каждого египтянина было, если он мог в своей надгробной надписи сказать о том, что никогда его не били в присутствии какого-либо должностного лица.

Надписи времени Древнего Царства дают возможность вос­становить характерные черты организации и деятельности осо­бого военного ведомства. Очевидно, уже в древние времена существовала армия, составлявшаяся из новобранцев, которые назывались «неферу». Воины этой армии проходили специаль­ное военное обучение и составляли основное ядро военных сил Египта. Сохранились названия военных должностей и титулы военных командиров, во главе которых стоял «началь­ник войска». Забота о вооружении армии и управление всей военно-хозяйственной частью в целом были сосредоточены в своего рода военном ведомстве, которое в те времена назы­валось «дом оружия». Высокую должность «начальника дома оружия» занимали представители высшей знати, иногда даже царевичи, как, например, Ка-ен-нисут, сын царя Снофру. Хотя организация военного дела для этой древней эпохи была до­вольно высокой, однако не следует преувеличивать организо­ванности военного дела и армии, которая всё ещё сохраняла характер нестройного и примитивного народного ополчения, в котором командные должности занимали не профессионалы, а рядовые чиновники.

 

6.Поступовий розпад Стародавнього царства на номи і його причини.

Военно-захватническая политика способствовала обогащению и укреплению рабовла дельческои аристократии. Но это обогащение знати усилило обострение социальных противоречий.

Отли­чительными чертами этой деспотии являются централизация управления, использование значительных кадров аристокра­тического чиновничества и укрепление авторитета верховной власти фараона при помощи строго разработанной идеологии обоготворения царя и его власти. Государство ставит своей главной задачей защиту инте­ресов правящего класса рабовладельцев. Это видно из всех надписей и изображений этого времени. Все автобиогра­фии вельмож и чиновников пестрят указаниями на то, что царь щедро осыпал их своими милостями.

Период Древнего Царства сменяется временем упадка Египта. Постепенно усиливается местная рабовладельческая аристократия, которая укрепляется в отдельных номах. Сосредоточив в своих руках управление всей областью, номархи заведывали всеми местными финансами, стояли во главе суда и жречества, а также командовали войсками нома. Номархи постепенно освобождаются от опеки царской власти. Всё это приводит к ослаблению власти фараона и к децентра­лизации управления страной.

Номархи периода VI династии строят свои гробницы уже не под сенью царской гробницы, как ранее, а в своих областях, где они жили, занимали крупные должности и скопили боль­шие богатства. Аристократы, ранее назначавшиеся царём на должность правителя области, начинают теперь себя чувство­вать полноправными хозяевами в своих областях. Они при­сваивают себе торжественный титул «великий правитель», указывающий на рост их влияния в той области, где они жили и правили. Наибольшую независимость проявляют номархи юга; поэтому с целью оказания на них постоянного давления в конце V династии учреждается постоянная должность «на­чальник Юга», которую в частности занимает крупный вель­можа VI династии — Уна. Местные правители датируют свои надписи уже не годами царствования царя, а годами своего собственного управления. Они организуют в своих областях своё собственное войско, чувствуя себя почти независимыми от царской опеки. Это усиление аристократии находит своё отражение и в религиоз­ных верованиях. Правители присваивают себе особые религиоз­ные привилегии, право на загробное блаженство, сходное с пра­вом обоготворённого царя на вечную жизнь.

Процесс ослабления центра и усиления местной рабовла­дельческой аристократии приводит в конечном счёте к распаду Египта на отдельные области, на те древние номы, из которых некогда составилось единое Египетское государство.

Наряду с номовой знатью обогащались и храмы. Постепенно растёт крупное храмовое хозяйство, которое получает от цен­тральной власти целый ряд привилегий, зафиксированных и серии жалованных грамот. Эти грамоты, облечённые в форму царского указа, освобождают различные храмы и припирамидные города, находившиеся в ведении жрецов, от целого ряда повинностей. Жители этих городов освобождаются от содержания царских гонцов, которые проходят через эти города. Царь в этом указе запре­щает, чтобы этих людей брали на принудительные работы по па­хоте, жатве, охоте и работе в каменоломнях. Одновременно запрещается облагать налогом их земли, скот и деревья. Ослабление центра и распад единого Египетского государства, происшедший в конце Древнего Царства, сопровождались острой классовой борьбой. Воспоминание об этой внутренней борьбе сохранилось и в последующие времена. Так, один вель­можа писал о том, что он спас свой город в дни насилий и ужасов. «Смута», царившая в стране в тот период, нередко противопоставлялась «порядку», установленному впоследствии и связи с восстановлением единого государства.

7. Міфологія

· Традиция сохранила имя замечательного зодчего этого времени, высокого чинов­ника Имхотепа, которого впоследствии считали покровителем писцов, письменности и знания, превратив его легендарный образ в божество врачевания.

· В эту эпоху формируется древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя. Деспотия укрепляется и обосновывается при помощи целой системы рели­гиозных верований, в основе которых лежит учение о боже­ственности царя. При жизни ему поклонялись, как богу, а после смерти хоронили, как земного бога, наместника и наследника небесных богов, в грандиозной каменной усыпальнице. Особенно ярко характеризуют религиозные верования, связанные обоготворением царя, надписи, найденные на стенах погребальных комнат в пирамидах царей V и VI династий. Эти так называемые «Тексты пирамид» подробно рисуют всю систему религиозных верований того времени. Идеология обоготворения царской власти проводилась пла­номерно и организованно при помощи целого ряда торжествен­ных церемоний, обрядов и праздников. Раскопки, произведён­ные вокруг ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара, обна­ружили здесь большой архитектурный комплекс, состоящий из ряда храмов и часовен. Обычно в этих храмах и часовнях регулярно справлялся заупокойный культ в честь умершего обоготворённого царя. Но и при жизни царь изображался в обличье бога. Один лишь царь имел право совершать наиболее важные религиозные церемонии в храмах, например, подношение даров. Царь всегда изображается в большем масштабе, чем все остальные люди. Создаётся стандартный идеализованный образ могу­чего и прекрасного царя, находящегося под охраной богов. Иногда царь изображался в виде сфинкса.