Г. - Новая экономическая программа («Новая экономика») Клинтона


Вопрос 3. Современная макроэкономическая политика США

Оказалось, что рынок чересчур потеснил государство в экономике. На президентских выборах 1992 г. на фоне кризиса идей рейганизма победу одерживает кандидат от демократической партии Уильям (Билл) Клинтон,* предложивший новую экономическую программу.

Сменивший Р. Рейгана президент Джордж Буш, ранее бывший вице-президентом, продолжил курс своего предшественника. Тем не менее, действуя по наработанным неоконсервативным рецептам, республиканцы к началу 1990-х гг. зашли в тупик, их основные методы макроэкономической политики начали себя исчерпывать. Снижение налоговых ставок, конечно, было огромным преимуществом для бизнеса и физических лиц, но вместе с тем это ослабило «автономные» бюджетные стабилизаторы.

 

Б. Клинтон скорректировал консервативную экономическую стратегию в либеральном направлении. В основе реформ, проведенных Клинтоном, лежало изменение прежней бюджетной политики, возвращение к более активной регулирующей роли государства в экономике на новом уровне развития. Задачей правительства стало обеспечение макрооснов стабильного экономического роста. Бюджет федерального правительства приобрел при этом новое стабилизационное значение. Осуществлялась селективная поддержка в сфере НИОКР, образования, социальной инфраструктуры. В центр экономической политики Клинтона была поставлена новая бюджетная стратегия. Дефицитный федеральный бюджет, доставшийся Клинтону в наследство от предшественников - республиканцев, предполагалось ликвидировать, накапливая при этом федеральный государственный долг.

Программа Клинтона в области экономики включала в себя следующие составляющие:

1) Повышение основных федеральных налогов.Администрация Клинтона считала, что при Рейгане и Буше налоговые ставки были неоправданно занижены, они даже оказались ниже уровня приносящего наибольшие поступления в государственный бюджет. Поэтому максимальная ставка индивидуального подоходного налога, который приносит наибольшие доходы правительству, была вопреки всем прежним неконсервативным постулатам повышена с 31 до 36,9%. Предполагалось также увеличить налог на прибыль корпораций с 34 до 36%, но пока этого не произошло. Подобные меры помогли увеличить доходы федерального бюджета, не подрывая налоговую базу. Таблица 4.3. характеризует рост средней ставки федерального индивидуального подоходного налога (ИПН) в США в период 1988-98 гг.

*Первый президентский срок Клинтона начался с 20 января 1993 г., в 1996 г. он был переизбран на второй срок, что подтверждает признание курса администрации Клинтона среди большинства американцев.

Таблица 4.3.