Понятие цели
Цели организации
Под целью понимается идеальное или желательное состояние субъекта (организации, индивида), на достижение которого прежде всего ориентирована его деятельность и соответственно процесс управления.
Все то, что способствует достижению цели, называется средствами (ими часто на практике незаметно подменяют саму цель). Соответствие цели и средств является условием эффективности управления.
Цели либо официально провозглашаются высшим руководством как деловые установки и задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, основных принципах ее деятельности.
Поскольку благополучие ее участников напрямую зависит от степени достижения поставленных ими целей, они с той или иной степенью заинтересованности реализуют их. Но результат, как правило, не совпадает с ожиданиями, так как всегда могут иметь место различные отклонения от запланированных действий.
Вопрос о цели далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд. Великий мыслитель древности Аристотель писал, что «так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания это здоровье, у судостроения — судно, у военначалия — победа, у хозяйствования — богатство».
Сегодня обретение богатства не рассматривается как непосредственная цель дея
тельности большинства хозяйствующих субъектов.
Во-первых, наряду с коммерческими организациями появились некоммерческие, например благотворительные фонды и т. п., которые не преследуют цель получения прибыли (однако создают хорошую рекламу владельцам и жертвователям).
Во-вторых, в большинстве крупных организаций у власти стоят не собственники, а наемные управляющие, задачи которых далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.
В-третьих, наконец, сама прибыль сегодня в большей мере зависит от умения произвести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет их потребности. Кто справляется с этой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль.
Один из крупнейших японских предпринимателей и теоретиков бизнеса К. Татеиси так образно проиллюстрировал это положение: «Пчела собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы, она желает получить мед. Тем не менее в конечном результате она служит интересам цветов. То же самое происходит и с предприятием, которое, стремясь к получению прибыли, служит интересам общества».
В системе управления цели выполняют ряд важнейших функций
1. Цели отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития.
2. Цели задают основные направления деятельности организации, а следова-тельно, составляют основу ее общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности.
3. Цели уменьшают неопределенность текущей ситуации, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему.
4. Концентрация на достижении желаемых целей позволяет людям противо
стоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.
5. Цели составляют основу критериев выделения проблем, выбора вариантов решений, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и морального поощрения сотрудников.
6. Цели, особенно великие, независимо оттого, реальны они или мнимы, спла
чивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно высокиеобязательства и добиваться их выполнения (поэтому в формулировке цели долженприсутствовать вызов).
Примеров этому достаточно, в том числе и в отечественной истории. Новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа являлись результатом труда не только заключенных, но и комсомольцев тех лет, вдохновленных мечтами о светлом будущем и невиновных в том, что эти мечты оказались обманом. Да и те же заключенные, у которых появлялась цель досрочно освободиться, проявляли повышенную трудовую активность, многократно перекрывая производственные нормы.
7. Официально провозглашенные цели служат оправданию в глазах обществен
ности необходимости и законности существования данной организации, особенно
если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязне
ние окружающей среды.
Так, сооружение АЭС связывается с возможностью предотвращения энергетического кризиса, обусловленного нехваткой углеродного топлива, который может угрожать существованию цивилизации.
К целям предъявляются следующие основные требования.
Во-первых, они должны быть четко сформулированными, конкретными и измеримыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. Это облегчает выбор средств их достижения, восприятие и усвоение исполнителями, правильное распределение обязанностей между ними;позволяет использовать их в качестве основы оценки достигнутых результатов и персонала.
Во-вторых, цели должны соответствовать условиям деятельности организации, учитывать ее реальные возможности. Цели, адекватные ситуации, облегчают поиск альтернатив, укрепляют доверие к руководству.
Конечно, недостижимые цели сознательно никто перед собой не ставит. Но большинство людей субъективны в оценке своих возможностей.
Так, оптимисты и любители риска уверены в своей способности достичь любых целей; пессимисты, наоборот, считают себя обреченными на неудачу, а поэтому ни к чему серьезному не стремятся.Чтобы избежать этих крайностей, цели должны формулироваться людьми уравновешенными, которые могли бы выбрать из максимума желательного реально достижимое. Именно это позволит целям быть действительными ориентирами и стимулами к действию.
В-третьих, цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии с меняющимися условиями, в противном случае организация рано или поздно попадет в тупик.
В-четвертых, люди должны признавать цели в качестве своих личных, что порождает заинтересованность в их реализации. Условием этого являются известность, понятность, близость целей большинству членов организации.
В-пятых, цели должны быть проверяемыми. /,
Наконец, в-шестых, цели должны образовывать единую систему: быть совместимыми во времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентировать членов организации на противоречивые действия (как у героев известной басни И. Крылова - Лебедя, Рака да Щуки, один из которых рвался в облака, другой пятился назад, а третья тянула в воду).
Классификация целей
Признак классификации | Дифференциация | Пояснение к признакам |
1.По уровням | 1.1 Низший 1.2 Высший | объективная целесообразность целенаправленность технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших социальных целей; |
2.По источникам | 2.1 Внешние 2.2 Внутренние | заданные извне обычно ставит официальное руководство, учитывают потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует. сформировавшиеся внутри организации; ориентированы на удовлетворение потребностей коллектива |
3.По комплексности | 3.1 Простые 3.2 Сложные | разбиваются на подцели |
4. По степени важности | 4.1 Стратегические 4.2 Тактические | ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например выход на международные рынки, достижение конкурентных преимуществ в своей сфере деятельности, рост устойчивости и проч. Тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например максимизацию прибыльности. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий). Между стратегическими и тактическими целями обычно существует противоречие. Так, обеспечение высокой текущей прибыли требует выпуска традиционной продукции, а достижение конкурентных преимуществ - отказа от нее и освоения новинок. |
5. С учетом времени | 5.1Долгосрочные 5.2Среднесрочные 5.3Краткосрочные | свыше пяти лет от года до пяти лет до одного года Для краткосрочных целей характерна большая, чем для долгосрочных, детализация необходимых действий, а сами по себе они являются вехами на пути реализации долгосрочных. |
6. По содержанию | 6.1 Личные 6.2Институциональные | Личные цели связаны с повседневной жизнедеятельностью людей и определяются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем и т. д. Институциональные цели — это цели производственно-хозяйственной деятельности. Они делятся на технологические, экономические, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные |
7. С точки зрения приоритетности | 7.1 Необходимые 7.2 Желательные, 7.3 Возможные | Достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника; Чья реализация позволяет в определенной степени улучшить это положение и создать дополнительные гарантии; Чье осуществление в принципе в данный момент ничего не меняет; |
8. По направленности | на конечный результат на осуществление той или иной деятельности на достижение определен-ного состояния объекта | например выпуск определенного объема продукции; скажем, совершенствование технологии; • например, приобретение работником новой профес-сии; |
9. По форме выражения | 9.1 Количественно 9.2 Качественно | речь идет о производстве продукции в рублях, тоннах, штуках о достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя. |
10 Исходя из особенностей взаимодействия | 10.1безразличные по отношению друг к другу 10.2Конкурирующими 10.3 Дополняющими 10.4 Исключающими друг друга 10.5 Совпадающими | Индифферентными комплементарными антагонистическими идентичными |
11.По масштабности | 11.1 глобальные 11.2 общие 11.3 частичные | |
12. По уровню. | 12.1 Миссия 12.2 Генеральная цель 12.3Общеорганизационная 12.4 Специфические |