Понятие цели


Цели организации

Под целью понимается идеальное или желательное состояние субъекта (органи­зации, индивида), на достижение которого прежде всего ориентирована его дея­тельность и соответственно процесс управления.

Все то, что способствует достижению цели, называется средствами (ими часто на практике незаметно подменяют саму цель). Соответствие цели и средств является условием эффективности управления.

Цели либо официально провозглашаются высшим руководством как деловые установки и задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, основных принципах ее деятельности.

Поскольку благополучие ее участников напрямую зависит от степени достижения поставленных ими целей, они с той или иной степенью заинтересованности реализуют их. Но результат, как правило, не совпадает с ожиданиями, так как всегда могут иметь место различные отклонения от запланированных действий.

Вопрос о цели далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд. Великий мыслитель древности Аристотель писал, что «так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания это здоровье, у судостроения — судно, у военначалия — победа, у хозяйствования — богатство».

Сегодня обретение богатства не рассматривается как непосредственная цель дея

тельности большинства хозяйствующих субъектов.

Во-первых, наряду с коммерческими организациями появились некоммерческие, например благотворительные фонды и т. п., которые не преследуют цель по­лучения прибыли (однако создают хорошую рекламу владельцам и жертвователям).

Во-вторых, в большинстве крупных организаций у власти стоят не собственни­ки, а наемные управляющие, задачи которых далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.

В-третьих, наконец, сама прибыль сегодня в большей мере зависит от умения произвести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет их потребности. Кто справляется с этой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль.

Один из крупнейших японских предпринимателей и теоретиков бизнеса К. Татеиси так образно проиллюстрировал это положение: «Пчела собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы, она желает получить мед. Тем не менее в конечном результате она служит интересам цветов. То же самое происходит и с предприятием, которое, стремясь к получению прибыли, служит интересам общества».

В системе управления цели выполняют ряд важнейших функций

1. Цели отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития.

2. Цели задают основные направления деятельности организации, а следова-тельно, составляют основу ее общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности.

3. Цели уменьшают неопределенность текущей ситуации, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему.

4. Концентрация на достижении желаемых целей позволяет людям противо­
стоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.

5. Цели составляют основу критериев выделения проблем, выбора вариантов решений, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и морального поощрения сотрудников.

6. Цели, особенно великие, независимо оттого, реальны они или мнимы, спла
чивают вокруг себя энтузиастов,
побуждают их брать на себя добровольно высокиеобязательства и добиваться их выполнения (поэтому в формулировке цели долженприсутствовать вызов).

Примеров этому достаточно, в том числе и в отечественной истории. Новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа являлись результатом труда не только заключенных, но и комсомольцев тех лет, вдохновленных мечтами о свет­лом будущем и невиновных в том, что эти мечты оказались обманом. Да и те же за­ключенные, у которых появлялась цель досрочно освободиться, проявляли повышен­ную трудовую активность, многократно перекрывая производственные нормы.

7. Официально провозглашенные цели служат оправданию в глазах обществен
ности необходимости и законности существования данной организации,
особенно
если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязне­
ние окружающей среды.

Так, сооружение АЭС связывается с возможностью предотвращения энергетическо­го кризиса, обусловленного нехваткой углеродного топлива, который может угро­жать существованию цивилизации.

К целям предъявляются следующие основные требования.

Во-первых, они должны быть четко сформулированными, конкретными и изме­римыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. Это облегчает выбор средств их достижения, восприятие и усвоение исполнителя­ми, правильное распределение обязанностей между ними;позволяет использовать их в качестве основы оценки достигнутых результатов и персонала.

Во-вторых, цели должны соответствовать условиям деятельности организации, учитывать ее реальные возможности. Цели, адекватные ситуации, облегчают поиск альтернатив, укрепляют доверие к руководству.

Конечно, недостижимые цели сознательно никто перед собой не ставит. Но большинство людей субъективны в оценке своих возможностей.

Так, оптимисты и любители риска уверены в своей способности достичь любых це­лей; пессимисты, наоборот, считают себя обреченными на неудачу, а поэтому ни к чему серьезному не стремятся.Чтобы избежать этих крайностей, цели должны формулироваться людьми уравнове­шенными, которые могли бы выбрать из максимума желательного реально достижимое. Именно это позволит целям быть действительными ориентирами и стимулами к действию.

В-третьих, цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии с меняющимися условиями, в противном случае организация рано или поздно попадет в тупик.

В-четвертых, люди должны признавать цели в качестве своих личных, что порождает заинтересованность в их реализации. Условием этого являются известность, понятность, близость целей большинству членов организации.

В-пятых, цели должны быть проверяемыми. /,

Наконец, в-шестых, цели должны образовывать единую систему: быть совместимыми во времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентировать членов организации на противоречивые действия (как у героев известной басни И. Крылова - Лебедя, Рака да Щуки, один из которых рвался в облака, другой пятился назад, а третья тянула в воду).

Классификация целей

Признак классификации Дифференциация Пояснение к признакам
1.По уровням 1.1 Низший 1.2 Высший объективная целесообразность целенаправленность технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших социальных целей;
2.По источникам 2.1 Внешние   2.2 Внутренние заданные извне обычно ставит официальное руководство, учитывают потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует. сформировавшиеся внутри организации; ориентированы на удовлетворение потребностей коллектива
3.По комплексности 3.1 Простые 3.2 Сложные   разбиваются на подцели
4. По степени важности 4.1 Стратегические   4.2 Тактические ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например выход на международные рынки, достижение конкурентных преимуществ в своей сфере деятельности, рост устойчивости и проч. Тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например максимизацию прибыльности. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий). Между стратегическими и тактическими целями обычно существует противоречие. Так, обеспечение высокой текущей прибыли требует выпуска традиционной продук­ции, а достижение конкурентных преимуществ - отказа от нее и освоения новинок.
5. С учетом времени 5.1Долгосрочные 5.2Среднесрочные 5.3Краткосрочные свыше пяти лет от года до пяти лет до одного года Для краткосрочных целей характерна большая, чем для долгосрочных, детализация необходимых действий, а сами по себе они являются вехами на пути реализации долгосрочных.
6. По содержанию 6.1 Личные     6.2Институциональные Личные цели связаны с повседневной жизнедеятельностью людей и определя­ются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем и т. д. Институциональные цели — это цели производственно-хозяйственной деятель­ности. Они делятся на технологические, экономические, административные, мар­кетинговые, научно-технические, социальные  
7. С точки зрения приоритетности 7.1 Необходимые   7.2 Желательные,     7.3 Возможные Достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника; Чья реализация позволяет в определенной степени улучшить это положение и создать дополнительные гарантии; Чье осуществление в принципе в данный момент ничего не меняет;
8. По направленности на конечный результат на осуществление той или иной деятельности на достижение определен-ного состояния объекта например выпуск определенного объема продукции; скажем, совершенствование технологии; • например, приобретение работником новой профес-сии;
9. По форме выражения 9.1 Количественно 9.2 Качественно речь идет о производстве продукции в рублях, тоннах, штуках о достижении благоприятного морально-психологического кли­мата в коллективе, который ничем измерить нельзя.  
10 Исходя из особенностей взаимодействия 10.1безразличные по отношению друг к другу 10.2Конкурирующими 10.3 Дополняющими 10.4 Исключающими друг друга 10.5 Совпадающими Индифферентными   комплементарными антагонистическими   идентичными
11.По масштабности 11.1 глобальные 11.2 общие 11.3 частичные  
12. По уровню. 12.1 Миссия 12.2 Генеральная цель 12.3Общеорганизационная 12.4 Специфические