Методы осуществления управленческой деятельности


Принципы менеджмента и особенности организации учитываются при выборе методов управленческой деятельности. Эти методы могут разрабатываться науч­ным путем или отражать опыт и сложившуюся практику.

По содержанию методы бывают организационными, административными, пра­вовыми, экономическими и социально-психологическими.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия функ­ционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным.

Речь идет о методах формирования трудовых коллективов и управленческих струк­тур, их ориентации во времени и пространстве; нормирования деятельности, ее рег­ламентации, расстановки персонала, определения его функций и проч.

С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведе­нию, либо путем создания возможности такого принуждения.

Административные методы используются при управлении решением простых стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя.

Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, од­нако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к руководству, дисциплинированность и т. п.

Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня в условиях, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное стремление к новому, чисто административные методы себя изживают.

Успешному решению таких задач в большей мере способствуют экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности работни­ков в деле самостоятельного поиска оптимальных решений и принятии на себя от­ветственности за их результаты. Такие методы начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора.

Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выпол­нение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной при­были, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди на­прямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности.

Разница между административными, экономическими и социально-психологи­ческими методами управления легко видна из табл. 3.1.

Однако экономические методы управления также ограничены, особенно при­менительно к работникам интеллектуальных профессий, ибо для них деньги - важ­ный, но чаще всего не самый главный стимул работы.

Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия. Они предполагают два направления воз­действия на поведение работников и повышения их трудовой активности.

Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и под­чиненными, оказание им поддержки.

Второе. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности.

В современном цивилизованном обществе все более широко применяются пра­вовые методы управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регу­лируется посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила самостоятельных действий исполнителей.

 

методы АДМИНИСТРА-ТИВНЫЕ (принуждение) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (побуждение) Социально-психологические (побуждение)
Основа применения Угроза наказания   Возможность увеличить доход Достижение психологического контроля
Подходы к реализации Жесткие   Адаптивные к ситуации Адаптивные к личности
Требования к субъекту Исполнительность, организованность   Профессионализм   Профессионализм, умение работать в команде,инициативность
Характер информации Количественная, детеминированная Количественная, стохастическая Комплексная