Концепции цивилизационного развития общества


 

Научные концепции о происхождении и сущности цивилизации, разработанные в философии в конце ХVШ ст. - начале ХIХ ст. отличаются своим содержанием:

- А. Тойнби понимал под цивилизацией особый социокультурный мир, основу которого составляют религия и четко выраженные параметры технологического развития;

- Льюис Морган и Ф. Энгельс рассматривали понятие «цивилизация» как образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния;

- Герберт Зиммель понимал под цивилизацией материальную, технологическую сторону общества, противоположную культуре как сфере духовности, творчества, свободы;

- О. Шпенглер рассматривал цивилизацию как завершающую фазу эволюции любого типа культуры, его разложение;

- С. Хантингтон считал, что цивилизация - социально-культурная общность, представляющая самый высокий уровень культурной идентичности людей;

- Ю.Я. Яковец понимает под цивилизацией качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества.

Из всех имеющихся теорий можно выделить две основные теории:

1) стадиального развития цивилизаций,где цивилизация представляет собой этапы в прогрессивном развитии человечества как единого целого;

2) локальных цивилизаций,где цивилизации рассматриваются как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования.

Обе теории дают возможность с разных сторон рассматривать историю человеческого развития.

Теория стадиального развития (стадиальный подход) -в ее основе лежит социально-экономическая эволюция цивилизации.

Еще в XYIII веке шотландский философ А. Фергюссон разделил историю человечества на три эпохи:

 

Эпоха дикости - Эпоха варварства - Эпоха цивилизаций.

 

Эпоха цивилизаций рассматривалась им как высшая ступень общественного развития. Социально-экономическая эволюция цивилизации позволяет выделить в ней три типа:

-аграрно-традиционную цивилизацию;

- индустриальную цивилизацию;

- постиндустриальную (информационную) цивилизацию.

Одним из вариантов стадиального развития цивилизации является формационный подход, который рассматривает мировую историю как единое целое, эволюционировавшее во времени. В соответствии с ним культура разных народов имеет больше сходств, чем различий, в один и тот же период времени. В основеформационного подхода лежит тип формации, где характер цивилизации определяется производственными отношениями, экономическим укладом общества.

Типология цивилизаций разработана немецким философом-марксистом К. Марксом, который выделил пять общественно-экономических формаций (ОЭФ): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую (коммунистическую) и определил их как типы цивилизаций – ступени восходящей эволюции мировой культуры. Каждая из указанных цивилизаций практически никогда не встречается в чистом виде. В любом обществе можно обнаружить лишь преобладание тех или иных отношений, которые всегда сочетаются с элементами других экономических формаций. При характеристике ОЭФ важными являются такие признаки, как наличие или отсутствие частной собственности, формы организации труда, наличие публичной власти и государства, а также равенство между членами общества.

Теория локальных цивилизацийизучает большие, сложившиеся общности, которые имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. В данной теории цивилизация рассматривается как индивидуальное разнообразие исторического процесса. Примером данной теории может служить концепция Н.Я. Данилевского.