Международного и национального права


Теоретические основы соотношения и взаимодействия

Основы и формы взаимодействия систем международного и внутригосударственного права

ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

 

1. Основы и формы взаимодействия систем международного и внутригосударственного права.

2. Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права.

3. Юридические формы согласования систем международного и внутригосударственного права

 

 

Российская и международная доктрина международного права единодушны в том, что международное и внутригосударственное право - самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, которые постоянно взаимодействуют между собой, оказывая влияние друг на друга .

Взаимосвязанность международного и внутригосударственного права проявляется в том, что увеличивается число международных договоров и национально-правовых актов, касающихся регулирования общественных отношений как внутри государств, так и вне их. Кроме того, усиливается роль унификации при помощи международных договоров в регулировании общественных отношений, связанных с международным хозяйственным, гражданским и культурным оборотом.

Существует немало различных сфер общественной жизни, в которых нормы международного и внутригосударственного права соприкасаются друг с другом. Это происходит, например, в таких сферах, как заключение, исполнение и денонсация международных договоров, дипломатические и консульские отношения, установление и изменение государственных границ, воздушное и космическое право и др. Однако у каждой из названных категорий норм имеется свой, присущий только им объект воздействия: у предписаний внутригосударственного права – общественные отношения, обусловленные системой власти и подчинения, а у правил международноправового характера – межгосударственные общественные отношения.

Вопросам соотношения международного и национального права уделяли внимания многие ученые прошлого. Так, в XIX веке об этом писали российские ученые Л.А. Камаровский и Ф.Ф. Мартенс, немецкий ученый Х. Трипель, итальянец Д. Анцилотти.

По вопросу о взаимодействии внутригосударственного и международного права исторически сложились две основные теории: монистическая и дуалистическая.

Монистическаятеория имеет две разновидности: примата международного права и примата внутригосударственного права. Исторически первой была разновидность теории примата национального (внутригосударственного) права. Ее суть сводится к тому, что главным и ведущим правом является внутригосударственное, а международное право играет второстепенную роль.

Теория примата международного права сводится к тому, что международное право имеет приоритет над внутригосударственным правом. Действительно, исходя из прямолинейного толкования п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, могло бы показаться, что это так. На самом деле, все обстоит значительно сложнее. Примата в собственном смысле слова, т.е. подчинения внутригосударственного права международному праву, нет. Есть координация предписаний внутригосударственного права с международно-правовыми положениями, связывающими Российскую Федерацию.

Представители дуалистической теории говорят о том, что обе правовые системы – международная и внутригосударственная – развиваются сами по себе. У них разные объекты регулирования, разные субъекты права, разные источники.

Современный дуализм выступает за диалектическое взаимодействие между двумя системами права. Действительно, между внутригосударственным правом и международным правом постоянно осуществляется взаимодействие, при котором обе системы права влияют друг на друга.

Исторически первично было влияние внутригосударственного права на международное. Затем происходит обратное явление – международное право оказывает все возрастающее воздействие на внутригосударственное право. В настоящее время можно говорить об обоюдном влиянии указанных правовых систем друг на друга. Примером влияния внутригосударственного права на международное могут служить¸ в частности, прогрессивные нормы внутреннего права, касающиеся прав человека и гражданина, закрепленные в конституциях различных государств, в том числе и в конституциях СССР 1936 и 1977 годов. При выработке международно-правовых норм, касающихся прав и основных свобод человека, соответствующие положения были закреплены в международных документах гуманитарного характера.

В свою очередь, международное право оказывает существенное влияние на внутригосударственное право. Примером может служить Конституция Российской Федерации 1993 г., в п. 4 ст. 15 которой речь идет о включении общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров России в правовую систему нашей страны.

Влияние международного права на внутригосударственное довольно четко просматривается в таких отраслях современного международного права, как международное право прав человека, право внешних сношений, право международных договоров, международное экономическое право, международное экологическое право и других. Особенно наглядными в этом отношении являются примеры воздействия решений Европейского суда по правам человека на внутригосударственную практику в области защиты прав человека, гарантированных нормами Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Большое влияние на внутригосударственное право оказывают решения главных органов ООН, прежде всего, Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, а также Международного суда ООН.