Всеобщность социального обеспечения и многообразие его форм и видов


В первые годы после Второй мировой войны социальным обес­печением охватывалась часть населения Восточной Европы: рабо­чие и частные служащие и члены их семей, на которых распростра­нялась система социального страхования, причем некоторые наем­ные работники (например, сельскохозяйственные рабочие) не подлежали социальному страхованию; государственные служащие, военнослужащие и приравненные к ним. Вне системы социального страхования оставались крестьяне, лица, занятые самостоятельной хозяйственной деятельностью (ремесленники, кустари и т. п.), лица свободных профессий.

Развитие социального обеспечения в послевоенный период шло по пути расширения круга обеспечиваемых. Системой социального страхования были охвачены все работающие по найму, постепенно социальное обеспечение стало распространяться на членов произ­водственных кооперативов, крестьян, а также самостоятельно хо­зяйствующих лиц. Так, уже Закон Болгарии о пенсиях 1957 г. пре­дусматривал пенсионное обеспечение не только рабочих и служа­щих, военнослужащих и приравненных к ним, но и занятых самостоятельной хозяйственной деятельностью, лиц свободных про­фессий. нием в странах Восточной Европы охватываются все граждане, а ряде случаев и проживающие в них иностранцы и лица без гражданства.

Социальное обеспечение осуществляется в первую очередь в форме обязательного социального страхования, которое организационно часто делится по контингенту застрахованных и направлениям деятельности. Так, в большинстве стран, кроме общей системы социального страхования работающих по найму, функционируют отдельные системы социального страхования крестьян, самостоятельно хозяйствующих лиц, лиц свободных профессий. В большинстве стран социальное страхование подразделяется по) фондам обеспечения: пенсионное страхование, медицинское (больничное) страхование (выплата пособий по болезни, в связи с материнством, а иногда и финансирование медицинского обслуживания), страхование по безработице.

Значительная часть социального обеспечения выделяется как; особое направление социальной деятельности государства и осуще­ствляется за счет специальных государственных фондов. Это - пен­сионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, особенно развита система социальной помощи. Государство участ­вует своими средствами в некоторых страховых фондах или при обеспечении этими фондами некоторых категорий граждан (напри­мер, участников Второй мировой войны).

Социальным обеспечением охватывается множество жизненных рисков. Оно обеспечивает пенсионирование при наступлении ста­рости, за выслугу лет (военнослужащие), в случае инвалидности, потери кормильца, выплату пособий при временной нетрудоспособ­ности, материнстве, оказание материальной помощи семье в воспи­тании детей, престарелым, инвалидам детства, малоимущим гражда­нам и т. д. Законодательной практике стран Восточной Европы свойственна тенденция введения все новых видов и оснований вы­плат, причем в ряде случаев такого рода обеспечение вводилось в них раньше, чем в нашей стране (например, пособия на детей, по­собия матерям, временно прекратившим работу в связи с уходом за малолетним ребенком, пособия по безработице).

Широкое развитие социального обеспечения и соответственно законодательства о социальном обеспечении еще в 60-е годы поста­вило перед правовой наукой проблему самостоятельности отрасли права социального обеспечения. Обсуждение этой научной пробле­мы, особенно оживленное в 70-е годы, привело к признанию учены­ми большинства стран сначала самостоятельности науки, а в даль­нейшем - и самостоятельности отрасли права социального обеспе­чения. При решении этой проблемы исходными пунктами были специфичность предмета - общественных отношений социального обеспечения и специфичность метода их правового регулирования. Признавая это, некоторые ученые ряда стран (Болгарии, Польши, Румынии) выдвигали как условие выделения социального обеспече­ния в самостоятельную отрасль права кодификацию социального законодательства, хотя более или менее конкретных предложений о характере, объеме и структуре предлагаемой кодификации внесе­но не было.