По 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.


Более подробно см. п. 5 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006г. №153.

а) для субъектов Федерации, расположенных на территории Дальневосточного экономического района, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области - 1,2;

б) для субъектов Федерации, расположенных на территории Восточно-Сибирского экономического района, и Свердловской об­ласти - 1,5;

в) для субъектов Федерации, расположенных на территории За­падно-Сибирского экономического района, и Калининградской об­ласти 1,1.

Норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере:

- 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;

- 42 кв. м - на семью из двух человек;

В случаях, установленных законодательством Российской Феде­рации, при определении норматива общей площади жилого помеще­ния, используемого для расчета размера субсидии, учитывается нор­ма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м.

Субсидии предоставляются владельцу сертификата в безналич­ной форме путем зачисления средств федерального бюджета по его банковский счет, открытый в банке.

Распорядитель счета в пределах срока действия договора банков­ского счета имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта Федерации, указанного в сер­тификате, у физических и юридических лиц (одного или несколь­ких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома) одну или несколько квартир (комнат), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное примени­тельно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской ме­стности, выбранного для постоянного проживания.

Распорядитель счёта имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием соб­ственных и (или) заемных (кредитных) средств.

Субсидия считается предоставленной гражданину с момента ис­полнения банком распоряжения распорядителя счета о перечисле­нии банком зачисленных на его банковский счет средств федераль­ного бюджета в виде субсидии в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, представленному Распорядителем счета.

 

Во исполнение ст. 159 ЖК РФ постановлением Правительства от 14 декабря 2005 г. № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, торые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допусти­мой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и комму­нальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного мини­мума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соот­ветствии с поправочным коэффициентом, равным отношению сред­недушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или му­ниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном илищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно про­живающих с ними членов их семей.

В случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищ­но-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутст­вующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предостав­ляются членам их семей при условии, что данные члены семей про­должают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них за­долженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по еёпогашению.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органами ме­стного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями, а в отношении отдельных лиц - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее-уполномоченные органы).

Для получения субсидии граждане и члены их семей (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверен­ности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;

б) копии документов, подтверждающих правовые основанования владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрироваванных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обяэ представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;

г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа;

д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

е) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

ж) копии документов, удостоверяющих принадлежность заяви­теля и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и комму­нальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариаль­но не заверена).

В отдельных случаях члены семей граждан дополнительно пред­ставляют документы, подтверждающие причину выбытия этих гра­ждан, а также факт постоянного проживания в соответствующем жилом помещении совместно с указанными гражданами до их вы­бытия.

Требовать от граждан иные документы не допускается. Уполно­моченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государст­венной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправле­ния, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляю­щие государственную регистрацию индивидуальных предпринима­телей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, органи­зации связи, другие органы и организации.

При наличии у уполномоченного органа сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий и расчета их размеров, граждане могут быть освобождены по решению этого ор­гана от обязанности представления всех или части документов.

Документы могут направляться в уполномоченные органы по почте. В этом случае копии документов, направляемых по почте, должны быть нотариально заверены. При этом днём обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.

Заявитель несет ответственность за достоверность представлен­ных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Органы и организации, выдавшие документы, несут ответствен­ность за достоверность содержащихся в этих документах сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные органы формируют в отношении каждого заявителя дело, в которое включаются документы, связанные с преде тавлением субсидии и определением ее размера (далее — персональное дело). Документы на бумажных и электронных носите, информации подлежат хранению не менее трех лет. При несоответствии записей на бумажных носителях информации записям электронных носителях информации приоритет имеют записи бумажных носителях.

Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за распространение и (или) незаконное использование конфиденциальной информации, ставшей им известной в связи с решением вопроса о предоставлении субсидий.

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 858«О порядке и размерах выплаты компенсаций за наём (поднаём) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по конролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» установлено, что сотрудникам этих органов, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более: 15000 руб. - в гг. Москве и Санкт-Петербурге; 12000 руб. - в других городах и районных центрах; 9000 руб. - в прочих населенных пунктах.

При условии совместного проживания с сотрудником трёх и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50 %. Денежная компенсация выплачивается Финансовым органом по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя соответствующего ор­гана, подразделения, учреждения.

К рапорту сотрудника прилагаются следующие документы:

- договор найма (поднайма) жилого помещения, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- справка кадрового подразделения о составе семьи сотрудника и о совместном проживании сотрудника и членов его семьи, а также о выписке их с прежнего места жительства.

Выплата денежной компенсации производится в установленном размере со дня найма (поднайма) жилого помещения и прекращает­ся со дня предоставления сотруднику в установленном порядке жи­лого помещения или изменения других условий, влекущих за собой прекращение выплаты денежной компенсации. Выплата компенса­ции сотрудникам осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом федеральному бюджетному учре­ждению, в котором проходит службу сотрудник, в территориальном органе Федерального казначейства.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке компенсации за наём (поднаём) жилых помещений во­еннослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходя­щим военную службу по контракту, гражданам Российской Федера­ции, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивает­ся в размере, не превышающем: в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000 руб.; в других городах и районных центрах - 12000 руб.; в прочих населенных пунктах - 9000 руб.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 % при следующих условиях:

- совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи;

- семья военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохо­ждения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из четырех и более человек.

Во исполнение данного постановления приказом министра обороны РФ от 16 июня 2005 г. утверждена «Инструкция о мерах по реализации в Вооружен­ных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909»; приказом Федеральной службы охра­ны РФ от 10 августа 2005 г. № 298 «Инструкция об организации выплаты де­нежной компенсации за наём (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в федеральных органах государственной охраны, и членам их семей».

Выплата денежной компенсации военнослужащим и членам семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умершь в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счёт и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг также определены правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников компенсационных плат в связи с соответствующими расходами.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды компенсационных выплат и условия их получения.

2. Каковы размеры компенсационных выплат?

3. Каковы правила выплаты компенсаций?

4. Кто имеет право на получение жилищных субсидий?

5. Кому предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг?

Литература

1. Буянова М. О., Кобзева С. И., Кондратьева 3. А. Право социальной обеспечения: учеб, пособие. 2-е изд. М.: Юристъ, 2001.

2. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения Росс] учеб. 4-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2005.

3. Право социального обеспечения: практикум. Нормативные акты, разцы документов / под ред. Э. Г. Тучковой. М.: Новый Юрист, 1997.