Высокая результативность урока.


Гибкость методики урока.

Активная познавательная деятельность учеников на уроке.

Полноценность педагогического замысла.

Полноценность исторического содержания урока.

Урок и его содержание должны соответствовать современному уровню развития исторической науки. Это значит, что факты должны быть достоверными, а их анализ и обобщение должны подводить к объективным, научно обоснованным выводам. Необходимо выделять опорные знания и уделять их усвоению особенное внимание. Сообщение знаний должно сочетаться с освоением учащимися особенностей познания истории как науки.

Полноценность педагогического замысла реализуется через правильное определение роли урока в системе исторического образования и оптимальное сочетание образовательных, воспитательных и развивающих задач, которые будут выражаться на уроке. Умелое использование закономерностей познавательного процесса, учет уровня обучаемости школьников и в соответствии с этими дифференцированными знаниями работы на уроке. Оптимальный отбор средств и методов.

Использование различных видов самостоятельной работы, как доминанты усвоения готовых знаний. Это достигается путем развития теоретического мышления, формирования умений и навыков у учеников, посредством использования различных приемов применения и переноса знаний, через опору на разные виды внимания, восприятия, запоминания и т.д. Учет мотивации ученика при организации различных видов работы на уроке.

Мотивация - это система побудительных причин человеческого поведения, его теоретической и практической деятельности. Такими побудительными причинами могут быть идеи, чувства, материальные идеи и потребности. Эти требования выделяются через умение учителя заинтересовать детей содержанием урока, через умение пользоваться различными видами мотивации, пробуждение познавательной активности ученика и т.о. добиваться активизации деятельности учащихся.

Реализуется через правильный выбор учителем различных источников сообщения знаний и использования разных приемов учебной работы на уроке, через умение перестроить методику по ходу урока, сделав ее более доступной ( либо сложной) в зависимости от того как ее воспринимают ученики.

Достигается через умение добиваться усвоения главного на самом уроке. Умение реализовать цели урока, которые были определены в его начале. Учитель должен выработать в себе педагогическое мастерство, а именно: должен наблюдать за работой коллег, организовать собственную работу.

 

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА:

(по Стражеву)

1. Научно-исторический профиль урока.

1) точность и правильность сообщаемых на уроке исторических фактов,

2) правильность разбора и обобщения фактов, их оценок,

3) последовательность изложения,

4) полнота изложения,

5) общая оценка урока с точки зрения его соответствия современному положению исторической науки.

2. Методическая характеристика урока.

1) структура урока,

2) целенаправленность урока,

3) методическая характеристика основных элементов урока (проверка знаний, изучение нового материала, закрепление и т.д.),

4) повторение на уроке,

5) работа над историческими терминами и понятиями,

6) воспитательная работа на уроке,

7) работа с картой,

8) работа с иллюстрациями,

9) работа с историческими документами,

10) работа па усвоению хронологии,

11) самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке, ее организация.

3. Педагогическое поведение учителя.

1) знание учителем учеников,

2) контакт с классом, умение организовать его поведение и дисциплину,

3)умение владеть собой,

4) владение голосом, жестами, мимикой,

5) движение по классу,

6) внешний вид учителя.

4. Характеристика учащихся на уроке.

1) исторические знания учащихся и их уровень,

2) поведение учеников,

3) интерес к работе,

4) активность,

5) типичные проявления сильных, средних и слабых учеников на роке.

 

 

Тема 6. Повторение, проверка и учет знаний учащихся на уроках истории.

1. Основные виды повторения.

2. Методика организации повторения на уроке истории.

3. Предназначение проверки знаний и методика ее организации.

4. Учет знаний и критерии выставления оценок на уроках истории.

 

1. Роль повторения в усвоении знаний исключительно велика:

- оно позволяет закрепить в памяти учащихся основные факты, понятия, идеи, их взаимосвязь и взаимообусловленность,

- повторение позволяет систематизировать знания учащихся, расширять и углублять их,

-повторение позволяет выработать у учащихся умение применять ранее усвоенные знания, использовать их в качестве инструмента познания.

Основные виды повторения:

1. первичное (закрепление),

2. текущее,

3. результативное (обобщающее),

4. передэкзаменационное.

Дадим характеристику каждому виду.Первичное повторение происходит сразу же после изучения нового материала на уроке. Оно призвано зафиксировать внимание учащихся на важных фактах, понятиях, теоретических выводах, которые были сделаны на уроке. Выделяют 2 вида первичного повторения:

1) сопровождающее повторение (после рассмотрения каждого из пунктов плана изучения нового материала, учитель проводит беседу, в которой обращает внимание детей на главное в только что услышанном, затем идет изучение следующего пункта плана урока и снова проводится беседа.

2) последующее повторение ( оно проводится сразу после изучения нового материала в виде развернутой беседы, обобщения учителем, записи терминов, понятий, работы с учебником, картами, иллюстрациями, документами и т.д.).

Первичное повторение является обязательным в 5-8- кл., т.к. учащиеся не могут самостоятельно выделить главное. В 9-11 кл. первичное повторение является факультативным, его можно проводить, можно не проводить. Однако в конце урока учитель проводит обобщение.

Текущее повторение — это повторение по связи ранее пройденного с изучаемым на уроке материалом. Это основной вид повторения, он должен присутствовать на каждом из этапов урока. Его основная цель: систематизация изучаемых знаний, установление связи по линии изучаемых фактов, понятий, закономерностей.

Обобщающее повторение. Целью такого вида повторения является обобщение знаний, полученных учениками при изучении определенного раздела, темы в курсе истории. Как правило оно проводится на специальных уроках повторения и обобщения. Важно осуществлять этот вид повторения в системе. На результативных уроках обращается внимание на проблемы, которые оказываются наиболее сложными для усвоения учениками. В старших классах результативный урок можно проводить как семинар, игру и т.д.

Необходимо помнить, что обобщающий урок - это не урок проверки знаний, поэтому организовывать его в форме конкретной работы, фронтального опроса нельзя!

Передэкзаменационное повторение проводится в выпускных классах. Его основной целью является подготовка учащихся к экзамену по истории. Учителя чаще всего эти уроки проводят в конце учебного года и организуют повторение по билетам. Такая организация повторения неэффективна. Лучше уроки разбросать равномерно на весь выпускной класс. Повторение проводится не по билетам, а по основным проблемам. Передэкзаменационное повторение можно провести в виде обобщающих лекций на основе главных проблем (а не по билетам). Передэкзаменационное повторение сочетается с консультативными и индивидуальными занятиями перед экзаменом.

 

3. Предназначением проверки знаний является 1) проверка уровня усвоения знаний, формирования умений и навыков, 2) это ступень осознания учащимися основных фактов, понятий. Проверка знаний не менее полезна и для работы учителя, она позволяет осуществить контроль, самоконтроль, диагностировать уровень знаний, корректировать работу учителя и исправлять недостатки. При проверке знаний реализуется функция повторения.

Дадим классификацию проверки знаний ( или назовем основные виды):

- индивидуальная,

- групповая (групповые задания),

- фронтальная.

Проверка может быть: - устная,

-письменная,

-графическая.

 

Методика организации проверки знаний:

1. Организация познавательной деятельности учащихся в ходе проверки.

а) вопросы в ходе проверки знаний формулируются всему классу, а не тому, кого вызывают,

б) необходимо использовать приемы учебной работы, которые вынуждают класс следить за ответами своих товарищей, анализировать их (1. ответ по цепочке, 2. рецензирование ответов, 3 предложение учащимся дополнить, расширить, углубить ответ товарища),

в) при индивидуальном опросе, после того, как сформулировали вопрос, учитель не должен перебивать ученика,

г) фронтальный опрос осуществляется тогда, когда необходимо опросить детей за минимально короткое время. Фронтальный опрос проводится по выяснению узловых моментов в домашнем задании. Он выполняет диагностическую функцию. Вопрос ставится всему классу, а ученики вызываются по очереди. Дети отвечают с места. ОДНАКО: фронтальный опрос не способствует развитию устной речи учащихся,

д) групповые формы проверки знаний используются реже, когда дается задание на уроке и несколько учеников могут выполнять одно и то же задание. Оценка выставляется всей группе.

Письменный опрос также должен использоваться. Он способствует развитию письменных способностей детей. Необходимо готовить несколько вариантов письменных заданий (минимум -2, а обычно -4-6.) Письменные работы не должны занимать много времени, максимум - 15-20 мин.

 

4. Оценка имеет три основных цели:

· Обобщающую, подытоживающую: оценить, что узнали ученики;

· Формирующую: сформировать процесс обучения, помочь ученикам развивать свои учебные навыки;

· Диагностическую: определить, насколько успешна работа учителя.

В то же время оценка знаний выполняет ряд функции:

- учет знаний,

-стимулирующую,

-воспитательную.

Оценивание знаний осуществляется в словесной форме, а оценка — это численное выражение оценки. В общеобразовательной школе принята 10-балльная система оценок.