Анализ индивидуального опыта


 

Развитие способности к саморазвитию на основе осознания индивидуального опыта, как внутреннего ресурса, служащего основой и ориентирующего в будущем развитии.

 

Цели учебной деятельности:

1. осознание личного опыта, как фактора, обеспечивающего ориентацию и реалистический подход в будущем развитии;

2. анализ индивидуального опыта с целью выявления закономерностей индивидуального развития.

 

Практическое применение полученной компетентности:

1. освоение методики анализа истории развития, как конкретного человека, так и целой организации;

2. освоение инструмента, позволяющего анализировать, как собственный опыт, так и опыт других людей;

3. освоение метода формирования сбалансированной команды;

4. развитие способности к самопознанию;

5. развитие способности к адекватной рефлексии;

6. формирование мотивации самопознания;

7. обретение стратегической ориентировки в саморазвитии.

 

Используемые материалы, стратегии и инструменты:

1. высказывание Джорджа Орвелла;

2. пример отображения "карты жизни";

3. методика построения "графика жизни";

4. примеры паттернов "карты жизнии";

5. анализ "линии жизни".

 

Что происходит:

 

1. Введение: анализируется роль индивидуального опыта, как фактора, детерминирующего ценности и личностные ресурсы человека, которые, в свою очередь определяют, решения, которые он принимает и его поведение в настоящем. Прошлый опыт объясняет также видение будущего и тот выбор, который мы делаем. В этой связи для определения перспективы (зоны индивидуального развития), студентам предлагается определить, где они находятся и тот опыт, который поместил их в эту точку.

2. Определение зоны индивидуального развития: для реализации принятой задачи студентам предлагается специальный инструмент "карта жизни", начертание которой помогает отразить основные события "занесенные" в личный опыт. Они анализируют "личную историю" с оценкой "+" или "-" и "линию жизни" с целью определения частотности (логики) событий и их причин. Затем определяются внутренние и внешние факторы, влияющие на "поворотные моменты". На основе анализа выявленных закономерностей определяется зона индивидуального развития.

3. Выбор: построенный "график жизни" становится когнитивной схемой, позволяющей экстериоризовать индивидуальный опыт, осознать его и на этой основе осуществлять осознанный выбор способов деятельности, адекватных идентифицированным зонам индивидуального развития и направленных на реализацию личностных смыслов. Выбор осуществляется, как в смысловом, так и в ресурсном контексте.

4. Практика: студентам предлагаются практики построения графика в разные временные периоды с целью выявления закономерностей и причин личных успехов и неудач и построения стратегии роста. Для развития межличностных отношений и формирования оптимальных команд студентам предлагается практика построения графиков близких людей и партнеров по совместной деятельности. Студенты также используют метод наложения графиков для выявления динамики развития. Практика применяется и для анализа эффективности проектов и работы организаций.

5. Генерализация: студенты обобщают обретенный опыт, определяют возможности использования освоенного инструмента в условиях повседневности и разрабатывают стратегии индивидуального развития в профессиональном, социальном и экзистенциальном контексте. График, по сути, служит мотивирующим началом всей последующей деятельности студентов. Результаты фиксируются в дневнике обучения.