Соотношение методов и деятельности


№ п/п Метод Вид деятельности Уровни
умственной деятельности знаний
Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный с помощью 1 – узнавание 1–знания-знакомства
Репродуктивный Репродуктивный без помощи 2- воспроизведение 2 – знания-копии
Проблемное изложение Продуктивный с помощью 3-применение 3-знания-умения
Частично-поисковый Продуктивный без помощи 4-творчество 4-знания-трансформации
Исследовательский Продуктивный без помощи 4-творчество 4-знания-транформации

Таким образом, при выборе методов, приемов и средств обучения учитель должен руководствоваться определенными правилами, которые учитывают содержание исторического материала, познавательные возможности учащихся и возможностям учителя по их использованию.

 

4. Устное слово выполняет на уроке ряд функций. Главная из них — повествовательно-описательная. С помощью устного слова мы восстанавливаем историческое прошлое в целостных картинах. Логическая функция способствует усвоению логических путей и способов проникновения в сущность исторических событий, переходу от усвоенных образов к понятиям. И в образной, и в логической функциях находит отражение воспитательная функция устного слова на уроке. Организационная функция - учитель организует процесс обучения. Характерным явлением выступает преимущественное использование повествования на уроках истории. Учитель должен помнить о недостатках, которые снижают эффективность устного слова:

-устное слово принудительно по темпу восприятия;

- отсутствие возвратности устного слова, то, что пропустил, уже не услышишь;

-нерасчлененность устного слова. Важно останавливать внимание то на одном, то на другом.

Метод устного обучения истории состоит из ряда приемов, посредством которых он происходит. Так, Вагин выделяет ряд таких приемов:

1. ПРОСТОЕ СООБЩЕНИЕ. В нем мы только сообщаем об историческом событии, указываем на факты, действия, людей. Оно содержит в себе сжатую конспективную передачу информации. Здесь отсутствуют описание, характеристики и т.д.

2. Сообщение учителя об исторических событиях, процессах, конкретных исторических личностях будет соответствовать методическим требованиям тогда, когда будет сюжет. Наличие сюжета является признаком повествования учителя на уроке. Повествование учителя должно приближаться к художественному. Повествование учителя — это синтетический прием, так как он содержит в себе описание, характеристику, объяснение, рассуждение и т.д.

Выделяют два вида повествования: образное и сюжетное. образное повествования передает главные исторические факты и их существенные детали в спокойной, бесконфликтной форме, как правило, не эмоциональной, но образной форме.

В отличие от образного, Сюжетное повествование воссоздает главные исторические факты и их детали ярко и эмоционально. По форме оно приближается к художественному рассказу и часто называется рассказом или сюжетным рассказом.

В основе сюжетного повествования обязательно лежит какая-то конфликтная ситуация, которая имеет завязку, высшую точку развития – кульминацию и развязку. Конфликтная ситуация может быть открытой или скрытой; социальной, политической, военной, культурно-исторической; может выражаться в противоборстве социальных классов, воюющих армий и т.д.

Существует две формы сюжетного повествования: персонификация и драматизация. Персонификация — это форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека. В ее основе – придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках. Этот прием помогает ученикам сформировать представления об эпохе, условиях жизни людей и сделать историческое познание более красочным и интересным.

В основе драматизации лежит диалог двух лиц, которые пытаются разрешить конфликтную ситуацию. Использование такого приема позволяет ученикам сравнивать позиции различных сторон, аргументировать свою точку зрения, формирует умение выслушивать и принимать чужую позицию, развивает навыки устной речи.

3. ОПИСАНИЕ — это последовательное изложение примет, либо особенностей исторического явления, его значимых черт, построения, состояния, либо внешнего вида. В нем нет сюжета, зато присутствует какой-то конкретный объект, который описывается.

Существует 2 вида описания: а) картинное (это прием устного изложения материала, когда в эмоционально-художественной форме создаются образы того или иного факта, т. е. происходит образное воспроизведение фактов в виде целостных картин) и аналитическое (здесь дается анализ изучаемого объекта, его строением, размеры, предназначение каждой детали). Такой вид описания используется при описании орудий труда, построек, оружия, одежды и т.д.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА — это разновидность описания, которое содержит в себе четко сформулированный ряд существенных примет, особенностей исторических явлений в их внутренней связи. Существуете несколько видов характеристики:

а) сжатая (краткая) и развернутая,

б) сравнительная и обобщающая,

в) образная характеристика (например, типичных представителей общества конкретного периода: купца, помещика, рабочего, крестьянина и т.д.) и характеристика исторической личности. Существуют специальные памятки для развития умения характеристики событий или исторических деятелей.

5. ОБЪЯСНЕНИЕ — это раскрытие внутренних связей и зависимостей, причинных закономерностей и значение исторических явлений и процессов.

6. РАССУЖДЕНИЕ — это последовательное развитие положений, доказательств, которые подводят ученика к выводам и заключениям.

7. ШКОЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ — развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение, которое проводится последовательно с опорой на конкретный исторический материал. Это синтетический прием, т.к. она (лекция) содержит в себе другие приемы - описание, характеристику.

8. БЕСЕДА — диалогичная форма устного слова. Ее роль очень значительная в обучении, т.к. она позволяет организовать коллектив, либо индивидуальную умственную деятельность. Существует несколько видов беседы:

- вводная беседа; проводится в начале урока, имеет задачу подвести учеников к изучению нового материала путем: а) мобилизации знаний, полученных ранее, б) систематизации и обобщения этих знаний, в) мобилизации и систематизацией знаний, полученных учащимися самостоятельно;

- контрольная; ее цель: проверка степени понимания излагаемого материала и проверка знаний. В результате контрольной беседы могут быть выставлены оценки;

- аналитико-синтетическая (эвристическая), основная задача проведения такой формы беседы – осмысление изученного исторического материала и углубление исторических знаний.

- обобщающая;

- заключительная.

Изложение исторического материала учителем должно удовлетворять общим требованиям дидактики, выработанным практикой обучения в школе. Необходимо обеспечить: а) доступность,б) наглядность,в) конкретность материала.

Доступность изложения исторического материала должна сочетаться с научностью. Важно научиться отбирать для своего изложения самые важные факты, выделять узловые вопросы. При изложении сложных вопросов учитель замедляет темп изложения, использует паузы, дает возможность ученикам вдумчиво воспринимать трудный материал. Важнейшим моментом в изложении материала является показ возникновения нового явления. Этот момент возникновения должен быть каждый раз подчеркнут, контрастно оттенен учителем в его изложении. Подчеркивает и выявляет ведущую роль внутренних причин развития, раскрывает внутренние противоречия, присущие явлениям.

Конкретность и наглядность достигаются путем применения разнообразных средств и приемов конкретизации.

Язык учителя должен быть чист, понятен, прост и с точки зрения грамматики безукоризненно правильным. Без этого немыслимо правильное изложение материала. Неправильно поставленная фраза искажает мысль. Неграмотная формулировка, вызывает искаженное восприятие, вредна и тем, что воспитывает у учащихся нечеткость мысли. Учебное изложение материала требует от учителя и умения управлять своим голосом. Сила голоса должна соизмеряться с величиной класса и его акустическими особенностями.

Когда мы говорим о требованиях к изложению исторического материала, необходимо не забывать и о качестве постановки вопросов на уроках.