Для изучения материала о войнах.


Памятка

1. Причины и характер войны.

а) основные противоречия, приведшие к войне;

б) подготовка к войне; соотношение сил и планов воюющих сторон.

2. Ход войны.

а) повод к войне и ее начало;

б) основные этапы главной битвы;

в) окончание войны: условия мира, либо перемирия.

3. Причины определенного результата войны.

а) влияние социально-экономического строя на положение противников, боеготовность армий и ход войны;

б) влияние характера войны на отношение к ней армий, народов и ее результат.

4. Значение войны.

а) экономические, социальные и политические последствия войны и ее участников;

б) влияние войны на дальнейшее развитие международных отношений.

 

Умения играют важную роль при изучении теоретического содержания исторического материала. Так, например, П. В. Гора теоретическое содержание учебного исторического материала подразделяет на:

· исторические понятия различной широты обобщения,

· существенные причинно-следственные исторические связи,

· закономерности общественного развития,

· теоретические выводы.

Т. е. фактически речь идет об умениях и навыках работы с историческим материалом. В устном изложении теоретического материала используются в основном три приема: объяснение, рассуждение, характеристика. С помощью объяснения учитель выделяет, рассматривает и аргументирует существенные признаки исторических событий, явлений и процессов, показывает связи и закономерности, разъясняет причины, следствия и их значения. Объяснение всегда выступает в виде логического следствия и потому в нем используются следующие союзы: поэтому; так как; потому, что; вследствие (в результате) того, что и т. д. Из этого видно, что данный прием состоит из двух частей – того, что объясняется, и того, чем объясняется. Необходимо отметить, что для учащихся прием объяснения является наиболее доступным, так как сообщает сущность изучаемых событий и явлений, их связей, в готовом, обязательно разъясненном виде. В этом можно увидеть и недостаток. Так как в данном случае познавательная деятельность учащихся ограничена, так как им достаточно только понять и запомнить.

Чтобы постепенно научить учеников правильно осмысливать теоретическое содержание учебного материала необходимо наряду с объяснением применять прием рассуждения. Рассуждающее изложение включает в себя цепь умозаключений или суждений, раскрывающих сущность события или явления. Но в сравнении с объяснением оно позволяет учителю показать ход своих размышлений, познакомить учеников с приемом анализа фактов.

Кроме объяснения и рассуждения применяют обобщающую и образную характеристики. Прием обобщающей характеристики учитель использует тогда, когда необходимо изложить существенные признаки, связи и отношения, роль и значение важнейших исторических фактов, содержание понятий очень сжато, в виде простого перечисления существенного. Что же касается образной характеристики, то она чаще используется при изложении типичных черт выдающихся исторических личностей.

 

По мнению экспертов Совета Европы в школьных курсах истории актуально формировать следующие умения:

- находить, трактовать и анализировать различные виды информации и свидетельств,

- формулировать корректные вопросы и приходить к ответственным сбалансированным решениям,

- видеть другие точки зрения, признавать и принимать эту инаковость,

- отделять исторический факт от его интерпретации,

- критически оценивать исторические явления,

- формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств и изучения широкого спектра точек зрения,

- оценивать различные версии и мнения о происшедших исторических событиях, признавая, что некоторые источники могут быть необъективными, объяснять причины такой необъективности.

Таким образом, формирование специальных исторических умений у учащихся является непременным условием формирования всесторонне развитой личности и свидетельствует об уровне их исторических знаний.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что процесс формирования исторических знаний представляет собой взаимосвязь исторических представлений, понятий, закономерностей исторического развития и способов работы с историческим материалом. Способность школьников не просто воспроизводить учебный материал, а понимать его сущность, закономерность развития исторических процессов позволяет утверждать, что процесс формирования знаний достиг максимального уровня.