Пример: Ретрограммы – двадцатый век.


Материалы: карточки с датами или список ключевых дат, которые вы хотите использовать в ретрограмме.

Составление ретрограммы:

· Можно нарисовать ретрограмму на полу или использовать настенный стенд или веревку с бельевыми прищепками. Отметьте сегодняшний день

· Приготовьте карточки с датами, чтобы разместить их на ретрограмме. Это могут быть даты рождения учеников, вехи их жизни и жизни их родителей или ключевые события двадцатого века.

· Отмерьте шагами и отмерьте разные события, начиная с года твоего рождения, даты рождения родителей, дедушек, бабушек.

· Определите, какие события двадцатого века были ключевыми. Поместите их на ретрограмму.

· Отметьте ключевые события на ретрограмме.

Какие же существуют приемы работы с хронологией?

В ходе изложения нового материала учитель фиксирует внимание учащихся на наиболее важных исторических фактах. Например, просит их запомнить, предлагает записать в тетрадь, связать дату со столетием, его частью, с ранее усвоенной датой с помощью решения хронологических задач.

Важную роль в формировании и закреплении временных представлений отыгрывает составление и ведение учащимися хронологических таблиц. Для этого в конце ученической тетради отводится 4–6 страниц. Вверху первой из страниц записывается название «Хронологическая таблица». Каждая страница этой таблицы делится в соотношении ¼:¾. В узкой части записывают даты, в широкой — события. Считается, что ведение хронологических таблиц представляется целесообразным даже если они есть в учебнике. При подготовке к урокам повторения, зачетным урокам, хронологическим диктантам ученикам будет удобнее готовиться с помощью таблиц. В связи с этим учитель должен познакомить учеников с приемами рационального повторения. Есть два способа. Первый — листом бумаги или тетрадью закрывается дата, а ученик, читая записанное событие, пытается вспомнить дату. Когда все даты таким образом усвоены, можно воспользоваться другим способом. Закрыть названия событий и по датам вспомнить их. Учитывая тот факт, что в 9-11 классах количество дат увеличивается, некоторые учителя советуют ученикам не вести хронологические таблицы, а записывать даты в конспект. Для удобства их запоминания, целесообразно даты необходимые для запоминания выделять другим цветом, например, красным или выносить их на поля тетради напротив записанного текста.

При работе с датами важно задействовать на уроке доску. Считается, что на каждом уроке на доске должен присутствовать определенный минимум знаний: название темы, ее план, список исторических дат и понятий, имена исторических деятелей с годами их жизни или деятельности, вопросы и задания для учащихся. С точки зрения размещения дат и понятий необходимо даты записывать в левой части доски, а понятия – в правой.

При изучении хронологии в школе учителя должны создавать ситуации, в ходе которых ученики лучше будут понимать происходившие процессы и соотносить события в разных странах. Поэтому на уроках истории целесообразно предлагать ученикам соотнести даты с периодами, логическое запоминание дат, решение хронологических задач, установление синхронных связей между типичными событиями, которые проходили в разных странах, составление логично законченных комплексов, которые помогают проследить развитие какого-нибудь процесса, составление хронологических таблиц, расположение событий по схеме «раньше и после». Рассмотрим эти приемы на примерах.

Пример стандартных хронологических задач: «В 1918 г. была образована независимое польское государство. Через 8 лет в нем произошел государственный переворот. В каком году он произошел?». Или: «В каком году произошло событие, если это случилось … лет назад?», «На сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?», «Сколько лет продолжалось…?».

Существуют нестандартные хронологические задачи. Например, «Александр Македонский родился в 105 год Олимпиады. В каком году по христианскому календарю это было?».

Можно также решать хронологические уравнения. Например: (год начала Реформации в Германии + год начала Столетней войны + год окончания гуситских войн – год разгрома Непобедимой Армады + год образования государства у франков): 4 = ? (год и событие).

Для понимания хода исторических процессов, как и для проверки знаний, можно использовать определенную группу дат для написания короткого сочинения или устного рассказа по теме. Для этого на доске учитель записывает определенные наиболее важные исторические даты, но не называет события. На основе этого определяется тема для сочинения. Например, написать сочинение на тему «Варвары победили Рим», используя даты: 330 г., 395 г., 410 г., 476 г. (330 г. – перенос столицы из Рима в Константинополь, 395 г. — раздел Римской империи на Западную и Восточную, 410 г. захват готами Рима, 476 г. падение Западной Римской империи). Хронологические сочинения можно дифференцировать по степени сложности. Например, увеличивая или уменьшая количество дат, сочетая с датами понятия, географические названия, исторические личности и т.д.

Важную роль в изучении истории играет составление хроник и таблиц исторических событий. Хроники составляются по принципу: дата – событие, новая дата – новое событие. Например, «Хроника экспансии Рима», «Хроника монголо-татарского нашествия», «Хроника второй мировой войны» и т.д. Можно также проводить работу по систематизации дат. Например, В. Ракуть предлагает в 6 классе на уроке повторения и обобщения предложить ученикам провести систематизацию известных им дат и событий в соответствии с периодизацией истории средних веков. Для этого необходимо заполнить следующую таблицу.