Причастие. Сведения для учителя.


Причастие - это особая форма глагола со своими семантическими, морфологическими и синтак­сическими свойствами.

Причастия — это глагольные образования, совмещающие в себе признаки глагола и прилагательного. Глагольными призна­ками причастий являются следующие: 1) переходность-непереход­ность (читающий книгу, читавший книгу шедший); 2) возврат­ность-невозвратность (купающий купающийся, бреющий бре­ющийся); 3) категория вида — совершенный и несовершенный вид (читавший прочитавший, делавший сделавший); 4) катего­рия залога — действительные и страдательные причастия (читаю­щий читаемый, читавший читанный, прочитавший про­читанный); 5) категория времени — настоящее и прошедшее время (читающий читавший, читаемый читанный); адъективными признаками причастий является их изменение по родам, числам и падежам — склонение и согласование в этих формах с именами существительными.

Синтаксическая функция причастий — определение и частично именное сказуемое — вытекает из их семантики и особенностей словоизменения — склонения (изменения по падежам, числам и ро­дам). В словосочетании причастие бывает как зависимым, так и главным словом. В последнем случае такое словосочетание, пред­ставляющее собой распространённое определение, может быть обо­собленным.

Причастие, являясь принадлежностью книжной речи, почти не встречается в собственной речи учащихся. Однако, изучая литера­турные произведения и имея дело с учебной литературой по всем предметам, учащиеся усваивают значение причастий практически. Чтобы причастие осознанно использовалось детьми, необходимо усилить практическое направление в изучении этой формы глагола.

Использование причастий в письменной речи связано с умением применять большое количество грамматических, орфографических и пунктуационных правил. Например, образование действительных и страдательных причастий, склонений их, слитное и раздельное написание не с причастиями. Учащимся с трудом даются сходства и различия причастий и прилагательных, особенности причастного оборота.

Изучение причастия связано со значительными трудностями, вызванными прежде всего двойственностью морфологической при­роды. Обозначая признак предмета по действию, причастие согла­суется с определяемым словом и входит в именное словосочетание как зависимое слово. Вместе с тем оно сохраняет глагольное управ­ление (читающий книгу). При отсутствии зависимых слов причастия могут терять глагольные свойства и переходить в другие части речи. Работа над причастиями имеет большое значение для усвоения основ не только морфологии, но и синтаксиса: хорошее знание причастий обеспечит усвоение типов простого предложения и обособленных членов предложения. Исходя из этого, рекомендуется усилить работу над словосочетанием и предложением, активнее реализовать на уроке принцип изучения морфологии на синтаксической основе.

 

Признаки глагола и прилагательного у причастия. Цель данного урока дать понятие ученикам о признаках глагола и прилагательного у причастий, об их образовании от глагольных основ настоящего времени, неопределённой формы или прошедшего времени, о склонении, о причастном обороте и знаках препинания при них.

К синтаксическим особенностям причастий, являющимся общи­ми с глаголом, относятся: 1) способность сочетаться с одними и теми же наречиями: читаю громко — читал громко — читаю­щий громко читавший громко; 2) свойство управлять одними и теми же формами существительных: думает о книге — думающий о книге — думавший о книге; любит книги любящий книги—любивший книги. Ср.: Диван стоит около окна.— Сто­ящий около окна диван. Люстра висит над столом. Висящий над столом люстра.

После анализа глагольных признаков причастий рассматриваются признаки, сближающие их с прилагательными, ибо причастия обозначают процессуальный признак как свойство предмета: 1) синтаксическая функция — причастия в предложении в основном являются согласованным определением: Как молоком облитые, стоят сады вишневые. (Н. Некрасов.); 2) этой функцией обусловлена изменяемость причастий по родам, числам и паде­жам: цветущая роза, цветущий ландыш, цветущие розы, цвету­щих роз; 3) имеют полную и краткую (страдательные причастия прошедшего времени) форму: вскопанная грядка, грядка вскопана.

Вторая половина урока посвящается изучению признаков прилагательного у причастий. Перед характеристикой признаков, сближающих причастия с прилагательными, необходимо восстановить в памяти сведения о прилагательных: понятие признака предмета, в особенности каче­ства; синтаксическую роль и изменяемость полных и кратких при­лагательных; некоторые суффиксы. Общие сведения по этому вопросу учащиеся уже получили на первом уроке, теперь нужно конкретизировать познания о признаках прилагательного у причастий, акцентируя внимание на их различиях. Для сравнения можно использовать следующие примеры: Зрелые плоды (спелые, готовые к употреблению, качество плода) зреющие плоды (находится в процессе созревания, т.е. плод, который зреет); загорелые дети хорошо загоревшие дети; зеленеющие поля зеленые поля; редеющие облака редкие об­лака. Что у них общего и чем они различаются? Причастие указывает на состояние и не характеризует самого предмета. Прилагательное характеризует предмет и не дает сведений о том, в каком состоянии он находится.

Рекомендуем выполнить несколько заданий для актуализации знаний учащихся о причастном обороте. Изу­чение причастного оборота связано с умением учащихся определять главное и зависимое слова в глагольных словосочетаниях, навыка­ми согласования прилагательных с существительными и умением определить место определения, выраженного причастным оборотом, по отношению к определяемым словам. Учащиеся нерусской школы часто ошибаются в определении границ причастного оборо­та, допускают ошибки в согласовании причастий с определяемыми словами.

Для сведения учителя отметим, причастный оборот — это словосочетание, образованное причастием и зависящими от него словами. Причастный оборот осложняет простое предложение, вносит в его содержание добавочное высказывание: Небольшие домики, утопающие в садах, внимательно смотрели окнами на пришельцев. (К.Мэргэн.) По содержанию он близок к предложению, поэтому простое предложение может быть перестроено в сложноподчиненное с придаточным определительным (ср.: Небольшие домики, которые утопали в садах, внимательно смотрели окнами на пришельцев.) Причастный оборот может быть отнесен в предложении к любому члену, выраженному существительным; он располагается, как правило, рядом с существительным и согласуется с ним в числе, роде и падеже. В положении после определяемого слова причастный оборот обязательно выделяется запятыми.

 

 

ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

Содержание раздела и задачи его изучения.

 

Морфологические особенности деепричастия как особой фор­мы глагола заключаются, во-первых, в его неизменяемости, что сближает его с наречием; во-вторых, в наличии вида, что ха­рактерно для глагола. Деепричастия не имеют самостоятельно­го значения времени. Деепричастия совершенного вида, как правило, обозначают действие, предшествующее действию гла­гола-сказуемого, например: Проехав сто километров, мы остановились для отдыха. Деепричастия несовершенного вида обычно обозначают действие, одновременное с действием глагола-сказуемого. На­пример: Читая книги, я получал истинное удовольствие.

Семантическая особенность деепричастия заключается в том, что оно обычно обозначает добавочное действие при основном действии, выражаемом сказуемым — глаголом в спрягаемой форме.

В предложении деепричастие является обстоятельством. Оно характеризует действие глагола-сказуемого, показывая способ, время, причину действия и т. д. Вместе с тем оно неразрывно связано со сказуемым в его отношении к подлежащему: и гла­гол-сказуемое, и деепричастие обозначают действия, совершае­мые одним и тем же субъектом действия.

Деепричастие, как и другие глагольные формы, сохраняет нормы управления, свойственные глаголу. Употребление в речи деепричастий делает речь более точной (выде­ляет основное действие в ряде двух или нескольких; выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями), выразительной, краткой.

Чтобы усвоить понятие деепричастия, учащиеся должны пре­одолеть значительные трудности. С одной стороны, необходимо понять, что деепричастие — форма глагола, с другой — научить­ся выделять в нём то, что приближает его к наречию.

Правила обособления деепричастий жестче и определенней, чем правила обособления причастий. Но ошибки в выделении деепричастных оборотов чрезвычайно устойчивы.

Изложенные особенности деепричастий и трудности их ус­воения определяют следующие задачи изучения темы «Деепри­частие» в VI классе: 1) осознание учащимися значения, синтак­сических, морфологических и словообразовательных особеннос­тей деепричастия; 2) выработка умений и навыков образования деепричастий и уместного употребления их в речи; 3) формиро­вание навыков выделения знаками препинания деепричастий и деепричастных оборотов и правописания деепричастий с части­цей не.

 

Учащиеся Yl класса должны знать:

Деепричастия — это глагольные образования, совмещающие при­знаки глагола и наречия. Глагольные признаки деепричастий: переходность-непереходность (решая задачу бегая), возвратность-невозвратность (собирая собираясь), катего­рия вида — совершенный и несовершенный вид (читая прочи­тав. Наречные признаки деепричастия: неизменяемость, зави­симость от глагола, обозначение признака действия (в виде доба­вочного действия: шел, размахивая руками).

Должны уметь: научить учащихся распознавать деепричастия, выработать умение разграничивать основное и добавочное дейст­вия, ознакомить с образованием деепричастий несовершенного и совершенного видов; выработать умения находить в связных текстах деепричастия и давать характеристику как члена предложения.