Предмет и задачи философии истории


Движущие силы и субъекты исторического процесса

Периодизация истории общества

Предмет и задачи философии истории

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 

Для историка прошлое – это данность, которая находится вне его. Для философа прошлое связано с настоящим, как пишет немецкий философ 20 века К. Ясперс в книге «Смысл и назначение истории», через прошлое можно «осветить нашу собственную ситуацию в рамках мировой истории». Философия истории берет историю как целостность. Но откуда сознание этой целостности, ведь история «не закончена»? Именно поэтому научно-историческое знание должно быть дополнено философскими размышлениями, чтобы выявить внутреннюю структуру исторического развития, понять мотивы и цели деятельности людей – найти смысл истории. Философ не выдумывает «идею истории», а находит в сознании своего времени.

Плюрализм философских подходов приводит к тому, что существуют разные версии философии истории.

В первобытном обществе не было представления об историческом развитии: мифология воспринимает движение мира и человека как вечное повторение, круговорот. Появление нового не воспринималось как положительное явление, наоборот, любое отступление от заветов предков пагубно и преступно. Поэтому и первые философско-исторические концепции, появившиеся в античности, либо говорили о круговороте, либо рассматривали историю человечества как регресс от «золотого века» к «железному».

В средние века, в христианской мысли появляется представление о направленном движении общества. Но связывается начало такого движения с моментом грехопадения. И движение это было ограниченным: религиозная эсхатология говорит о том, что конечные судьбы мира предрешены. История понималась как процесс, направляемый волей бога.

 

Почему в раю не было развития?

Что говорит Библия о конечных судьбах мира?

Представление о прогрессивном развитии общества появилось только в Новое время, у французских философов-просветителей. Термин «философия истории» ввел Вольтер. В этот период господствовал исторический оптимизм, хотя Ж.Ж. Руссо критиковал прогресс за негативные последствия.

 

Почему понятие «прогресс» появилось только в Новое время? С чем это было связано?

За что Ж.Ж. Руссо критиковал прогресс? Существует ли подобная критика в наше время и нужна ли она?

В диалектической философии Гегеля развитие понималось как движение от несовершенного состояния общества к совершенному, прогресс выступал как процесс саморазвития Абсолютной идеи. Критерием прогресса является нарастание степени свободы. В развитии общества немецкий мыслитель выделяет три стадии:

1. Восточный мир (свободен только деспот, но и он является рабом своих прихотей).

2. Античный мир (свободны некоторые).

3. Германский мир (свободны все).

Марксистская философия истории рассматривает развитие общества как естественно-исторический процесс и его основой считает смену способов производства. На материале европейской истории К. Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций, причем мысль о возрастании степени свободы также лежит в основе его концепции.

В современной философии истории существует много подходов.

Некоторые философы призывают отказаться от оценки и говорить только о нейтральном «социальном изменении». Например, английский философ К. Поппер критикует и Гегеля и Маркса за попытки предвидеть ход истории, он утверждает, что для уникальных процессов нельзя открыть универсальных законов, а попытки утопических проектов ведут к негативным для общества последствиям.

Другие авторы утверждают, что нет мировой истории как единого потока, а есть развитие замкнутых культурно-исторических типов или цивилизаций. Они возникают, проходят определенные циклы развития и погибают, не оказывая влияния друг на друга. Такие взгляды развивали Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

Концепцию «конца истории» выдвинул американский философ Ф. Фукуяма , который утверждал, что у западного либерализма нет жизнеспособных альтернатив. Завершилась идеологическая эволюция человечества, хотя до материальной победы еще далеко. Всем «отстающим» странам остается подтягиваться до уровня развитых.

Пессимистические антиутопии, развивающиеся главным образом в художественной форме, говорят о том, что наиболее вероятны негативные сценарии развития общества. Это, например, такие произведения: Дж. Оруэлл «1984», Е. Замятин «Мы», О. Хаксли «Прекрасный новый мир» и др.

Тем не менее, большинство мыслителей считают, что существует единая история человеческого общества и есть смысл в выделении ее ступеней, формаций. Такой подход получил название формационного.