Структура познания


 

В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувство и разум. В истории философии существовали две крайности, абсолютизировавшие каждую из этих способностей. Особенно ярко они проявились в Новое время, когда изучение процесса познания стало особенно актуально из-за разворачивавшейся научно-технической революции.

Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) стремился вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств – отражение этого мира. Английский философ 17 века Д. Локк утверждал: «Наше сознание – это чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена». Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Английский философ Д. Беркли полагал, что нет никакого материального мира, а есть только совокупность ощущений отдельных людей, а для объяснения схожести их ощущений привлекается бог. Основной проблемой сенсуализма была невозможность объяснить существование предельно общих абстрактных понятий, ведь вечность, время, вселенная, справедливость и т.п. не даны нам в ощущениях.

Рационализм (от лат. ratio – разум) признает разум основой познания. Французский философ 17 века Р. Декарт утверждал, что чувства нас обманывают, поэтому к достоверным истинам мы можем прийти только с помощью естественного света разума. Но разум человека слаб, полон заблуждений и иллюзий, значит его опорой должен быть некий абсолютный, гарантированно не ошибающийся разум. Так мыслитель признает необходимым наличие бога.

Современная философия отказалась от противопоставления чувства и разума, в результате философских и научных исследований стало окончательно ясно, что реальное познание единый процесс, который мы искусственно останавливаем и анализируем. Познание не может строиться непосредственно на данных чувства, это иллюзия. Любое наблюдение уже теоретически нагружено. Но эти знания не изначально заложены в нашей голове, как полагал Декарт, а приобретены нами в процессе социализации. Если же ребенок не общается с людьми, то мыслящим существом он не становится, оставаясь, как животное на уровне чувственного восприятия.

Итак, попробуем разложить процесс познания на отдельные элементы, помня при этом, что в реальности все они существуют и проявляются одновременно. Зачем тогда нужно такое расчленение? Чтобы лучше понять, как происходит этот процесс, какие возможны нарушения и как их исправлять. Ведь даже при всех достижениях современной цивилизации процесс мышления большинства людей оставляет желать лучшего.

Чувственное познание складывается из следующих элементов:

1. Ощущение – субъективный образ объективного мира, на этой ступени регистрируются отдельные свойства предмета.

2. Восприятие – сводятся воедино данные разных органов чувств, действительность отражается в форме чувственного образа предмета.

3. Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный воображением.

Рациональное познание:

1. Понятие – логический образ вещи, выделение всеобщего и существенного в предмете. Оно лишено чувственности и его нельзя созерцать.

2. Суждение – форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях.

3. Умозаключение – процесс выведения одних суждений из других, система суждений.

Для наглядности приведем пример из учебника логики. Понятие – «человек», суждение – «человек смертен», умозаключение: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, он смертен».

В целом мышление можно определить как обобщенное и опосредованное отражение действительности. Со времен немецкой классической философии принято выделять в мышлении две ступени. Рассудок – это обыденное мышление, здравый смысл, мышление по схеме, по шаблону, расчленение и исчисление. Разум – творческое оперирование абстракциями и рефлексия.

Существуют и другие формы познания, которые пока изучены явно недостаточно, но важность которых несомненна: воображение, фантазия, эмоции, интуиция.

 

В чем отличие эмпиризма от сенсуализма?

Согласно легенде, один из древнегреческих мыслителей ослепил себя, залил уши воском и удалился в пещеру, чтобы «глубже познать мир». К какому направлению в теории познания он принадлежал?