Социальное обеспечение в период существования советского государства.


Проблемы социального обеспечения в России после Октябрьской революции не только не исчезли, но многократно выросли и обост­рились: в ходе Гражданской войны и военной интервенции число лиц, нуждавшихся в помощи, катастрофически возросло. Поэтому при губернских, уездных исполнительных комитетах Советов народ­ных депутатов открываются отделы социального обеспечения. В на­чальный период их деятельность основывалась исключительно на опыте органов попечительства, благотворительных обществ и систе­мы общественного призрения. Затем с изменением политической и социально-экономической ситуации в стране структура и методы работы органов социального обеспечения также изменялись в соот­ветствии с принимаемыми государственными нормативными актами.

После событий октября 1917 г., приведших к установлению со­ветской власти, новое правительство - Совет Народных Комисса­ров - приступило к реализации страховой программы большевист­ской партии. Эта программа обсуждалась еще как думский законо­проект о страховании рабочего в 1912 г. и предусматривала введение государственного страхования рабочих во всех случаях ут­раты трудоспособности или потери заработка ввиду безработицы, распространение страхования на всех лиц наемного труда и их се­мейств, производство выплаты всем застрахованным из расчета пол­ного заработка с возложением расходов на предпринимателей и го­сударство и др.

13 ноября 1917 г.,на шестой день своего существования, Совет Народных Комиссаров включил в число первых мероприятий и декретов советской власти официальное правительственное сообще­ние «О социальном страховании». В нем указывалось, что «Рабочее и крестьянское правительство приступает к изданию декретов о по­литике социального страхования на основе следующих страховых принципов:

1. Страхование всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту;

2. Страхование всех видов потери трудоспособности, а именно: на случай болезни, увечья, инвалидно­сти, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработи­цы;

3. Возложение всех расходов по страхованию целиком на пред­принимателей;

4. Возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;

5. Полное само­управление застрахованных во всех страховых организациях».

Реализация провозглашенной программы началась с принятия правительством РСФСР в ноябре - декабре 1917 г. целого ряда ди­ректив, положивших начало формированию новой системы соци­ального обеспечения, основанной на закреплении права на социаль­ное обеспечение за каждым трудящимся предприятия, потерявшим трудоспособность.

Одним из самых ранних постановлений прави­тельства стал Декрет «Об увеличении пенсий» (ноябрь 1917 г.), в соответствии с которым всем пенсионерам по несчастным случаям по 1917 г. включительно пенсия увеличивалась на 100 % за счет пен­сионного фонда. Источниками создания страховых фондов для вы­платы пенсий и пособий являлись страховые взносы предприятий и лиц, использовавших наемный труд, с освобождением застрахо­ванных от внесения каких-либо взносов.

В Декрет вошли: «Положение о страховании на случай безрабо­тицы», «Положение о страховании на случай болезни», «Положение о страховом совете», «Положение о страховом присутствии», кото­рые предусматривали, кроме назначения пособий в случае болезни, родов, смерти работников, также предоставление следующих видов бесплатной врачебной помощи: первой помощи, амбулаторного ле­чения, лечения на дому, родовспоможения, коечного лечения с пол­ным содержанием, санаторного и курортного лечения.

В конце но­ября 1917 г. специальным декретом Совнаркома все лечебные учре­ждения и предприятия были переданы предпринимателями в ведение больничных касс.

В 1919 г. было установлено бесплатное детское питание в виде пайков для детей до 14 лет независимо от социального положения их родителей.

Особое внимание уделялось беспризорным детям. Существовали детские приемники, детские дома, трудовые коммуны. Прием детей в эти учреждения осуществлялся по решению специальных комис­сий, создаваемых при местных отделах народного образования. В них принимались дети от 3 до 7, от 8 до 14 и от 13 до 16 лет.

В 1920 г. органы Наркомата социального обеспечения оказали единовременную денежную и иную помощь в виде продуктов, одежды, топлива 8651 тыс. семей красноармейцев. К 1 ноября 1920 г. 93 780 инвалидов содержались в специализированных учреждениях, а в детских домах находилось 1 230 600 детей.

Организация социального страхования советским правительст­вом во многом оказалось более прогрессивной по сравнению с доре­волюционным периодом: страхование по болезни распространялось на всю территорию России, охватывало все виды труда и всех наем­ных работников.

9 мая 1918 г. Комиссариат социального обеспечения отдает рас­поряжение местным (губернским) комиссариатам социального обес­печения организовать учреждения социального обеспечения в под­ведомственных им районах: дома материнства и младенчества, дет­ские дома, дома для инвалидов, вдов и стариков.

В марте 1919 г. было официально заявлено, что социальное обес­печение трудящихся от всех видов потери трудоспособности по­ставлено на прочную законодательную основу, причем впервые в мире сделано нормой социальное страхование по безработице за счет нанимателей и государства.

По поводу социальной деятельности советского правительства в первые месяцы новой власти можно сказать, что наряду с пози­тивными демократическими мерами в этих действиях присутство­вал и революционный романтизм, и откровенный популизм, стрем­ление обеспечить широкую социальную базу большевистской пар­тии, что и привело к созданию правовых актов, касавшихся страхования, с одной стороны, опередивших свое время, а с другой - не обеспеченных реальными финансовыми и материальными воз­можностями государства.

Первое, что было сделано, - упразднены все ранее существо­вавшие благотворительные заведения и общества.В апреле 1918 г. Совет Народных Комиссаров переименовал Народный комиссариат государственного призрения (как «пережиток прошлого», когда со­циальная помощь носила характер милостыни и благотворительно­сти, не соответствующих социалистическому пониманию задач со­циального обеспечения) в Народный комиссариат социального обеспечения.Этот день стал днем рождения системы социального обеспечения Советской России.

Гражданская война и политика «военного коммунизма» принци­пиально изменили социально-экономическое положение трудящих­ся. Промышленность была национализирована, власть и ресурсы сконцентрированы в руках государства, ликвидированы товарно-денежные отношения, введена уравнительность в распределении предметов потребления, работники превращены в «бойцов трудовой армии».

Поэтому в период второй инновации в сфере социальной помо­щи (1918-1920 гг.) трудящиеся уже не были наемными работника­ми в строгом смысле этого понятия, рынок труда был ликвидирован и в РСФСР остался единственный работодатель - государство. Именно государственные органы определяли потребности в рабочей силе, сферы приложения труда, его условия и размеры оплаты.

Та­кого рода изменения хозяйственной жизни повлекли за собой и со­ответствующие изменения социальных рисков и способов защиты от них. Тогда-то и было трансформировано социальное страхова­ние в социальное обеспечение,что во многом было связано с тези­сом большевистской идеологической доктрины о возможности ско­рой реализации коммунистического идеала. Считалось, что социаль­ное обеспечение является стадией полного коммунистического обеспечения, а от социального страхования, как института «буржу­азного права», можно отказаться.

Правда, война заставила оставить мечты о всеобщей и равной для всех трудящихся социальной обеспеченности. Необходимость налаживания работы военной промышленности, снабжения Крас­ной Армии, спасения от голода городского, прежде всего пролетар­ского, населения - все это изменило направленность социального обеспечения. Оно стало избирательным,распространялось только на «ударные» группы населения, на наиболее социально слабо за­щищенные его слои, а также на пострадавших от войны и стихий­ных бедствий.

Социальное обеспечение в период Гражданской войны и «воен­ного коммунизма» регулировалось «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31 октября 1918 г., по которому нали­чие инвалидности и ее степень устанавливались медицинской экс­пертизой, учреждаемой при страховой кассе, и Декретом о финанси­ровании социального обеспечения от 17 апреля 1919 г. В их основу был положен принцип обязательной государственной помощи не­трудоспособным за счет государственного бюджета, лишенной вся­кой «примеси благотворительности и нищенских подачек». Госу­дарственная помощь оказывалась с тем, чтобы всякого попавшего в нужду возвратить к трудовой жизни, а если это невозможно вследствие его старости и инвалидности, то дать ему соответствующий уход в доме инвалидов или пенсионное обеспечение.

Постоянная или временная утрата трудоспособности удостоверяется с 1918 г. медицинским освидетельствованием, проводимым Бюро врачебной экспертизы при общегородских, районных и областных страховых кассах. Вводится всестороннее обеспечение трудящихся - рабочих по найму, кустарей и ремесленников. Происходит объединение учреждений социального обеспечения и страхования в Наркомсобесе,с присвоением ему более широких и всесторонних функций социальной защиты.

Итак, социальное обеспечение заменило собой страхование во многом благодаря огосударствлению и централизации управления в условиях Гражданской войны и «военного коммунизма». 31 октября 1918 г. по декрету Совнаркома были ликвидированы все прежние страховые учреждения, в том числе больничные кассы; кассы безработных, страховые присутствия и страховые советы, структуры страховой медицины. Следствием упразднения прежних страховых компаний и огосударствления дела социального обеспе­чения явилась ликвидация самостоятельности и самоуправления в этой области.

Другим необходимым мероприятием в процессе формирования, централизованного социального обеспечения стал введенный в ап­реле 1919 г. новый порядок образования и использования финансо­вых фондов. Страховые взносы (по классам опасности и риска всех предприятий и учреждений) всех видов социального обеспечения из государственного бюджета в соответствии со сметой Народного комиссариата труда, взносы предприятий и учреждений направля­лись не в органы социального обеспечения, а взимались налоговым аппаратом Наркомата финансов и через местное казначейство за­числялись в фонд казны наряду с обычными налоговыми поступ­лениями. Что касается Всероссийского фонда социального обеспе­чения, в котором по Положению от 31 октября 1918 г. сосредоточи­вались средства всех остальных фондов и страховых касс, то при новом порядке финансирования они влились в ресурсы государст­венного бюджета. В итоге полноправным «хозяином» системы со­циального обеспечения и монопольным субъектом управления этой системой стало государство.

Функции органов управления социальным обеспечением выпол­няли местные Советы депутатов. Возглавлялась управленческая вертикаль в центре Народным комиссариатом труда и Народным комиссариатом социального обеспечения. Наркомсобес начал дейст­вовать с апреля 1918 г. после его преобразования из Наркомата со­циального призрения. Первым народным комиссаром социального обеспечения была А.М. Коллонтай. Таким образом, в течение 1918-1920 гг. были заложены основы централизованной системы управления социальным обеспечением.

Следует отметить внимание Советского государства в обстановке Гражданской войны к социальному обеспечению красноармейцев и красногвардейцев и членов их семей. Уже 7 августа 1918 г. Сов­нарком издал Декрет «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии и их семейств...». Через полгода дей­ствие этого декрета было распространено на моряков Военно-Мор­ского Флота, военнослужащих пограничной охраны, продовольст­венных отрядов, железнодорожной охраны, на все категории солдат и матросов прежней армии и флота.

Отличительной чертой аппаратов органов социального обеспече­ния рассматриваемого периода было привлечение масс трудящихся к непосредственной практической работе по всем отраслям социаль­ного обеспечения, через профсоюзы, Советы, в специальных комис­сиях, коллегиях, что приводило иногда к громоздкости аппаратов.