Зарождение законодательства о социальном обеспечении в конце XVIII -XIX столетия.


Впервые государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий была установлена в законодательном порядке в России в 1775 г. - по Указу Екатерины II «Учреждение для управления губернией» создавалась новая система благотворе­ния с новым управленческим аппаратом, финансами, направления­ми и методами деятельности. Губернская реформа 1775 г.вызвала к жизни совершенно новые для России учреждения.

В каждой губернии для заведования делами общественного при­зрения предусматривалось создание под председательством губерна­торов особых Приказов общественного призрения, на которые воз­лагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечи­мо больных, дома для сумасшедших, работные дома (в которых бед­ные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание), сми­рительные дома (для исправления людей).

В 33 губерниях страны появились приказы, в ведение которых были переданы все медицинские и благотворительные учреждения, все категории нуждавшихся в призрении и пенсионном обеспече­нии. Приказы были относительно самостоятельны в своей работе, могли привлекать к участию в благотворении местное население, кроме государственных финансов использовали и местные источни­ки (проценты на недвижимость, доходы от местной промышленно­сти, пенные и штрафные деньги, частные пожертвования и др.). По­лучив в 1775 г. по 15 тысяч рублей от центральной власти, приказы через 50 лет располагали совокупным капиталом в 25 миллионов.

Городам, обществам, селениям и частным лицам было предостав­лено право создавать общественные заведения, а «Городовое Поло­жение» 1785 г. узаконило отчисления части городских доходов Приказам общественного призрения.

При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом. Инвалидные дома - военные богадельни для призрения ране­ных, болезненных и престарелых воинов и их семейств. Инвалида­ми считались лица, ставшие по каким-либо причинам не способны­ми к труду. При этом различали полуинвалидов - тех, кто мог ис­полнять некоторые работы и не требовал за собой постороннего ухода, инвалидов - лиц, не способных ни к каким работам и не способных обходиться без посторонней помощи. При Николае I та­кие дома могли принять уже значительное количество призревае­мых.

В целом же вся система российского социального обеспечения была зеркальным отражением слабости и несовершенства эконо­мического, политического и социального устройства государства.

Изданный в 1827 г. Устав о пенсиях и единовременных пособиях устанавливал размеры пенсий для государственных чиновников, чи­нов полиции и их семьей.

Просуществовавшие до земской реформы 1864 г. Приказы обще­ственного призрения постоянно критиковались общественностью и отличались бюрократизмом, формализмом, лихоимством, тем, что «казённых средств на призрение оказалось недостаточно». В целом же работа в благотворительных обществах и учреждениях зависела от честности и благородства сотрудников или бескорыстных благо­творителей; профессионалов в полном смысле этого слова не гото­вили.

Новый этап в развитии русского благотворения,ставший после реформ 60-70-х годов реальностью, наметился в середине XIX в. Он характеризовался не только новыми принципами социальной работы, но и, что немаловажно, бурным ростом числа самых разно­образных благотворительных обществ, учреждений и заведений, фи­лантропических акций и мероприятий.

Главным новшеством стала децентрализация социального призре­ния и обеспечения,индивидуализация (сегодня это назвали бы «ад­ресностью») помощи, рациональный подход к формам и методам со­циальной работы, стремление к предупреждению обнищания людей.

В результате крестьянской реформы 1861 г. примерно треть ос­вобожденных без земли крепостных оказалась на городском рынке рабочей силы, который не был еще готов принять такую массу не­квалифицированных, почти неграмотных работников. Они-то и по­полняли армию безработных, нищих и попрошаек. Впервые в круп­ных городах России во весь рост встали проблемы трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, обеспечения жильем большого количества обездоленных людей.

Именно эти проблемы и должны были решить Земская(1864) и городская(1870) реформы,которые, по сути, переложили основ­ное бремя социальной защиты и помощи нуждающимся на город­ское и земское (сельское) общественное самоуправление.

В компетенцию городских дум и управ, как и земских органов, входили:

«...Попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства, устройство и заведование благотворительными и лечебными заведе­ниями, участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупреждению и пресечению падежей скота, развитие средств врачебной помощи ...населению и изыскание способов к улучшению местных условий в санитарном отношении... попечение об устройст­ве общественных библиотек, музеев, театров и других подобного рода общеполезных учреждений».

В качестве иллюстрации масштабов социальной защиты можно привести следующие цифры; к концу XIX в. в отдельных губерниях Европейской России на 100 тыс. жителей благотворительных учре­ждений приходилось: Санкт-Петербургская - 62, Тульская - 56, Московская - 49, Ярославская - 21, Калужская - 16, Рязанская - 8, Орловская - 6.

Только в течение 1898 г. воспользовались благотворительностью более 7 млн человек, не считая 20 млн. случаев разовых оказаний благотворительной помощи. В благотворительных заведениях по­стоянно проживало около 500 тыс. человек.

Интересной формой общественного призрения в конце XIX сто­летия были дома трудолюбия- из людей, нуждающихся в работе, составлялись особые артели, которые нанимались поденно.

В Москве, например, в начале 1860-х годов было около 360 тыс. жителей, к 1900 г. - около 1 млн, а в 1917 г. - почти 2 млн жителей, считая население пригородов.

Из среды попечитель­ства впервые избирается в 1881 г. Особый комитет попечителей для сбора пожертвований на сооружение дома трудолюбия. Он был по­строен за сравнительно короткое время и уже в 1896 г. смог дать работу более чем 21 тыс. человек. Подобные дома строились во многих городах России на благотворительные средства различных обществ и частных лиц. Главная цель домов трудолюбия состояла не только в том, чтобы предоставить людям временную работу и обучить профессии, но и в нравственном перевоспитании призреваемых и укреплении их сил для дальнейшей самостоятельной честной трудовой жизни.

Под влиянием бурного развития законодательства Германии о социальном страховании на случай болезни и несчастных случаев на производстве (1881-1883 гг.) в России в период с 1901 по 1903 г. были приняты соответствующие нормативные акты. Так, в 1901 г. утверждаются Временные правила о пенсиях рабочим ка­зенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность. В 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев. Впоследствии (в 1912 г.) эти норма­тивные акты получили свое развитие в Законах «Об обеспечении на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве».

В соответствии с принятыми законами в случае трудового уве­чья работник приобретал право на возмещение вреда в размере до 3-х размеров его годового денежного содержания (в зависимости от степени утраты трудоспособности), начиная с 14-й недели нетрудоспособно­сти.

Для рабочих, состоящих членами больничных касс, были введе­ны пособия по временной нетрудоспособности (от 20 % до 1/3 дневного заработка), по беременности и родам (2 недели до родов и 4 неде­ли после) в размере дневного заработка, а также единовременное пособие на погребение в размере 20-30-дневного заработка умер­шего.

Начавшаяся в июле 1914 г. Первая мировая война и участие в ней России коренным образом изменили обстановку, в которой действовали участковые попечительства о бедных. Вся тяжесть со­циальной помощи в годы войны легла на Советы попечительства, прежде всего задача обследования материального положения се­мей лиц, призванных в армию. В соответствии с правительствен­ным решением семьи, отдавшие на войну единственного трудоспо­собного кормильца, имели право на государственное пособие в сумме 6 руб. 90 коп. В зависимости от количества членов семьи последние могли получать до пяти и более пособий или пайков на указанную выше сумму.

Городские попечительства проделали ги­гантскую работу - составили списки семей, имевших право на го­сударственное пособие или паек. В течение всего первого года вой­ны эта тяжелая задача успешно решалась, несмотря на то что на одного обследователя приходилось по 40-80 семей. В сентябре 1915 г. из общего количества семей, стоявших на учете в попечительствах, право пользования государственным пособием или пай­ком получили в разных городских попечительствах от 42 до 69 % семей.

Поскольку военная мобилизация мужей оставила без кормиль­цев массу одиноких женщин-домохозяек и многодетных матерей, а государственное пособие далеко не обеспечивало прожиточного минимума, Советы городских попечительств оказывали денежную помощь таким семьям в зависимости от количества членов в сумме от 8 до 15 руб. ежемесячно дополнительно к государственному по­собию. С августа 1914 по сентябрь 1915 г. во всех 20 городских по­печительствах Петербурга финансовая помощь оказывалась 29 тыс. семей.

Облегчение продовольственного положения семей военнослужа­щих также было заботой городских попечительств: они расширили сеть дешевых и бесплатных столовых к осени 1915 г. с 18 до 33. Если в начале 1914 г. попечительские столовые отпускали по 2300 обедов в день, то в сентябре 1915 г. выдача увеличилась до 20 тыс. обедов в день. За первый год войны столовые попечительств выдали свыше 4,5 млн. обедов, в том числе 4 млн. 100 тыс. обедов бесплатно.

В условиях войны заметно поднялось значение такой отрасли попечительской деятельности, как трудоустройство нуждавшихся. В этих целях почти при всех 20 Советах городских попечительств были организованы специальные бюро или комиссии по трудовой помощи.

Резко обострилась во время войны проблема призрения детей-сирот, необходимость помощи детям матерей-солдаток. Если в течение 1906-1913 гг. социальная работа попечительств в этой области была весьма скромной и за это время они учредили 6 детских при­ютов на 100 мест, то в условиях военного времени к 1 августа 1915 г. городские попечительства Петербурга открыли 42 детских приюта, в том числе 22 для постоянно живущих детей, 10 для днев­ного посещения и 10 приютов-яслей.

В целом под эгидой городских попечительств в 1915 г. действо­вало 106 различного рода детских учреждений. В попечительских детских приютах, садах, яслях, начальных училищах, ремесленных классах и др. в той или иной форме призревалось свыше 20 тыс. де­тей из нуждавшихся семей военнослужащих.

Рассмотренный выше опыт показывает, что переход дела призре­ния в руки городских органов самоуправления привел к заметному повышению роли общественности в организации социального обес­печения, к значительному расширению масштабов и возникновению новых форм обеспечения, росту сети благотворительных учрежде­ний и заведений и в итоге - к общему увеличению количества обеспечиваемых.

Таким образом, в докапиталистический период в России основ­ными социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных выступали (наряду с содержани­ем чиновников и военнослужащих): опека и попечительство; граж­данско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений; госу­дарственное призрение для беднейших слоев населения; коллек­тивная взаимопомощь внутри крестьянской общины и некоторые другие.

В период развития капитализма сложились и функционировали следующие виды социального обеспечения: пособия по беременно­сти и родам; по временной нетрудоспособности; пенсии по инвалид­ности (от трудового увечья); пенсии по случаю потери кормильца. Для военнослужащих и чиновников предусматривалась пенсия в случае их выхода в отставку. Начала развиваться медицинская по­мощь и лечение.

Создавались специальные фонды, кассы за счет взносов самих застрахованных, рабочих и работодателей. Лица, не являющиеся членами касс, имели право на обеспечение только в случае трудо­вого увечья. Вместе с тем единой государственной системы соци­ального страхования в России в тот период еще не существовало.