Менталитет и мировоззрение


Религия как тип мировоззрения

Мировоззрение в современную эпоху

Менталитет и мировоззрение

1.3. Исторические типы мировоззрения

1.4. Мифология как исторически первый тип мировоззрения

 

 

В последнее время в отечественной литературе для характеристики духовной стороны существования человека и общества употребляется понятие «менталитет».

Менталитет– устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности.

Менталитет включает в себя знания, верования, ценности, стереотипы мышления и поведения. Складывается он под влиянием географических, исторических, экономических, религиозных и др. факторов на протяжении больших периодов времени, поэтому во многом не осознается своими носителями и является очень устойчивым, трудно поддающимся внешним воздействиям. В менталитете явно преобладает историческое над современным, социальное над индивидуальным, бессознательное над сознательным. Говоря о больших массах людей и о больших временных периодах, мы можем употреблять такие словосочетания как «дух эпохи», «характер нации» и т.п.

Приведите примеры менталитетов наций, народностей, религиозных конфессий. Зачем обществу и человеку необходимо изучение менталитета?

«Теоретической» частью менталитета, той, которую можно выразить в понятиях, идеях, является мировоззрение. Это обобщенная модель человеческого мира, способ осознания себя в мире.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя самого, на свое место в мире.

Если у человека нет своего, самостоятельного мировоззрения, он не способен осмыслить свое место в нем, выбрать цели и направление своей деятельности, легко подпадает под влияние других людей, становится объектом манипуляций. То же самое относится к большим социальным группам, обществу в целом.

В чем выражается манипуляция человека человеком? К чему она приводит? Всегда ли она во вред человеку? Приведите примеры из различных областей жизни.

Структура мировоззрения:

1. Содержание – картина мира.

2. Способ осознания действительности, построения картины мира (может быть мифологическим, религиозным, философским, научным, обыденным и т.д. )

3. Принципы жизни, определяющие характер деятельности.

4. Идеалы как решающие жизненные цели.

Мировоззрение не равноценно знанию, не заключается только в нем. Это неразделимый сплав знания, нравственности и веры, где каждая составляющая является особой, незаменимой, но в то же время не должна подавлять другие, должна быть удержана в своих границах.

Подумайте, у каждого ли человека есть мировоззрение? В каком возрасте оно складывается?

Какие проблемы, встречающиеся в жизни, вы назвали бы мировоззрен-ческими?

Объясните, что такое «жизненные принципы», приведите примеры. Зачем они нужны?

Что такое «идеал»? Какие бывают идеалы? Зачем они нужны человеку?

Чем идеал отличается от кумира?

Используя свои знания и жизненный опыт, объясните, что получится, если в мировоззрении человека, социальной группы или общества в целом произойдет «перекос» в ту или иную сторону. Какими последствиями это чревато?