Основания возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений.


Соотношение правоотношений и норм права социального обеспечения. Содержание правоотношений по социальному обеспечению.

Соотношение норм права и правоотношений по социальному обеспечению самое прямое,так как никакие правоотношения, в том числе и процессуальные, не могут возникать без применения норм права социального обеспечения. Все нормы права социального обеспечения существуют и действуют лишь в правоотношениях по данному обеспечению. И нет этих правоотношений без норм права социального обеспечения. Такова их прямая связь.

Нормы правасоциального обеспечения являются определённым эталоном поведе­ния субъектов правоотношений по социальному обеспечению, по­скольку именно они определяют права и обязанности субъектов,т. е. само содержание данного правоотношения. Оба субъекта право­отношения должны действовать в их юридической связи в соответ­ствии с нормами права социального обеспечения. Эта их юридиче­ская связь является не договорной, как, например, в трудовых пра­воотношениях, а прямо предусмотренной и урегулированной нормами права социального обеспечения.

Указанные нормы права принимаются в основном централизо­ванным способом и лишь в некоторых случаях дополняются ло­кальными, коллективно-договорными нормами. Такое соотношение норм права социального обеспечения и правоотношений сферы дан­ной отрасли права прямо предусмотрено в законодательстве.

Нормы права социального обеспечения являются определяющим государственным регулятором важнейшей части экономических распределительных отношений по материальному обеспечению нетрудоспособных, социальной помощи семьям с детьми и иным нуж­дающимся гражданам, медицинскому и иному социальному обслу­живанию граждан. Возникающие соответствующие правоотношения по социальному обеспечению направлены на материальное и куль­турно-бытовое обеспечение нетрудоспособных, безработных и их се­мей, вынужденных переселенцев, беженцев, на медицинское и сана­торно-курортное обслуживание всех граждан России.

Все правоотношения по социальному обеспечению имеют рас­пределительный сознательно-волевой характер, поскольку в них граждане вступают, как правило, по своей воле (или по воле пред­ставителя интересов недееспособного гражданина). Не может быть реализовано право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения без его реализации в соответствующем правоотноше­нии. Даже всеобщее право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст. 41 Конституции РФ и являющее­ся одним из важнейших компонентов социального обеспечения, существуя в рамках правоотношений граждан с государством (по конституционному праву), реализуется в правоотношениях граж­дан с медицинскими органами.

Реализация каждого вида права граждан на социальное обеспече­ние осуществляется путём свободного волеизъявления на это граж­данина, обращающегося в соответствующий орган, с которым у него и возникает правоотношение об этом. При этом, как верно отмечал профессор М.А. Гурвич, весь смысл субъективного права на собст­венное волеизъявление заключается в том, что при его проявлении наступает правовой результат для другого обязанного лица (в на­ших правоотношениях - органа), «связанного» этой обязанностью независимо от его воли.

Правомочие на реализацию соответствующего права по конкрет­ному виду социального обеспечения в правоотношении, как прави­ло, длится не постоянно (исключение - пенсии по старости и пен­сии по инвалидности, когда инвалидность установлена пожизнен­но), а в течение определённого законом срока. Так, инвалид II группы, не прошедший очередной по закону медицинский осмотр в медико-социальной комиссии, теряет правомочие на пенсию по инвалидности, а его пенсионное правоотношение может прекратить­ся (если ему не установлена II группа пожизненно).

Субъективные же права и обязанности субъектов правоотноше­ний по социальному обеспечению составляют содержание правоотношения, с этим правоотношением они воз­никают и с ним же прекращаются.

Таким образом,содержание правоотношения по каждому виду социального обеспечения определяется нормами права социального обеспечения, а в процессуальных правоотношениях по спорам - ещё и нормами административно-процессуального или граждан­ско-процессуального права.

Юридическая связь субъектов во всех основных и процедурных правоотношениях по социальному обеспечению определяется толь­ко нормами права социального обеспечения. Оно же наделяет этих субъектов и соответствующими субъективными правами и обязан­ностями. Гражданин имеет право требовать назначения и выплаты полагающихся ему пенсии, пособия, компенсации или предоставле­ния услуг, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан назначить и предоставить этот вид обеспечения. Поэтому в содержании правоотношения по социальному обеспечению пра­ва главным образом возникают у гражданина (семьи), а обязанно­сти по их реализации - у органа социального обеспечения, хотя оба субъекта имеют и права, и обязанности в этой юридической связи.

Содержанием основного материального правоотношенияявля­ются субъективное право гражданина (семьи) требовать предостав­ления ему назначенных в определенном размере (объёме) пенсии, пособия, компенсации, услуги и обязанность второго субъекта - со­ответствующего органа - предоставить данный вид обеспечения в установленном размере (объёме).

Содержанием процедурного правоотношенияявляются субъек­тивное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридиче­ских фактов, установления его права на соответствующий вид соци­ального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обя­занность второго субъекта - соответствующего органа - провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, яв­ляющийся объектом данного правоотношения.

Содержанием процессуального правоотношенияявляются про­цессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социаль­ном обеспечении и вынесению юрисдикционным органом решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.

5. Пенсионное правоотношение: понятие, субъекты, объект, содержание.

Пенсионное правоотношение- это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определённые сроки получать на­значенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан её выплачивать.

В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют сле­дующие пенсионные правоотношения:

а) по старости;

б) за выслугу лет или военной службы;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

д) по поводу социальной пенсии.

Все эти виды правоотношений определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествую­щем пенсионному соответствующем процедурном правоотноше­нии, - правом гражданина (семьи) на определённый вид и размер пенсии. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина (семьи) этого права и назначает пенсию. При этом выплата назначенной пен­сии производится с момента фактического появления у гражданина (семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трёх месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позднее, то выпла­та пенсии производится со дня обращения за её назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного пра­воотношения и возникает у него вместе с появлением права на опре­делённый вид пенсии. Иногда гражданин имеет одновременно права на два или три вида пенсии (по старости, за выслугу лет и по инва­лидности). Но в пенсионное правоотношение он может вступить лишь по одному виду пенсии по его выбору. Даже в тех случаях, когда фактически реализуется право на два вида пенсии (для инва­лидов войны, которые могут получать пенсию по старости и мини­мальную пенсию по инвалидности, а также для родителей погибше­го от военных действий, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по случаю потери кормильца), пенсионное правоотношение по выплате пенсии возникает одно, так как комиссия, назначая пенсию, определяет её размер с учётом раз­мера и второй пенсии.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсии про­цедурное правоотношение трансформирует­ся в пенсионное, а гражданин называется пенсионером.

В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты- пен­сионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пен­сии, т. е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидно­сти - пенсионер по инвалидности одной из трех степеней инвалид­ности и в зависимости от её причин (от трудового увечья, или от военной травмы, или от общего заболевания).

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъ­ектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий уста­новленный стаж выслуги лет на определённых работах, или пенсио­нер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж вы­слуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца право­мочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

В правоотношении в связи с социальной пенсией правомочным субъектом является нетрудоспособный гражданин - престарелый пенсионер или инвалид, не имеющий страхового стажа, иные лица. Вторым субъектом во всех указанных пяти видах пенсионных пра­воотношений является обязанный выплачивать назначенную пен­сию орган пенсионного обеспечения (Пенсионный фонд России, пенсионные службы силовых министерств и ведомств, региональ­ные органы социальной защиты).

Объектом пенсионного правоотношенияявляется систематиче­ское получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном правоотношении о пенсии по старости объектом данной юридической связи гражданина и соот­ветствующего органа является регулярное получение пенсии по ста­рости, а в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца - получение данной пенсии семьей умершего (погибшего) и т. д.

Содержание пенсионного правоотношения- это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержа­ние правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Поэтому, обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он полу­чал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах; обязан­ностью органа социального обеспечения является регулярная еже­месячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

Началом возникновения пенсионного правоотношения являет­ся дата принятия комиссией по назначению пенсий, органом со­циального обеспечения решения о назначении такой пенсии. Но на­чало возникновения правоотношения надо отличать от фактической реализации права на пенсию, т. е. её выплаты, поскольку пенсия вы­плачивается с момента появления основного юридического факта для этой пенсии (инвалидности, достижения пенсионного возраста, выслуги лет и т. д.), но при условии, что гражданин не позднее трёх месяцев обратился за ней со всеми необходимыми документами, а если позднее - то со дня обращения за ней со всеми необходимы­ми документами, доказывающими наличие всех юридических фак­тов сложного состава возникновения права на пенсию.

Сложный состав возникновения права на пенсию, т. е. нали­чие пенсионного возраста и требуемого общего или специального страхового стажа, надо отличать от сложного состава возникнове­ния пенсионного правоотношения. Последний гораздо шире, по­скольку кроме юридических фактов права на пенсию он включает и юридические факты - действия субъектов по реализации данного права.

Таким образом, основанием возникновения пенсионного право­отношения любого его видаявляется сложный состав, состоящий из комплекса следующих юридических фактов:

1) заявления гражданина (семьи) о назначении и выплате пен­сии определённого вида. Оно доказывает его волеизъявление реали­зовать своё право на пенсию;

2) наличия у гражданина (семьи) всех юридических фактов для права на данный вид пенсии. Такие факты по каждому виду пенсии разные, и их количество тоже различно;

3) вынесения решения о назначении пенсии соответствующего вида и размера.

По каждому виду пенсионного правоотношения сложный состав возникновения имеет разные юридические факты в разном их коли­честве.

Поскольку для права на пенсию различных её видов требуются разные юридические факты, кратко укажем основания возникнове­ния пенсионного правоотношения конкретного вида и его движе­ние.

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о трудовой пенсии по старостиявляется сложный юридический со­став, состоящий из следующих юридических фактов:

1) заявление гражданина о назначении и выплате ему пенсии по старости;

2) достижение гражданином требуемого законом пенсионного возраста (общего или на льготных условиях);

3) наличие у гражданина требуемого по закону пятилетнего страхового стажа;

4) решение органа социального обеспечения о назначении пен­сии в определённом размере.

Основанием изменения данного правоотношения будет такой юридический факт, как потеря права пенсионера на соответствую­щую надбавку на иждивенцев, или такой правопреобразующий дан­ное правоотношение факт, как переход его на пенсию по инвалидно­сти, когда правоотношение о пенсии по старости прекращается, пре­образуясь в правоотношение о пенсии по инвалидности или за выслугу лет. Правоотношение о пенсии по старости - длящееся, по­стоянное, оно может длиться до смерти пенсионера, которая являет­ся юридическим фактом прекращения данного правоотношения.

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о трудовой пенсии за выслугулет или за выслугу военной службы является следующий сложный юридический состав фактов:

1) заявление бывшего государственного служащего или военно­служащего о предоставлении пенсии за выслугу лет;

2) наличие у него требуемой законом выслуги лет (специально­го трудового стажа). Это основной юридический факт для данной пенсии;

3) дополнительные факты - для госслужащего это определён­ное основание - увольнения с госслужбы, одновременное получе­ние трудовой пенсии по старости или инвалидности и т. д., а для военнослужащих, имеющих незначительный размер военной выслу­ги лет, - это возрастные требования, основания увольнения и тре­бования к общему трудовому стажу;

4) решение органа по назначению пенсии за выслугу лет опре­делённого размера.

Основанием изменения данного правоотношения в части размеров пенсии могут служить факты индексации пенсии, например в связи с централизованным повышением денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

Основанием измененияданного правоотношения в части разме­ров пенсии могут служить факты появления или прекращения вы­платы надбавок на иждивенцев или на уход за пенсионером.

Основанием прекращенияданного пенсионного правоотноше­ния является факт смерти пенсионера или перехода его на другой вид пенсии (по инвалидности, например), когда вместо данного правоотношения возникает пенсионное правоотношение другого вида.

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидностиявляется следующий сложный состав юридических фактов:

1) заявление инвалида о предоставлении ему пенсии по инва­лидности;

2) установленные бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или военно-врачебной комиссией (ВВК) для военнослужащих инва­лидность, её группа, степень ограничения способности к трудовой деятельности, причина и время возникновения;

3) для трудовых пенсий - наличие у инвалида страхового стажа;

4) решение органа Пенсионного фонда России (а для военнослу­жащих - пенсионного отдела Министерства обороны (МВД, ФСБ) о назначении пенсии по инвалидности определённого размера.

Длительность пенсионного правоотношения о пенсии по инва­лидности устанавливается на такой срок, на какой установлена ин­валидность.

Основанием изменения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидностислужит факт перехода инвалида из одной степени в другую, а также появление факта, дающего право инвалиду на над­бавку к пенсии или, наоборот, прекращающего выплату надбавки.

Основанием прекращенияпенсионного правоотношения о пен­сии по инвалидности является смерть инвалида, или прекращение его инвалидности, или его неявка на очередное переосвидетельство­вание (раз в год или в два года), а также переход пенсионера по ин­валидности на другой вид пенсии (по старости или за выслугу лет).

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по случаю потери кормильцаслужит сложный состав из следующих юридических фактов:

1) заявление семьи умершего (погибшего) кормильца о назначе­нии ей пенсии данного вида;

2) смерть кормильца или признание его судом безвестно отсутст­вующим, либо умершим;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается не­зависимо от продолжительности страхового стажа кормильца (лишь бы он был), причин и времени его смерти (кроме случая соверше­ния им преступления, когда назначается социальная пенсия);

4) наличие в семье умершего кормильца его нетрудоспособных иждивенцев;

5) решение органа Пенсионного фонда (для семьи военнослужа­щего - соответствующего пенсионного органа Министерства оборо­ны (МВД, ФСБ) о назначении пенсии по случаю потери кормильца определённого размера.

Изменяютсяданные пенсионные правоотношения фактом изме­нения состава членов семьи, имеющих право на эту пенсию, а пре­кращаются - с прекращением нетрудоспособности или со смертью всех членов семьи, имеющих право на эту пенсию.

Все пенсионные правоотношения по выплате трудовых и боль­шинства государственных пенсий изменяются также и фактом по­вышения фиксированной базовой части трудовой пенсии по старости, иных индек­сациях пенсий (их частей).

Действие пенсионного правоотношения может быть приостанов­лено (например, выплата трудовой пенсии может быть приостанов­лена при её неполучении в течение шести месяцев подряд).

Основанием возникновения правоотношения о социальной пен­сииявляется следующий состав юридических фактов:

1) заявление нетрудоспособного гражданина, не имеющего для трудовой пенсии страхового стажа или не получающего пенсию по каким-либо причинам, о назначении ему социальной пенсии;

2) данный нетрудоспособный гражданин: достиг 65-летнего воз­раста (женщина - 60-летнего возраста) или является инвалидом, не имеющим право на трудовые или иные государственные пенсии и т. д. Эта условная нетрудоспособность - основной юридический факт для данного вида пенсии;

3) есть решение комиссии по назначению пенсии о назначении данного вида пенсии в определённом размере.

Изменитьсяпенсионное правоотношение о социальной пенсии может фактом признания пенсионера инвалидом другой степени.

Прекращаетсяэто пенсионное правоотношение смертью пенсио­нера или признанием пенсионера-инвалида трудоспособным или в случае его неявки в срок на переосвидетельствование в БМСЭ, а также когда несовершеннолетний ребёнок, получающий эту пенсию, достиг совершеннолетия.