Цели, принципы, функции и задачи стандартизации


Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Согласно Закону РФ «О стандартизации» стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих целей:

1) безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2) безопасность хозяйственных объектов с учетом риска воз­никновения природных и техногенных катастроф и других чрез­вычайных ситуаций;

3) обороноспособность и мобилизационная готовность страны;

4) техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

5) единство измерений;

6) качество продукции, работ и услуг в соответствии с уров­нем развития науки, техники и технологии;

7) экономия всех видов ресурсов.

Принципы стандартизации.Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положе­ниях — принципах. Принципы стандартизации отражают основ­ные закономерности процесса разработки стандартов, обосно­вывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции раз­вития.

Можно выделить десять важнейших принципов стандарти­зации.

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатываю­щих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, ис­ходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с дру­гой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным воп­росам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зре­ния. Консенсус не предполагает полного единодушия.

2. Системность стандартизации. Системность — это рас­смотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство.

Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие зако­номерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать разви­тие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесени­ем в стандарт перспективных требований к номенклатуре про­дукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опере­жающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

4. Эффективность стандартизации. Применение НД долж­но давать экономический или социальный эффект. Непосред­ственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и ин­формационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружаю­щей среды, обеспечивают социальный эффект.

В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 руб., направленный в эту сферу, дает, как показывает между­народная практика, 10 руб. прибыли.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствую­щих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменя­емости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспе­чения соответствия требованиям стандартов, нормам законода­тельства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Важное требование к стандарту — это пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделен­ные по тексту обязательные требования и методы их объектив­ной проверки, являются «обязательными стандартами» и отве­чают указанному требованию.

6. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение иден­тичности документов, относящихся к одному и тому же объек­ту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организация­ми, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

8. Соответствие законодательству, а также нормам и пра­вилам надзорных органов. При разработке стандартов и других нормативных документов необходимо обеспечивать их соответ­ствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля.

Например, в основополагающий стандарт по Государственной системе стандартизации — ГОСТ Р 1.0—92, введенный 01.01.93, были внесены изменения в целях реализации норм Закона РФ «О стандартизации», принятого 10.07.93 и подвергшегося изменениям, внесенным Федеральным законом от 27.12.95.

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1998 гг. в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 взамен Правил по проведению сертификации в Российской Федера­ции от 16.02.94, были утверждены новые Правила от 10.05.00.

9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объек­тов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. По­этому стандартизация готовой продукции должна быть увяза­на со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стан­дартов на готовые изделия со стандартами на сборочные еди­ницы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также тех­нические средства, методы организации производства и спосо­бы контроля.

Рассмотренный принцип реализуется в программах комплек­сной стандартизации (см. с. 45 данной главы).

10. Объективность проверки требований. Стандарты долж­ны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

Объективная проверка требований к продукции осуществ­ляется, как правило, техническими средствами измерения (при­борами, методами химического анализа). Объективная провер­ка требований к услугам может осуществляться также с помо­щью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соот­ветствия, заключения надзорных органов.

Функции стандартизации.Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет опреде­ленные функции.

1. Функция упорядочения — преодоление неразумного много­образия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненуж­ное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упо­рядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами.

2. Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасно­сти потребителей продукции (услуг), изготовителей и государ­ства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функ­ции позволяет достигнуть целей 1—3, отмеченных выше (с. 31).

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченнос­тью материальных, энергетических, трудовых и природных ре­сурсов и заключается в установлении в НД обоснованных огра­ничений на расходование ресурсов.

4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаи­модействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппарат­ных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов пере­дачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление ба­рьеров в торговле и на содействие научно-техническому и эко­номическому сотрудничеству.

5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения цели 6). Например, от жесткости требований госу­дарственных стандартов к содержанию вредных веществ в пи­щевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно за­висит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. уровень цивилизации.

6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами — эта­лонами продукции, каталогами продукции как носителями цен­ной технической и управленческой информации. Ссылка в до­говоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия дого­вора (контракта).

7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в фор­ме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивает­ся, как правило, принудительными мерами (санкциями) эконо­мического, административного и уголовного характера.

Задачи стандартизации.Основными задачами стандартиза­ции являются:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— установление требований по совместимости (конструк­тивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

— согласование и увязка показателей и характеристик про­дукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и мате­риалов;

— унификация на основе установления и применения пара­метрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных состав­ных частей изделий;

— установление метрологических норм, правил, положений и требований;

— нормативно-техническое обеспечение контроля (испыта­ний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества про­дукции;

— установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкос­ти и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных тех­нологий;

— создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

— нормативное обеспечение межгосударственных и государ­ственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

— создание системы каталогизации для обеспечения потре­бителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

— содействие реализации законодательства Российской Фе­дерации методами и средствами стандартизации.