Эргономическое обеспечение


Информационно-логическая модель АСУ

Модель связана также с разнородной информацией. Для описания производства разработано 2 подхода:

1. Функционально-модульный.

2. Объектно-ориентированный.

 

Первый подход основан на принципе алгоритмической декомпозиции, с выделением элементов и их строгой упорядоченности. В основном этот подход поддерживается иерархической структурой данных.

Второй подход основан на декомпозиции системы, с описанием ее свойств. Этот подход позволяет избавиться от однонаправленности функционально-модульного, позволяя усложнить данные в одну из моделей, включая семантические сети. В объектно-ориентированном подходе также как в реляционной алгебре различают объект, под которым понимают множество предметов реального мира, снабженного определенными свойствами, характеристиками, атрибутами. Атрибуты – объекты (свойства), посредством которых можно задать правила описания свойств других объектов.

Экземпляр объекта – конкретный элемент множества или объекта.

Класс – множество предметов реального мира. Между классами, объектами и предметами определяются отношения, которые могут быть обобщением.

Такие отношения позволяют провести инкапсуляцию, полиморфизм, наследование, модель представления информации, функциональная спецификация, часть исходных данных системы, которые позволяют определить элементы системы.

 

Состав для определения объекта:

1. Имя типа.

2. Имя исходного компонента

3. Имя вида отношения

4. Имя типа

5. Имя связанного компонента.

 

Эргономика изучает взаимоотношение человека с техникой.

Будем разделять 2 направления:

Первое связано с обеспечением рабочего места, где рассматриваются вопросы климата, t, влажность, освещенность, наличие бликов и т.д.

Второе связано с экранными формами, как основной источник информации для работы

Экранная форма организуется по принципам психофизиологических свойств человека из которых выделяется:

1. Принцип чтения слева направо, сверху вниз.

Поэтому сканирование экрана начинается с левого верхнего угла и основная информация должна быть сосредоточена в верхнем левом квадрате. И та информация, которая меняется редко, менее важная сосредотачивается в правом нижнем квадрате. Такая же закономерность должна выполняться для интенсивности заполнения левого верхнего правого нижнего. Эти принципы были заложены при разработке экранных формах Microsoft Office. По смене кадров и частоте информации должно учитываться латентное время оператора. Это время между получением информации и ответной реакцией оператора. Оно индивидуально для каждого оператора и поэтому при разработке сменных кадров, предполагается возможность изменения V смены кадров.

2. Цветовая гамма.

Доказано, что самым оптимальным фоном является черный фон с белыми символами на этом фоне. В таком случае информационность экрана минимальная базовая информация поступает в символьном белом виде и загруженность зрения. Но обучение чтения с белой бумаги черными чернилами выработали определенные навыки, которые воспринимают определенный фон, как неестественный. Такой принцип используется при разработке различных систем. Наиболее оптимальный цвет для среднестатистического оператора: желтый-зеленый. Поэтому при использовании цветовой гаммы придерживаются цвета, как основного. Но разнообразие представления информации команд и выделения важности информации привели к тому, что используется достаточно большая цветовая гамма. Хотя с точки зрения эргономики использование больше 3-х цветов приводит к повышенной напряженности зрения. Поэтому рекомендуется при использовании больше, чем 3 количества цветов выбирать в качестве базового 2,3 такого типа, чтобы их частотные характеристики или цвета были отделены.

Цветовая гамма должна быть ограничена по яркости, выбирают мягкие тона и без яркой контрастности переходов. Цветовая гамма должна переходить плавно, без перескакиваний и желательно, чтобы переход соответствовал переходам цветов в радуге, за исключением тех заставок, которых требуют внимания оператора.

3. Звуковое оформление.

Выполнение команд, начало и завершение процесса, выполнение этого процесса или контроль правильности может сопровождаться звуковыми сигналами. Если оформлен в виде мелодии используют мало известные мелодические рисунки, без резких мажорных аккордов, не громкого уровня звучания и не слишком сложной оркестровки.

Рекомендуется экранные формы делать вложенными не выше 3-го уровня. При разработке «Меню» и команду управления в главном меню. Экономические требования к экранным формам важны для разработки АРМ для конкретных специалистов или ряда специалистов, связанных технологической цепочкой. АСУ – это системы, которые объединяют несколько АРМ.