Основная часть
Вводная часть
Основная часть
Вводная часть
Тема: “ ГОСПИТАЛЬНАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ В ПЕДИАТРИИ”.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Ассистент Герасименко Ю. К.
Цель лекции:ознакомить студентов II курса педиатрического факультета с принципами организации оказания госпитальной и неотложной помощи в педиатрии.
План (содержание, основные вопросы лекции):
Вступительное слово.
1. Стационарная медицинская помощь – цели и задачи, классификация стационаров.
2. Организация лечебно-профилактической помощи в педиатрическом отделении стационара, его основные задачи.
3. Структура и правила работы педиатрического отделения и приемного отделения.
4. Принципы соблюдения противоэпидемических мероприятий в педиатрическом стационаре.
5. Основные должностные обязанности врача – педиатра и основные показатели деятельности педиатрического стационара.
6. Понятие о высокотехнологичной медицинской помощи.
7. Неотложная помощь детям и ее виды и основные задачи, стоящие перед врачом, оказывающим неотложную помощь.
8. Организация неотложной помощи детям на стационарном этапе лечения.
9. Понятие о стандартах оказания медицинской помощи.
10. Современные проблемы оказания медицинской помощи детям и пути решения.
Заключение Заключительное слово.
СОДЕРЖАНИЕ
Педиатрическая помощь — вид медицинской помощи, оказываемой детям с момента рождения и до достижения ими возраста 14 лет включительно и внебольничную помощь школьникам независимо от возраста.
Стационарная медицинская помощь предоставляется детям в случае заболеваний, в том числе острых, обострения хронических заболеваний, отравлений, травм, а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям.
Детская больница оказывает лечебно-профилактическую помощь в стационаре детям до 14 лет. Задачами детской больницы являются: оказание лечебной помощи детям; проведение профилактической работы, повышение квалификации врачей и средних мед. работников.
Стационары делятся по профилю, по виду, объему и характеру оказываемой медицинской помощи и системе организации работы.
Основными структурными подразделениями стационара являются: приемное отделение, профилированные лечебные отделения, отделения специальных видов лечения, отдельные диагностические службы и др.
Педиатрическое отделение стационара имеет в своем составе палаты для размещения больных, кабинеты заведующего отделением и старшей медсестры, ординаторскую, сестринский пост, процедурный кабинет, кабинеты функциональной диагностики, столовую, помещение хозяйственного назначения и т.д.
Заведующий отделением осуществляет непосредственное руководство деятельностью медицинского персонала отделения и несет полную ответственность за качество и культуру медицинской помощи больным детям.
Непосредственную лечебно-диагностическую работу проводят врачи и медицинские сестры.
Организация работы стационаров осуществляется в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) к организациям, осуществляющим оказание медицинскую деятельность, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 18 мая 2010 года N 58. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидеми-ческому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляю-щих медицинскую деятельность.
Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии следующих документов:
1. Направление.
2. Подробная выписка из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и проведенных анализах в условиях поликлиники. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, о всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях.
3. Справка об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе.
4. Справка о проведенных прививках.
Приемное отделение стационара детской больницы должно быть боксировано (боксы должны составлять 3—4% от общего числа коек.
Должностные обязанности врача-педиатра стационара состоят в следующем
Оказывает квалифицированную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике.
Определяет тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами. Разрабатывает план обследования больного, уточняет объем и рациональные методы обследования пациента с целью получения в минимально короткие сроки полной и достоверной диагностической информации. На основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливает (или подтверждает) диагноз. В соответствии с установленными правилами и стандартами назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия.
Высокотехнологичная медицинская помощь (далее – ВМП) – комплекс лечебных и диагностических медицинских услуг, проводимых в условиях стационара с использованием сложных и (или) уникальных, обладающих значительной ресурсоемкостью медицинских технологий. ВМП предоставляется в соответствии со стандартами меди-цинской помощи, утвержденными приказами Минздравсоцразвития России для федеральных специализированных медицинских учреждений, оказывающих ВМП, и финансируется за счет средств федерального бюджета.
Неотложная помощь – вид медицинской помощи, оказываемой в экстренном порядке при развитии острых патологических состояний, угрожающих жизни или здоровью ребенка.
Перед врачом, оказывающим неотложную помощь, стоят основные следующие задачи
- Диагностика жизнеугрожающих состояний
- Оказание неотложной помощи, позволяющей стабилизировать состояние ребенка
- Принятие тактического решения о необходимости и месте госпитализации.
Служба реанимации и интенсивной терапии в педиатрии на данном этапе состоит из нескольких звеньев.
В педиатрических поликлиниках, яслях, детских садах и других подобных учреждениях организуются кабинеты для оказания неотложной помощи. В педиатрических отделениях и небольших стационарах нехирургического профиля целесообразно создание палаты реанимации и интенсивного ухода. Основным учреждением педиатрической службы реанимации и интенсивной терапии должно быть отделение реанимации и интенсивной терапии в многопрофильном педиатрическом стационаре с различными и в том числе отделениями хирургического профиля.
В педиатрическом отделении могут возникнуть ситуации когда ребенку необходимо оказание неотложной помощи при внезапном резком ухудшении состояния: коллапс, обморок, аспирация, остановка сердца, острая аллергическая реакция, шок и т. п. Для этого в манипуляционном кабинете отделения существует специальный набор средств (укладка) для оказания посиндромной терапии при неотложных состояниях и имеется специально выделенное место в манипуляционной, в котором хранятся препараты.
Стандарты медицинской помощи определяют тот необходимый объем, упорядоченную последовательность лечебно-диагностических мероприятий, перечень обязательных манипуляций и исследований, объем лекарственного обеспечения лечебно-диагностического процесса и требования к результатам лечения, которые должны быть обеспечены пациенту с конкретной, определенной стандартом, нозологической формой, синдромом или в конкретной клинической ситуации как при его обращении за получением медицинской помощи, гарантированной Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, так и при получении гражданином платной медицинской услуги.
Длительный экстенсивный путь развития здравоохранения на фоне недостаточного финансирования и ресурсного обеспечения привел к несоответствию структуры и мощности лечебно-профилактических учреждений потребностям населения в качественной медицинской помощи.
Основными направлениями совершенствования стационарной помощи детям в России должны стать следующие:
1. Внедрение экономически эффективных медицинских и управленческих технологий, в т.ч. стационарозамещающих;
2. Оптимальная организация оказания неотложной, хирургической и реанимационной помощи детям;
3. Максимальная концентрация дорогостоящего высокоточного оборудования и высокоспециализированных служб в пределах многопрофильного областного (республиканского) стационара;
5. Интенсификация медицинского процесса;
6. Этико-правовое регулирование деятельности стационаров;
7. Управление качеством медицинской помощи на всех этапах;
8. Разработка современных подходов к финансированию медицинских учреждений и расчету штатного состава медицинского персонала исходя из численности больных;
9. Обеспечение современных компьютерных технологий.
Заключение
Заключительное слово.
Вне зависимости от выбора специальности врач-педиатр должен посвятить себя охране здоровья ребенка, достичь высокого профессионального уровня, быть примером выдержки и достоинства, относиться к больному и его родственникам с уважением.