Создание массовой прессы.


Информационное агентство Associated Press

В мае 1848 года в США возникло информационное агентство Associated Press. Издатель крупнейшей массовой газеты Нью-Йорка «The New York Sun» Мозес Бич предложил редакторам других периодических изданий объединиться в совместное предприятие по сбору и обработке новостей, поступающих с фронтов Американо-мексиканской войны (1846-1848). На это предложение откликнулись газеты «The Journal of Commerce», «The New York Herald», «The Courier and Enquirer», «The New York Evening Express». В январе 1849 года к этим изданиям присоединилась газета «The New York Tribune».

Газеты разделили обязанности по сбору информации. В течение нескольких лет была налажена сеть корреспондентских пунктов агентства по штатам. Чтобы оперативно доставлять подписчикам новости из Европы, агентство купило пароход. Позднее, с изобретением телеграфа, необходимость в пароходном сообщении отпала.

Уже во второй половине XIX века Associated Press стало ведущим американским информационным агентством. Его журналисты умели добывать самую закрытую информацию. Так, например, в 1903 году журналист Associated Press Томсон вошел в доверие к лечащему врачу тяжело больного Папы Римского Льва XIII. Когда Папа умер, врач тут же сообщил эту грустную новость Томсону. От него мир узнал о смерти понтифика всего через час. С давних времен сложился ритуал, что эту информацию должны были официально сообщать в полдень следующего дня после кончины Папы дня.

Дешевая газета родилась в США раньше, чем в Европе. Первая массовая газета «The Daily Evening Transcript» («Ежедневная вечерняя копия») выходила с 24 июля 1830 года в Бостоне всего за 1 цент. Через месяц главный редактор Линдон Уолтер был вынужден закрыть ее из-за финансовых трудностей. Когда газета вернулась, она уже могла конкурировать с вновь возникшими газетами. После смерти Уолтера в 1842 главным редактором стала его сестра Линда Уолтер (1815-1847). Она была первой в США женщиной редактором газеты.

Настоящая история регулярной массовой прессы в США начинается с 1833 года. Бенжамин Генри Дей (1810-1889) основал первую в Нью-Йорке дешевую газету «The New York Sun» («Нью-Йоркское солнце») с характерным девизом «Оно (солнце) светит для всех». Номер стоил всего один цент, в то время как другие газеты стоили 6 центов. Издержки на производство покрывались за счет широкой публикации объявлений, треть газетного номера отводилась под объявления. Впервые в истории американской журналистики газета распространялась в розницу, а не по подписке. Для этого Дей нанял мальчишек-распространителей (newsboys), которые продавали газету на улицах.

На первой полосе печатались объявления, которые Дей брал из других газет. Основное содержание газеты составляли городские новости о судебных процессах, самоубийствах, пожарах, грабежах. «Сан» публиковала подробные репортажи с места преступления, сенсационные материалы. Политической информации отводилось весьма скромное место. Газета ориентировалась на широкую читательскую аудиторию: клерков, лавочников, парикмахеров, извозчиков. «Сан» отличал простой стиль, короткие фразы. Чтобы газету было удобно читать в любой обстановке, Дей придумал новый уменьшенный формат – 20Ч30 сантиметров, все остальные газеты издавались форматом 60Ч90 сантиметров.

В погоне за читателями Дей сочинял новости, устраивал различные мистификации. Например, в 1835 году он опубликовал на первой полосе газеты сенсационный репортаж об открытии жизни на Луне. Героем репортажа стал реальный человек – известный английский астроном Джон Гершель, который действительно изучал Луну в обсерватории на юге Африки. Дей от имени астронома красочно описал «человекообразных существ ростом 4 фута, с телами, покрытыми рыжей шерстью, и с перепончатыми крыльями, как у летучих мышей». Гершель делился «впечатлениями»: «Когда мы разглядывали их, было отчетливо видно, как эти существа беседуют друг с другом». Этот номер дошел до Англии, оттуда пришло официальное опровержение. Подобные недочеты в работе не смущали Дея, самое главное тираж газеты рос. В конце 1833 года тираж составлял 5 тысяч экземпляров, в 1835 – 19 тысяч, в 1837 году - 30 тысяч. В 1837 году газету за 40 тысяч долларов купил Мозес Бич, сводный брат Дея. Он продолжил редакционную политику Дея. Сам Дей в 1842 году основал еженедельник «Brother Jonathan» («Брат Джонатан») – первое иллюстрированное периодическое издание США, имел большой успех у читателей.

Заслугой Дея перед журналистикой было то, что, задумывая газету или журнал, он глубоко изучал потенциальную целевую аудиторию, потребности своих читателей, их образ жизни и мышления, рынок печатной продукции. В результате Дей выработал принципы, которые легли в основу всей массовой прессы США.

На ту же аудиторию, что и «Сан» претендовала другая дешевая ежедневная газета «The New York Herald» («Нью-Йоркский вестник»), основана в 1835 (по данным Г.В. Прутцкова), в 1841 (по данным В.П. Трыкова). Ее основатель и главный редактор Джеймс Гордон Беннет (1795-1872) основал газету, имея всего 500 долларов. Беннет искренне верил в высокую, почти религиозную миссию журналистики. Он говорил: «Газета может выступить руководителем в важных сферах человеческой мысли и цивилизации. Она может вознести больше душ в рай и спасти от ада, чем все церкви Нью-Йорка». Главный принцип газеты «сообщать как можно скорее все новое и интересное, не жалея никаких издержек». В ней отсутствовали запретные темы для публикации.

«Нью-Йоркский вестник» был разнообразнее «Сана» по материалам и жанрам, оперативнее в подаче материала. Именно Беннет впервые в американской журналистике ввел в своем издании регулярную страницу для женщин, давал советы влюбленным. На его страницах печатались политические эссе, проповеди, иностранные новости, военные репортажи, отчеты об экспедициях в экзотические страны.

Именно в «Нью-Йоркском вестнике» родился жанр репортажа. В 1871 году Беннет посылает своего сотрудника Стенли на поиски пропавшей научной экспедиции Ливингстона. Газета регулярно печатала репортажи Стенли о ходе поисков. Значительное место в газетном номере занимали рекламные объявления. Беннет стал первым публиковать биржевые новости. Он был основателем жанра интервью.

 

Движение «разгребателей грязи».

В начале XX века в США возникает движение «разгребателей грязи» - журналистов, специализировавшихся на критике коррупции в аппарате власти, в различных концернах, трестах и монополиях, на железных дорогах.

Понятие разгребатели грязи появилось после серии публикаций в 1900-1902 годах в журнале «McClure's Magazine» («Журнал МакКлюра»). Это был цикл разоблачительных статей журналистки Айды Марианны Тарбелл (1857-1944) о нефтяной компании Рокфеллера Standard Oil. Эффект от этих публикаций был, по свидетельству современников, подобен взрыву бомбы. Тираж «McClure's Magazine» поднялся до 350 тысяч экземпляров. Президент США Теодор Рузвельт (1858-1919), недовольный разразившимся громким скандалом, назвал таких журналистов, как Айду Тарбелл, макрейкерами – «разгребателями грязи», «копающиеся в навозе», «любители грязных сплетен». Сами разоблачители восприняли такую характеристику их деятельности одобрительно.

Разгребатели грязи создали серию еженедельных журналов. Среди них выделялись «American Magazine» («Американский журнал»), «Cosmopolitan Magazine» («Космополитический журнал»). Там работали такие известные журналисты, как Джозеф Линкольн Стеффенс (1866-1936), Эптон Билл Синклер (1878-1968), Дэвид Грэхем Филипс (1867-1911), Айда Тарбелл. Сложилась традиция помещать на страницах этих периодических изданий хотя бы один критический, разоблачительный материал.

Разоблачения «разгребателей грязи» доходили до самых вершин власти. Например, Стеффенс в своих статьях пришел к выводу, что методы и цели коррупционеров в провинции и в руководстве страной одинаковы. Как пишет исследователь М.В. Тлостанова: «подобное «открытие» было шоком не только для самого Стеффенса, но и для его читателей. Так, бывший президент США, Гровер Кливленд, даже пригласил Стеффенса для беседы и сказал, что не может заставить себя поверить в факты, изложенные в его статьях, хотя умом и понимает, что все это - правда».

Со страниц массовых журналов разоблачались преступные методы формирования многих крупных состояний в США – Оман, подкуп властей, убийства и запугивание конкурентов, ограбление работников. Последствием публикаций стала активизация общественного движения за совершенствование трудового законодательства. Особое внимание уделялось разоблачению действий крупных компаний, обманывающих потребителей – мясных трестов, железнодорожных компаний, страховых учреждений. В публикациях журнала «Cosmopolitan» поднималась тема детского труда. Характеристика жутких условий, в которых работали дети, стала толчком к работе общественных групп, выступавших за законодательный запрет детского труда. Под их давлением в конгресс был направлен соответствующий законопроект.

Основные принципы «разгребателей грязи» – объективность, принципиальность, критическое отношение к власти, легли в основу нового журнализма. Для лучших текстов «разгребателей грязи» была характерна тщательная работа над фактической основой разоблачений. Скрупулезный поиск, анализ и проверка, документирование фактов были обязательными. Они стремились утверждать своим творчеством строгие этические нормы в журналистике. Они дистанцировались от беспринципной практики «желтого журнализма».

Спад активности «разгребателей грязи» наступил после финансового кризиса 1911 года, ударившего по массовым журналам.«McClure's Magazine» был закрыт, другие журналы изменили профиль. «Cosmopolitan Magazine» Хёрст переделал в женский журнал, каким он остается и по сей день. После первой мировой войны разоблачительная журналистика оказалась вытесненной на страницы небольших левых и радикальных журналов.

Движение «разгребателей грязи» в США способствовало становлению расследующего, разоблачительного направление в современной журналистике. Сейчас по традиции макрейкерами называют журналистов, занимающихся расследованиями и разоблачениями. С. Херша, рассказавшего о массовом уничтожении мирных жителей в деревне Майлай во время вьетнамской войны. Р. Карсон – автора расследований о губительном влиянии химиката ДДТ на окружающую среду. Под влиянием этого журналистского расследования формируется экологическое движение в США.

Выдающимся представителем современной европейской разоблачительной журналистики является немецкий публицист Гюнтер Вальрафф.

В 80-90-е годы движение «разгребателей грязи» получило развитие в странах Латинской Америки. Декларируемый переход к демократии сопровождался широкомасштабной коррупцией и расхищением национальных ресурсов. С 1991 года бразильская газета «Jornal de Brasil» начала компанию по разоблачению злоупотреблений высших чинов государства. Репортер газеты М. Роша проник через компьютерную сеть в базу данных бразильского министерства финансов. Он обнаружил, что деньги, выделенные на благотворительность, были потрачены на выплаты многочисленным родственникам жены президента Ф. Коллора. Газета вскрыла также крупные злоупотребления самого президента. Разоблачение коррупции в президентском окружении продолжил журнал «Veja» («Смотри»). В результате журналистских расследований Коллор был отстранен от власти.

Редактор панамской газеты «La Prensa» Г. Горрити выявил связь между президентом страны Э. Персеом Валладаресом и колумбийскими торговцами наркотиками. Они финансировали избирательную компанию президента в обмен на его попустительство.

Современные «разгребатели грязи» активно осваивают компьютерные технологии сбора и анализа информации. Они позволяют добиться высокой результативности в разоблачении злоупотреблений и преступной деятельности чиновников.