Английские журналы XVIII века.


Первыми «полноценными» европейскими журналами приянто считать 2 английских журнала – «Тэтлер» («Болтун») и «Спектэйтор» («Зритель»). «Болтун» был основан в 1709 г. Ричардом Стилом (1672-1729). «Зритель» был его совместным проектом с Джозефом Аддисоном (1672-1719). Оба журнала просуществовали недолго (3 года), но оставили глубокий след в европейской журналистике.

«Болтун» и «Зритель» были образцами просветительской, нравоописательной журналистики. Политика занимала в них весьма скромное место. Основное внимание было сосредоточено на вопросах литературы, философии, морали. Стилл и Аддисон разделяли взгляды Дж. Локка о воспитательной функции литературы. Аддисон признавался, что цель его журнала не только в «развлечении», но и в «совершенствовании страны». Основные жанры журналов: нравоописательный очерк, юмористический портрет, остроумная психологическая характеристика, информационная заметка о новостях культурной жизни, заранее написанные и заготовленные «письма в редакцию». Особенно значителен вклад Стила и Аддисона в развитие эссеистики.

Эссе на литературную, философскую, политическую, этическую или бытовую тему было «гвоздем» каждого номера. Авторами эссе были Стил и Аддисон. Другие заметки и материалы, чаще всего анонимные, поручались немногочисленным сотрудникам журналов. Стил и Аддисон умели живо, остроумно, увлекательно говорить о серьезных проблемах, вывести разговор о незначительных казалось предметах на уровень философского обобщения. Журналы Стила и Аддисона почти никогда не нападали на личности, но высмеивали нравы и институты современного английского общества.

«Болтун» и «Зритель» адресовались образованной публике, интересовавшейся серьезными проблемами современной общественной и культурной жизни. Примечательно, что в каждом номере под названием журнала был напечатан латинский эпиграф (обычно цитата из какого-нибудь античного классика). Но «образованная публика» это не только и не столько интеллектуальная элита, ученые и мыслители, но и представители среднего класса. Аддисон заявлял, что его журнал ставил своей целью вывести философию из тиши кабинетов и библиотек, университетов и заставить ее поселиться в клубах, собраниях, кофейнях. «Зритель» отличался сдержанным и доброжелательным тоном, культивировал позицию беспристрастного зрителя, объективного наблюдателя, стороннего созерцателя событий и нравов.

«Болтун» и «Зритель» имели огромный успех. Ежедневный тираж «Зрителя» доходил до 3-4 тысяч экземпляров. Журналам подражали, в Англии появились многочисленные издания со сходными названиями: «Северный болтун», «Болтушка», «Ворчун», «Шептун», «Всеобщий зритель» и т.д. В XVIII в. оба журнала были многократно переизданы в виде отдельных книг и переведены на многие европейские языки. «Зритель» был широко известен за пределами Англии, в том числе и в России. Он оказал влияние на А.П. Сумарокова, Н.И. Новикова и др., И.А. Крылов воспроизвел в своем журнале «Зритель» (1792) название английского предшественника.

Другая модель журнала была предложена английским издателем Эдвардом Кейвом (1691-1754), основавшем в 1731 г. ежемесячный журнал «Журнал джентльмена». Журналу-эссе Кейв противопоставил журнал-хранилище «всякой всячины», журнал-панораму.

Здесь впервые в названии периодического издания было использовано слово «мэгэзин», восходящее к французскому слову «magasin» - «склад, хранилище». «Журнал джентльмена» отличался установкой на разнообразие материалов, информации и рубрик. Журнал содержал публикации научного характера, политическая хроника, рецензии на музыкальные произведения, некрологи, а также сообщения о новостях светской жизни, свадьбах, приемах, природных явлениях и т.д. Кейв первым, несмотря на запрет, стал печатать отчеты о парламентских сессиях. Правда, он не называл имен депутатов-ораторов и лишь после окончания сессии.

Значительное место в журнале отводилось литературной критике, печатались биографические очерки, беллетристика. «Журнал джентльмена» был прототипом литературно-художественных журналов. Журнал был довольно успешен и просуществовал до 1914 г.

Английская журналистика в XVIII столетии была одной из ведущих журналистик мира. Она собрала серьезные творческие силы, откликалась на самые актуальные проблемы европейского развития. Успешно разрабатывала жанры памфлета, эссе. Стремилась к объективности и полноте освещения фактов.