Древний Рим.


Рим – наследник великой культуры Древней Греции, ее демократических традиций. Рим, как и Эллада, не знал института цензуры, хотя слово «цензор» восходит к латинскому «censor» - «оценщик». Цензором в Древнем Риме называли выборного чиновника, который каждые пять лет проводил перепись граждан. Он имел право, оценив их деловые и моральные качества, корректировать списки всадников и сенаторов. Он мог вычеркивать из списка недостойных и включать туда новые имена.

Демократическое устройство античного общества породило свободу слова и право на свободомыслие. В народном собрании, в Сенате ораторы свободно выражали свои мнения по важнейшим вопросам общественно-политической жизни. Литературные произведения не подвергались предварительной цензуре. Однако терпимость к чужому мнению не исключала сурового наказания для тех, кто нарушал нормы полисной этики. Так, например, Протагор в книге «О богах» усомнился в существовании богов, за что был изгнан из Афин. По мнению Дж. Мильтона, в античности только два вида сочинений находились под контролем власти: клеветнические и те, в которых попирались религиозные чувства и представления древних греков и римлян. Однако, это не совсем так. Овидия за эротические стихотворения и поэмы по приказу императора Августа сослали на берег Черного моря. Это свидетельствует о том, что табу налагалось на более широкий круг произведений. Бесспорно одно: в античности не существовало предварительной цензуры. Трактат Протагора сожгли по решению ареопага, а книги Овидия были изъяты из публичных библиотек уже после их опубликования.

В Древнем Риме до середины IV составлялись анналы (от лат. «anno» - «год») – ежегодные рукописные перечни-хроники важнейших событий официальной жизни. Изложение событий велось в строго хронологическом порядке – деловито, лаконично, сухо. В отличие от греческих историков, стремившихся дать свое объяснение происшедшему, римские хронисты ограничивались лишь констатацией фактов. В анналах сохранились имена высших римских чиновников, сообщения о солнечных и лунных затмениях, о войнах, повышениях цен, знамениях и т.д. Анналы записывали на беленых табличках, которые ежегодно выставляли в доме верховного жреца, великого понтифика. К нему могли приходить все граждане, чтобы познакомиться с записями.

Когда Рим захватил новые территории, возникла необходимость распространять информацию по провинциям. Канадский исследователь Гарольд Иннис в книге «Империя и средства коммуникации» (1950) утверждал, что социальные и властные структуры Римской империи формировались под влиянием письменности. Рим стал империей, когда письменное слово, контролируемое элитой, оказалось основным способом общения власти с народом. Благодаря письменности представители элиты смогли управлять из центра страны огромными территориями и тем самым способствовать расцвету императорской власти.

Еще при Юлии Цезаре (100-44 до н.э.) ежедневно стали выходить рукописные бюллетени «Acta senatus» («Сенатские ведомости») и «Acta diurna»(«Ежедневные ведомости»). «Acta senatus» были своего рода официальным периодическим изданием, содержавшим протоколы заседаний Сената. Они просуществовали до I века нашей эры, пока раздраженный нападками сенаторов на него, и на его, семью император Тиберий не запретил их. Это был первый в истории репрессивный акт в отношении периодических изданий. В «Acta diurna» записывалась не только официальная информация, но и весьма разнообразные сведения, которые отражали повседневную жизнь римлян и могли вызвать интерес у читателей (казни, несчастные случаи, военные события, похороны, чудеса, городские объявления и т.д.). «Acta diurna» не только вывешивались, но и продавались. В период империи их содержание стало беднее и однообразнее: они превратились в придворную хронику. Иногда императоры использовали «Acta diurna» в пропагандистских целях.

Диурнарии – так называли в Риме тех, кто собирал и записывал информацию для «Acta diurna» - далекие предшественники нынешних журналистов. Падение Рима в V веке нашей эры привело к исчезновению рукописных прообразов газет. Но память о них сохранилась в языке.

Слово «журналистика» этимологически восходит к латинскому «jiurnal» - «дневной», того же корня французские слова «jour» - «день», «journal» - первоначально «дневник», а затем «газета».

Рим унаследовал от Древней Греции традицию ораторского красноречия. Некоторые произведения ораторской прозы содержали отклик на актуальные события общественной жизни и являлись образцами ранней публицистики. Так, в своих «Речах против Катилины» римский писатель, общественный деятель и блестящий оратор Цицерон (106-43 до н.э.) выступил с разоблачением заговора, организованного его политическим противником, римским патрицием Катилиной. Цицерон воздействовал на слушателей, используя разные приемы: афоризмы, остроумные сентенции, броские концовки фраз, нагнетание вопросительных и восклицательных конструкций. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями, как, например, знаменитое выражение: «O tempora! O mores!» («О времена! О нравы!») из «Первой речи против Катилины».

Античность создала средства коммуникации, которые в измененном и усовершенствованном виде существуют и в современном медийном пространстве: алфавит, книга, собрания, на которых произносятся речи и принимаются важные решения, регулярно публикующиеся записи важнейших событий. Все это пришло к нам из общественно-политической и повседневной жизни древних. В античной культуре – истоки современной публицистики. Античное красноречие, античная историография, летописи, хроники подготовили появление европейской публицистики. Само ее название восходит к латинскому «publicus» - «общественный».