Е.А. АНДРЕЕВА, Н.Д. СЕРЕДА


Российская империя: выбор пути

В период с конца XVIII до середины XIX вв. в европейских государствах окончательно утверждаются индустриальные (капиталистические) общества, ведущее место в их развитии занимают машинные технологии и техника. Чем определяется экономическое благополучие, рост военного потенциала, установление международного статуса этих обществ. Определяющую роль в культуре играет научная рациональность, приоритет в науке получают естествознание и технические дисциплины. В результате происходит формирование слоя специалистов, занятых обслуживанием производства. В результате победы Великой французской революции, целой серии революций XIX в. (в Испании, Бельгии, Франции, Австро-Венгрии, Германии) в Европе устанавливаются или конституционные монархии, или республики, утверждаются демократические свободы.

На этом фоне отставание самодержавно-крепостнической России все более прогрессировало, что грозило ей не только накапливанием внутренних проблем, но и потерей статуса великой европейской державы, падением ее авторитета в международном сообществе. Основным содержанием внутренней политики России XIX века явились попытки преобразования российского общества, поскольку полностью исчерпали себя резервы, заложенные реформами Петра Великого. Объективное развитие России требовало модернизации страны, решения самых наболевших вопросов - ограничения самодержавия и отмены крепостного права.

Правление Александра I : борьба либеральной и консервативной тенденций

Император Александр I (1801 - 1825 гг.) не мог не считаться с духом времени, влиянием идей Великой Французской революции, он первым в России XIX столетия пробовал свои силы в поисках ответов на возможности усиления европейского влияния на развитие экономических и социальных процессов в России. Начало его царствования были эпохой обновления и либеральных реформ. Александр I восстановил действие Жалованных грамот дворянству и городам, ликвидировал Тайную экспедицию Сената, объявил частичную амнистию, снял ограничения на въезд и выезд из страны, на торговлю с Англией и т.п. Под председательством императора был учрежден негласный комитет, задачей которого было рассмотрение общего плана государственных преобразований. В комитет вошли единомышленники Александра I: князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, граф Н.Н. Новосильцев, разделявшие обширные надежды и замыслы царя. На заседаниях комитета в 1801 - 1805 гг. обсуждался род проекта Конституции с определением “атрибутов верховной власти”, ее обязанностей, прав подданных и четырех государственных сословий. Особое значение придавалось обсуждению вариантов освобождения крестьян, при этом было решено придерживаться принципа постепенности.

В первый же год царствования Александра I была запрещена передача населенных крестьянами государственных земель частным владельцам, продажа крепостных крестьян без земли. Указ от 12 декабря 1801 г. разрешил всем свободным людям приобретать в собственность незаселенные земли, тем самым лишив дворян многовековой монополии владения сельскохозяйственными угодьями. Закон “о вольных хлебопашцах” (февраль 1803 г.) позволил помещикам отпускать на волю за выкуп своих крестьян или общины с землей. Таким образом, был заложен способ массового прекращения крепостного состояния крестьян по инициативе помещиков, представлявший поворот к развитию буржуазных отношений в деревне. Вольные хлебопашцы вместе с прежними однодворцами образовали бы ядро нового среднего сельского сословия лично свободных крестьян. Однако помещики не спешили воспользоваться этим предложением власти, за годы царствования Александра I вольными стали только менее полупроцента всего крепостного населения России. В 1804 - 1805 гг. начинается первый этап аграрной реформы в Прибалтике (отмена крепостного права).

В 1802 г. устаревшие петровские коллегии были заменены современной европейской формой - министерствами, учреждался Комитет министров для совместного обсуждения дел государственного управления. Министерства сыграли важную роль в упорядочении и централизации бюрократической системы, на которую опиралось самодержавие. Сенат получил статус высшего судебно-административного органа. В 1803 г. была проведена реформа народного просвещения, создавшая новую структуру и систему управления для его среднего звена.

К осени 1809 г. М.М. Сперанский подготовил проект конституционных преобразований российского самодержавия. В основе предложенной реформы лежал принцип разделения властей: законодательнаявласть концентрировалась в Государственной думе,исполнительная - в министерствах, судебная - в Сенате. Структура государственного управления связывалась с императором через Государственный совет, Государственную канцелярию, Госсекретаря. Первое заседание Госсовета состоялось 1 января 1810 г. Созыв Государственной думы не состоялся.

В 1812 г. армии Наполеона вторглись в Россию. Война с Францией была провозглашена Отечественной и привела к небывалому патриотическому подъему в обществе. Армия и народ шли на любые жертвы во имя победы. Всенародное сопротивление врагу обеспечило победу России в войне. Росту престижа и роли страны на международной арене способствовали заграничные походы 1813 - 1814 гг. Александр I становится одним из инициаторов создания Священного союза, объединившего европейских монархов с целью поддержания политической стабильности, защиты монархии. Правительство же, в 1815 - 1825 гг. идет на усиление консервативно-охранительных начал в государстве. Крестьянство России не получает ожидаемой свободы; интеллигенция и прогрессивно настроенное дворянство не дождались конституции.

После Отечественной войны 1812 г. русское общество испытывает необыкновенное политическое и нравственное возбуждение, растет число сторонников преобразований среди дворянства.

Проведение правительственных реформ после войны было перенесено в западные губернии страны. Так, в мае 1815 г. была дарована Конституция Польше, Сейм и конституционное устройство действовали вФинляндии. В 1816 - 1819 гг. царь подписал положения об отмене крепостного состояния крестьян вПрибалтике.

Разработка реформ непосредственно для России проводилась в условиях строжайшей секретности. В начале 1819 г. Н.Н. Новосильцев подготовил проект Конституции - “Уставную грамоту Российской империи”. В проект вошли положения о представительных органах, о разделении властей, равенстве всех граждан перед законом, были строго очерчены границы власти императора, государственное устройство базировалось на принципе федеративности. “Грамота” не была обнародована. Подобная судьба постигла и новые проекты крестьянской реформы, разработанные Н.С. Мордвиновым, А.А. Аракчеевым, Д.А. Гурьевым, Е.Ф. Канкриным.

Реформаторский пыл императора ослабевает. В этот период первое место в окружении государя занимаетА.А. Аракчеев, с именем которого связаны жестокие меры против народных движений, введение военных поселений, создание системы тайной полиции, реакция в области просвещения. Самодержавие, отойдя от реформ, избирает путь реакции.

По каким же причинам не состоялась первая в России XIX столетии “революция сверху”? Все попытки преобразований Александра I столкнулись с могучей оппозицией со стороны дворянства и бюрократического аппарата. Александр I не увидел тех сил, на которые можно было опереться, осуществляя преобразования. Оторванность верховной власти даже от дворянства не позволила императору увидеть потенциальных союзников в проведении реформ и привели его к заключению, чтопреобразования в России “некем взять”. Реформы не состоялись и в силу российской небуржуазности и слабости третьего сословия. Тем не менее, в итоге преобразовательной деятельности первых двух десятилетий XIX столетия были сформулированы конституционные принципы государственного устройства, нашедшие воплощение в реформах последующих лет.

Правление Николая I : политика консерватизма

Николай I (1825 - 1855 гг.) царствовал в более сложной внутриполитической обстановке. Подавив восстание декабристов, первых в России выступивших в качестве политической оппозиции самодержавию, новый император, принципиально отказался от кардинальныхреформ государственного строя, задумал и отчасти осуществил ряд преобразованийпо “усовершенствованию” системы управления путем ещебольшей ее бюрократизации. Правительство идет на значительное численное увеличение армии чиновников, к середине XIX века их насчитывалось в стране до ста тысяч человек (тогда как в середине XVIII века было 16 тыс.). Николай I широко использует назначения на гражданские должности высших военных чинов. Эти меры приводят лишь к росту взяточничества, казнокрадства, некомпетентности, бесконтрольности чиновничества, а не к усилению дисциплины и порядка. В июле 1826 года было создано III отделение “собственной его Императорского величества канцелярии”. Оно включало в себя управление тайной полиции, жандармский корпус, систему тайных агентовТем самым начал создаваться принципиальноновый карательный аппарат империи, и был избран путь ее дальнейшего развития.

Под руководством М.М. Сперанского велись кодификационные работы по приведению в систему российского законодательства.В 1830 году вышло в свет “Полное собрание законов Российской империи”, затем - “Свод законов Российской империи”, состоявший только из действующих законов.

Начиная с 1826 г. создается ряд секретных комитетов для подготовки проектов по улучшению положения крестьянства. В их работе участвовали П.Д.Киселев, И.В. Васильчиков, М.М.Сперанский, Е.Ф.Канкрин. В 1835 г. был выработан план постепенной ликвидации крепостного права при сохранении экономических и политических привилегий дворян. Намечалось сблизить положение помещичьих крестьян с государственными. В 1837 - 1841 гг. велись работы по реализации программы “попечительства над государственными крестьянами. В 1842 г. был издан указ об “обязанных крестьянах”, в соответствии с которым при согласии помещика крестьяне могли получить личные права, в том числе право наследственного держания земли. Но за годы царствования Николая I только 24 тысячи крестьян перешли в разряд “обязанных”.

Большая часть подготовленных проектов не получила одобрения императора, считавшего, что условия для освобождения крестьян еще не созрели. В период 1831 - 1845 гг. выходит ряд указов, направленных на упрочение положения дворянства.

Был принят новый цензурный устав, прозванный“чугунным”, проведены реакционные меры в области просвещения: запрещалось критиковатьв печатных издательствах правительство, порицать монархическую форму правления, правила религии, говорить о государственных преобразованиях, отступать от официальной философии, истории и т.д.

Логическим завершением избранного Николаем I политики стала выработка идеологии, основанной на теории официальной народности, автором которой был министр просвещения С.С. Уваров. Суть теории заключалась в обосновании самобытности российского развития, основанной на формуле “православие, самодержавие, народность”. Незыблемость и единство этих трех начал провозглашались необходимыми для процветания России.

Николай I строит внутреннюю политику страны на основании усиления личного контроля монарха за работой государственного аппарата, стремится к предельной централизации управления империей, увеличивает численность бюрократического аппарата и усиливает роль репрессивных органов. В годы царствования императора Николая I сохраняется незыблемость самодержавия, помещичьего землевладения и крепостного права, что привело к консервации и накоплению проблем в развитии страны.

Правление Александра II: время преобразований

Временем важных и глубоких преобразований, существенно изменивших государственное устройство империи, стимулировавших экономическое развитие страны, повлиявших на эволюцию ее социальной структуры, стало правлениеАлександра II (1855 - 1881 гг.)

Экономическое и социально-политическое отставание России от передовых европейских государств подтвердило жестокое поражение вКрымской войне 1853 - 1856 гг. Внутри самой империи росли социальная и политическая нестабильность, желание перемен.

Но выбор Россией путей дальнейшего развития в условиях самодержавия зависел в первую очередь от воли императора и политической борьбы “на самом верху”. Александр II, на счастье России, был умным, либерально настроенным монархом. Однако сущность, темпы и масштабы реформ “регулировала” постоянная борьба в окружении Александра II между его сторонниками (великий князь Константин Николаевич, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, П.А. Валуев, А.В. Головин, М.Х. Рейтерн) и противниками В.А. Долгоруков, П.А. Шувалов, В.Н. Панин).

О попытке консолидации правительства и либерально настроенной части общества свидетельствует основание в 1857 - 1858 гг. губернских комитетов для “выработки проекта об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян”. В 1859 г. учреждаются две Редакционных комиссии,готовившие проекты Положения об отмене крепостного права. Задачей комиссии было примирить интересы государства, помещиков и крестьян, однако расклад политических сил привел к тому, что большинство вопросов было решено в пользу помещиков.

Итоговые документы - Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”- были подписаны Александром II 19 февраля 1861 года. Около 23 миллионов крестьян получили личную свободу и ряд гражданских прав (заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения, выступать в суде, переходить в другие сословия). Помещики обязывались выделить крестьянам участки земли в бессрочное постоянное пользование.

Ликвидация крепостного права явилась наиболее радикальным преобразованием социально-экономической системы России, открыла дорогу буржуазному развитию страны, повлекла за собой реформы во всех сферах российского общества.

Однако реформе были присущи внутренняя противоречивость и незавершенность. К примеру, крестьяне получили земли меньше, чем обрабатывали до 1861 г., часть их (так называемые “отрезки”) отошла помещикам. Бывшие крепостные считались временно обязанными до тех пор, пока они не выкупят выделенные им наделы, должны были платить помещику оброк. Право собственности на землю получила крестьянская община, распределявшая наделы между дворами, продажа наделов запрещалась, переход их к крестьянам предполагался лишь через 9 лет. Выкупные платежи крестьян были рассчитаны на 49 лет, в то время как помещикам из казны сразу же выплачивалось 75 - 80 % стоимости земли. Недовольство крестьян выразилось в массовых волнениях, охвативших 42 губернии, при этом почти половина из 1889 крестьянских выступлений в 1861 г. была подавлена с помощью войск.

Отмена крепостного права поставила перед властью новые проблемы: многие административные учреждения и правовые нормы устарели в один день - 19 февраля 1861 г. Следовало незамедлительно продолжить модернизацию, привести государственное устройство в соответствие с новым социальным порядком. Задуманные Александром II дальнейшие преобразования должны были охватить все основные сферы жизни общества: социально-экономическую (финансовая реформа), политическую (земская, судебная, городская, военная реформы), культурную (реформы образования, университетов, цензуры и печати).

В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала реформа местного самоуправления - земская (1864 г.). Органы местного самоуправления в губерниях и уездах были всесословными выборными учреждениями, в компетенцию которых входило распределение государственных и утверждение местных налогов, здравоохранение, образование, статистика и хозяйство на местах. Однако земства лишались законодательной инициативы.В 1870 году было реорганизовано и городское самоуправление: создавались всесословные выборные учреждения - городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган).

Одним из наиболее продуманных и последовательных преобразований стала реформа судопроизводства (1864 г.), приблизившая российское правосудие к лучшим европейским образцам. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной; суд строился на принципах независимости его от администрации, бессословности, равенства сторон перед законом, гласности и состязательности судебного процесса. Вводились два вида судов: мировые (судья избирался уездными земскими собраниями) и общие (судьи назначались царем), рассматривающие серьезные гражданские и уголовные дела (последние - с участием присяжных заседателей). Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и подчинялась высшему судебному органу - Сенату.

Серьезные изменения затронули и армию. Возглавляющий с 1861 года военное министерство Д.А. Милютин начал планомерную работу по ее реорганизации, учитывая общегражданское значение этих преобразований. Была осуществленареформа системы военного управления, затем произведено сокращение численности армии (за 1864 - 1867 гг. - примерно в полтора раза). В 1865 г. началасьвоенно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса; перестало употребляться варварское наказание шпицрутенами.

Важнейшим элементом военной реформы сталоизменение принципа формирования армии: вместо рекрутского набора вводилась всесословная воинская повинность мужского населения по достижении 21 года, что позволило значительным образом сократить сроки службы (для солдат - до 6 лет, для матросов - до 7 лет). Была расширена сеть военных училищ, принцип приема в них изменен на всесословный. Постоянно совершенствовалась военная теория, высокими темпами шло перевооружение и техническое оснащение армии, улучшались быт и просвещение солдат.

Решению стоящих перед Россией задач в области развития общественной жизни и формирования гражданского общества содействовали и университетская, школьная, цензурная реформы.

Так, началось создание массового начального образования в стране, были учреждены семилетние гимназии для девушек и т.п. Высшим учебным заведениям была предоставлена административная автономия (выборность ректора и деканов, самостоятельное формирование учебных программ и т.д.), создавались новые вузы, в том числе высшие женские курсы.

“Временные правила по делам печати” (1865 г.) отменяли предварительную цензуру для правительственных, научных изданий, ряда журналов, оставив за цензурой право через суд закрывать органы печати в случае нарушения ими правил.

Время преобразований 60-х - 70-х годов XIX в. справедливо получило определение “эпохи великих реформ”, однако реформаторы не вполне были готовы к радикальным политическим преобразованиям в империи, опасались дестабилизации общества.

В результате представительные учреждения были основаны только на местном уровне (идея либералов о созыве Земской думы не была поддержана царем). Политические права земств были не велики, а их деятельность контролировалась губернаторами и министерством внутренних дел, обладавшими правом отменять их распоряжения. Суду присяжных не подлежали политические дела, особое совещание при министре внутренних дел активно использовало административную ссылку без суда в отношении подозреваемых в антиправительственной деятельности. Роль своеобразного “социального ценза” для учащихся в гимназиях и вузах с успехом выполняла плата за обучение.

Реформы 60-х - 70-х гг. в России по значимости для дальнейшего развития страны можно сравнить с процессами в ведущих государствах мира: отмена рабства и гражданская война в США (1861 - 1865 гг.), революция Мэйдзи в Японии (1867 - 1868 гг.), завершение объединения Италии (1870 г.) и Германии (1871 г.), а также принятие Конституций в Германии и Японии, введение тайного голосования в Великобритании и т.п. В этих странах закрепился переход к индустриальному обществу, опиравшийся на идеологию политического либерализма (конституционализм, политические свободы, разделение властей и т.п.), особенностью же России оставалось сохранение самодержавной формы правления, ведущая роль государства в экономике, нерешенность аграрного вопроса.

Начало 70-х годов в России характеризуется всплеском движения революционного народничества.Желание незамедлительных перемен активизировало революционеров как в их попытках убить царя, так и развернуть широкую агитацию в народе, кульминацией которой стало массовое “хождение в народ” в 1874 году. Последствия русско-турецкой войны, экономические причины (промышленный спад, неурожаи 1879 - 1880 гг.), неудовлетворенность и либерального общества темпами перемен усилили критическую ситуацию в стране. Активизировалось крестьянское движение, происходили волнения студентов. Земско-либеральные деятели ужесточили свои требования и выступали за незамедлительное введение конституции в России, при этом осуждали развязанный революционерами террор.

Обстановка в империи была накаленной, и правительство предприняло меры, расцененные обществом как репрессии. Состоялись многочисленные аресты, последовали политические процессы (крупнейшие из них - “процесс 50-ти”, и “процесс 193-х”). В 1878 г. (после процесса над В. Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и оправданной судом присяжных, несмотря на ее очевидную виновность) политические преступления были переданы из ведения гражданских судов в военные. В этом же году создается аппарат полицейских урядников для борьбы с крестьянским движением, организуется сыскная полиция. В 1879 г. в Петербурге, Харькове, Одессе были учреждены временные генерал-губернаторства, а права Московского, Киевского и Варшавского генерал-губернаторов расширены.

В конце 70-х годов наметился новый этап в политике Александра II, предполагавший серьезные перемены в государственном устройстве России. В начале 1880 г.был создан чрезвычайный орган управления - Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Возглавивший ее граф М.Т. Лорис-Меликов наряду с карательными мерами активизировал диалог с земствами по проблеме реформирования страны, ослабил цензуру. И после ликвидации комиссии в августе 1880 года М.Т. Лорис-Меликов, утратив чрезвычайные полномочия, но получив посты министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов, стремился преодолеть кризис путем проведения политических преобразований.

Потребности модернизации страны, призывы революционных и либеральных кругов заставили вновь обратиться к идее представительных учреждений, обсуждавшейся с начала 60-х годов. М.Т. Лорис-Меликов подготовил проект, получивший название “Конституция Лорис-Меликова”, о привлечении представителей земств и городских дум с совещательным голосом к работе Государственного совета. По его мысли, таким образом полнее использовался бы интеллектуальный потенциал и опыт земских общественных деятелей, а оформление легальной оппозиции, открыто формулирующей политические требования, ослабило бы оппозицию подпольную. Однако, учитывая внутриполитическую ситуацию в стране, Лорис-Меликов предлагал поставить рядом с монархом не полноправный парламент, а совещательный представительный орган. При всей ограниченности это могло стать началом процесса возникновения российского парламентаризма. Однако замыслу не суждено было быть претворенным в жизнь.

Правление Александра III: время контрреформ

Гибель Александра II от рук народовольцев 1 марта 1881 года вновь изменила ход российской истории, тотчас приведя к переменам во внутренней политике. Уже 8 марта на совещании в Совете министровАлександр III (1881 - 1894 гг.) высказался против проекта Лорис-Меликова. 29 апреля был опубликован Манифест с характерным названием “О незыблемости самодержавия”. В России вновь наступило время контрреформ. Александр III, как и ведущие идеологи новой политики (К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков), исходили из убеждения в благотворности для России принципа незыблемости самодержавия, считали любые политические реформы инструментом разрушения многовековой целостной системы и стимулом революционного движения, предпочитали полицейские методы умиротворения страны.

В 1881 г. было утверждено “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия”, по которому в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местная администрация получила возможность арестовывать заподозренных и ссылать без суда на срок до 5 лет, предавать военному суду. Ей было дано право закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств и т.п.

Своего главного противника в этот период власти видели в образованной, реформистски настроенной части общества. Не случайно, что новую эпоху “ознаменовало” восстановление в 1882 г. предварительной цензуры, усиление административного надзора за прессой, закрытие оппозиционных изданий (журналы “Отечественные записки”, “Дело”, газеты “Голос”, “Земство”). Была ликвидирована автономия университетов (1884 г.), ограничен доступ в гимназии и вузы “простолюдинам” (по циркуляру 1887 г. “О кухаркиных детях”), многократно повышена плата за обучение. С 1886 г. был прекращен прием слушательниц на все высшие женские курсы, кроме Бестужевских.

Большое внимание уделялось повышению роли дворянства в обществе и защите его экономических интересов. Было ограничено земское и городское самоуправление, а в сельской местности введен институт земских начальников из дворян, обладавших большой административной и судебной властью. Правительство старалось закрепить и крестьянскую общину как податную единицу, затруднить выход из нее. Однако импульс реформаторской деятельности Александра II был настолько силен, что Александр III отменил зависимое положение временнообязанных крестьян в большинстве губерний, сделал первые попытки законодательного облегчения положения наемных рабочих, активного покровительства предпринимательству и т.п.

Контрреформы являлись попыткой восстановить власть государства над формирующимся гражданским обществом. Впрочем, они не могли полностью ликвидировать достижения 60 - 70-х годов. Однако политика Александра III, затормозив процесс политического реформирования страны, нанесла ей непоправимый ущерб, в немалой степени предопределив развитие событий, потрясших Россию в начале XX века. Поиск путей либерализации страны велся в основном подпольно, правительство не только было не заинтересовано в нем, но и пресекало любые попытки его. В результате все большая часть общества переходила в оппозицию к власти.

Таким образом, вторая половина XIX столетия была временем быстрого промышленного развития России, вступления ее на путь глубокой модернизации в различных сферах общественной жизни.“Эпоха великих реформ” стала началом периода ускоренного экономического развития, активизировала процесс формирования новых классов. Преобразования Александра II создали благоприятные условия для складывания традиции независимого общественного мнения, но не предоставили обществу возможности влиять на государственную политику. Передовая судебная система и эффективное местное самоуправление плохо сочетались с самодержавной властью и неподконтрольными обществу бюрократическими структурами. Сохранение помещичьего землевладения, крестьянской общины предопределили отставание сельского хозяйства. Замедление в 80 - 90-х годах темпов социально-политических изменений в стране относительно экономической эволюции привело к диспропорции в их развитии. Бурный промышленный рост порождал новые социальные проблемы, которые наслаивались на нерешенные старые. И к концу XIX века Россия была страной, радикальные перемены в которой оставались вопросом будущего.