ТЕМА 11. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА


Расходы на содержание силовых структур

 

Расходы на национальную оборону финансируются из федерального бюджета. Это прямые военные расходы, которые проходят через Министерство обороны РФ.

Необходимость осуществления расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безо­пасности государства предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы нацио­нальной безопасности, гарантирующей сохранение России в ка­честве суверенного государства и её территориальной целостно­сти, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.

В этой системе ключевое место занимает национальная обо­рона, поддержание которой должно обеспечиваться на базе со­ответствия военной политики государства, военной доктрины, долгосрочных планов строительства Вооруженных Сил финан­сово-экономическим и материальным возможностям страны.

В настоящее время положение дел в военной области харак­теризуется снижением реальных военных угроз России. Вместе с тем сохраняются региональные вооруженные конфликты и ло­кальные войны, прежде всего вблизи от российских границ, ме­ждународный терроризм, распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, стремление ряда государств и политических сил опираться на военную силу в утверждении своей роли на мировой арене, а также разрешать споры с ис­пользованием средств вооруженной борьбы. Изменяется геопо­литическая ситуация в связи с формированием новых и расши­рением существующих военно-политических союзов.

Однако в последние годы в военной сфере нарастали кри­зисные явления. Реальное состояние экономики России исчер­пало возможности дальнейшего сохранения уровня и организа­ции войск, воинских формирований и военных органов, оста­вавшихся практически в неизменном состоянии со времен быв­шего СССР.

Запаздывание в реформировании армии и других воинских формирований замораживало их громоздкую структуру, которая не отвечала как реальным экономическим возможностям стра­ны, так и изменившейся военно-стратегической ситуации. Это предопределило объективную необходимость в проведении во­енной реформы в Российской Федерации.

Целью военной реформы в России стало создание принци­пиально новой системы взаимодействия военной сферы с эко­номикой, политикой и обществом в целом, обеспечивающей приведение в соответствие процесса военного строительства с реальной социально-экономической и военно-политической об­становкой.

В процессе планирования расходов на национальную оборо­ну учитываются первоочередные мероприятия военной рефор­мы: сокращение численности Вооруженных Сил, совершенствование их структуры, оптимизация структуры расходов путем со­вершенствования оснащения войск военной техникой и воору­жением, переход к комплектованию Вооруженных Сил на кон­трактной основе, создание гарантированной системы материаль­ного и социального обеспечения военнослужащих и лиц, уволь­няемых с военной службы.

Соответствие долгосрочных военных программ строительства Вооруженных Сил и других воинских формирований и органов, в которых в соответствии с законодательством предусмотрена военная служба, и финансово-экономических возможностей страны обеспечивается установлением доли расходов на нацио­нальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства в ВВП.

Установление жесткого уровня расходов на национальную оборону направлено на решение задачи перехода к планирова­нию расходов не на основе заявленных потребностей, а исходя из возможностей бюджета.

Военный бюджет — часть федерального бюджета. Поэтому включение непосредственных военных расходов в единую сис­тему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономному определению по­требностей.

Военный бюджет представляет собой группировку расходов, связан­ных с обеспечением обороны государства, по наиболее существенным признакам, принятую как военным ведомством, так и государствен­ными плановыми и финансовыми органами, а также отвечающую определенным международным требованиям.

Планирование расходов на национальную оборону и правоохра­нительную деятельность является неотъемлемой частью планирова­ния расходов федерального бюджета на предстоящий финансовый год, а также формируемого прогноза социально-экономического раз­вития Российской Федерации и разрабатываемых проектировок ос­новных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспек­тиву в два последующих финансовых года.

Рассмотрение ассигнований, направляемых на национальную оборону и правоохранительную деятельность, проходит в четы­рех чтениях и утверждается Государственной Думой Федераль­ного Собрания Российской Федерации в составе федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Планиро­вание осуществляется в соответствии с бюджетной классифика­цией расходов федерального бюджета.

Отличие системы бюджетного процесса в военной области на современном этапе от существовавшей ранее заключается в дос­тупности для анализа и обсуждения порядка составления, ут­верждения и исполнения военного бюджета.

При формировании и исполнении военного бюджета учиты­ваются следующие обстоятельства, определяющие специфику бюджетного процесса:

• определенная, предусмотренная законодательством Рос­сийской Федерации закрытость сведений, содержащих государственную тайну;

• крайне широкий номенклатурный перечень потребляе­мых и используемых материальных ресурсов, включая высокую степень дифференциации вооружения и воен­ной техники;

• особенности формирования договорных (контрактных) цен на поставляемую продукцию военного назначения;

• специфика установленного в войсках учета производимых расходов материальных ресурсов и денежных средств, ха­рактеризующаяся отсутствием стоимостного учета и уста­новленного для бюджетных организаций бухгалтерского учета и отчетности.

Расходы федерального бюджета на национальную оборону, пра­воохранительную деятельность и обеспечение безопасности госу­дарства по разделам и подразделам функциональной и ведомст­венной классификации, по целевым статьям и видам расходов, по прямым получателям средств из федерального бюджета груп­пируются по следующим направлениям:

Национальная оборона

I. Содержание Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Денежное довольствие военнослужащих, в том числе продоволь­ственное обеспечение, оплата вещевого имущества, транспортные расходы и др.

2. Ремонт и изготовление вооружения и военной техники, а также имущества на предприятиях Министерства обороны Российской Федерации

3. Закупки вооружения, военной техники и имущества

4. Государственные инвестиции

5. НИОКР

6. Участие в миротворческой деятельности

7. Пенсии военнослужащим

8. Мобилизационная подготовка и подготовка резервов, учебно- сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации

9. Военное сотрудничество в рамках СНГ

10. Строительство в интересах национальной обороны

11. Ведомственные расходы в области образования

12. Ведомственные расходы на здравоохранение

13. Расходы на проведение военной реформы, в том числе:

· выплата единовременных денежных пособий военнослужащим

· при увольнении в запас;

· выплата компенсаций за вещевое имущество;

· оплата транспортных услуг;

· обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной

· службы;

· из них:

· обеспечение жильем на территории Российской Федерации лиц,

· уволенных и увольняемых с военной службы на космодроме Байконур;

14. Учебные расходы военно-учебных заведений

15. Российская оборонная спортивно-техническая организация

II. Военная программа Министерства Российской Федерации по атом­ной энергии.

III. Поддержание мобилизационных мощностей. Обеспечение моби­лизационной и вневойсковой подготовки.

IV. Участие в обеспечении коллективной безопасности государств-членов СНГ.

Смета затрат на правопорядок и безопасность включает управленческие расходы (денежное содержание аппарата, эксплуатацию и ремонт зданий, техническое оснащение, информационное обеспечение и др.) и военные расходы (содержание и оснащение внутренних войск, Государственной противопожарной службы, выплаты пособий и пенсий, финансирование учреждений уголовно-исправительной системы, финансирование лесоохранных и лесозаготовительных мероприятий).

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

1. Органы внутренних дел (МВД)

2. Внутренние войска

3. Уголовно-исполнительная система

4. Органы государственной безопасности

5. Органы пограничной службы

6. Органы налоговой полиции (инспекции)

7. Таможенные органы

8. Органы прокуратуры

9. Органы юстиции

10. МЧС

11. ФСБ

Планирование расходов Министерства обороны осуществляется следующим образом. На первом этапе определяются общие объемы расходов всего министерства и расходы по отдельным статьям сметы также всего министерства в целом (общая смета Министерства обороны). На втором этапе в рамках общей сметы Министерства обороны составляются сметы военных округов, а затем сметы отдельных воинских частей. Отличительная особенность расходов на национальную оборону заключается в том, что они планируются централизованно.

Первыми получателями средств из федерального бюджета, образующими первый уровень ведомственной классификации, являются Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, в составе которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Классификация целевых статей расходов образует вто­рой уровень указанной классификации и отражает финанси­рование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по отдельным разделам и подразделам функциональной классификации рас­ходов.

Наиболее крупные целевые статьи расходов подраздела «Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Фе­дерации» раздела «Национальная оборона»:

• Содержание Вооруженных Сил Российской Федерации;

• Разработка, закупка, эксплуатация и ремонт вооружения, военной техники, средств связи и имущества в рамках оборонного заказа;

• Строительство в интересах национальной обороны;

• Содержание военных (специальных) образовательных уч­реждений.

При планировании в отдельный разряд выделяютсязащи­щенные статьи расходов, подлежащие приоритетному финанси­рованию в процессе исполнения бюджета. К ним относятся:

• расходы на выплату денежного довольствия военнослу­жащим и заработной платы рабочим и служащим;

• отчисления в фонды социального и обязательного меди­цинского страхования, Пенсионный фонд РФ и Государ­ственный фонд занятости населения РФ;

• расходы на медицинское обслуживание;

• продовольственное обеспечение.

В основном защищенные расходы включаются в расходы на обеспечение личного состава и денежное содержание аппарата.

Планирование расходов по текущему содержанию структур, имеющих воинские формирования, основано на следующих основ­ных принципах:

1) защищенные статьи расходов определяются методом пря­мого счета исходя из планируемой численности личного состава и отчетных данных за предыдущий год по нормам выплат де­нежного довольствия и заработной платы, продовольственных расходов, компенсаций и других социальных выплат. При этом в расчетах на выплату денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам учитываются действующие должно­стные оклады и оклады по воинским званиям;

2) единовременные вознаграждения по итогам года и другие установленные выплаты — в установленных размерах;

3) расчеты по денежному довольствию определяются по ка­тегориям военнослужащих: офицеры (на уровне майора), лица высшего и старшего начальствующего состава, прапорщики, ли­ца младшего и рядового начальствующего состава, сверхсрочно­служащие, солдаты и матросы (проходящие службу по контракту и призыву), курсанты и слушатели военных учебных заведений;

4) расходы на продовольственное обеспечение в составе рас­ходов на обеспечение личного состава определяются единым методом счета по всем министерствам и ведомствам, в составе которых проходят службу военнослужащие и приравненные к ним лица, на базе установленного размера продовольственного пайка в день.

При распределении бюджетных средств междунезащищен­ными статьями расходов бюджета особое внимание уделяется оп­ределению расходов, связанных с оснащением войск и воинских формирований. При этом учитывается: необходимость увеличе­ния размеров средств, направляемых на закупки вооружения, военной техники и средств связи, с соответствующим сокраще­нием общих расходов на выплату денежного довольствия и зара­ботной платы за счет организационно-штатных и технических мероприятий по изменению существующей структуры, боевого состава и численности личного состава войск и воинских фор­мирований.

Исходными данными для финансового планирования явля­ются планы боевой подготовки и оперативной деятельности, ка­питального строительства, материально-технического, хозяйст­венного и бытового обеспечения, штатная структура и числен­ность личного состава, нормы материального (вещевого, продо­вольственного) и денежного довольствия военнослужащих, цены на предметы военных поставок и дополнительные указания Президента РФ, Правительства РФ, а также Министерства фи­нансов РФ.

В Вооруженных Силах Российской Федерации остро назрела необходимость проведениявоенной реформы. Цель военной реформы на первом этапе ее осуществления — приведение всей военной организации страны в соответствие с экономическими возможностями страны, потенциальными угро­зами и вызовами ее безопасности. Эта задача решаема прежде всего за счет корректировки и разграничения задач различных военных организаций, устранения диспропорций, унификации, а где это целесообразно, и создания единых систем и служб управления и обеспечения войсками.

В составе расходов прямых получателей бюджетных средств выделяются отдельной строкой расходы на социальное обеспечение военнослужащих, в которых предусмотрены выпла­ты выходного пособия при увольнении в соответствии с уста­новленными размерами исходя из выслуги лет, выплаты ком­пенсаций и расходы на приобретение жилья.

Финансирование силовых министерств и ведомств осуществля­ется не только по таким разделам федерального бюджета, как «Национальная оборона» и «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства», но и по разделу «Социальная политика» и по отдельным федеральным целевым программам. Немалую роль в финансовом обеспечении указанных структур играют и доходы, полученные ими от внебюджетной дея­тельности, особенно от деятельности хозрасчетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Планируемые мероприятия по сокращению численного и боевого состава Вооруженных Сил Российской Федерации, без­условно, уменьшат потребность в денежных средствах на содер­жание армии и флота. Однако такое уменьшение будет реаль­ным лишь в ближайшей перспективе. Это обусловлено следую­щими объективными причинами:

1) намеченное сокращение численного состава, с одной сто­роны, позволит снизить затраты на содержание личного состава, с другой стороны, возрастут расходы, связанные с обеспечением военнослужащих при увольнении — единовременные выплаты, оплата проезда увольняемых из Вооруженных Сил к избранному месту жительства, строительство жилья для этой категории военно­служащих, выплата пенсии большему числу пенсионеров и др.;

2) сокращение закупок вооружений и военной техники, лик­видация отдельных их видов вызовут рост объемов затрат на ре­монт и эксплуатацию имеющихся в целях поддержания боего­товности войск и сил флота, создание и развитие соответствую­щей технологической и производственной базы.

Проекты смет расходов соответствующих ведомств на плани­руемый год, с приложением необходимых расчетов и обоснова­ний, к установленному сроку направляются в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации, где они рассматриваются с точки зре­ния законности, правильности и соответствия установленным нормам, а также соответствия экономическим и финансовым возможностям государства.

Министерство экономики согласует его с возможностями и планами материального производства и формируемым им госу­дарственным оборонным заказом по всей номенклатуре вооруже­ния, военной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества.

Министерство финансов исходит из планируемых им дохо­дов и расходов бюджета, определяя суммы ассигнований Мини­стерству обороны по позициям его сметы. Причем эти два ми­нистерства работают параллельно и координируют свои реше­ния. В отдельных случаях на этапе проработки проекта военного бюджета между Министерством обороны. Министерством фи­нансов и Министерством экономики возникают определенные разногласия по некоторым показателям, включаемым в военный бюджет. Такие проблемы разрешаются Правительством Россий­ской Федерации.

Проект бюджета, согласованный со всеми заинтересованны­ми сторонами, представляется в составе проекта федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в законодательном по­рядке в Федеральное Собрание Российской Федерации. В ана­логичном порядке формируются и составляются сметы расходов на правоохранительную деятельность.

Контроль за правильным расходованием средств осуществля­ют специальные финансовые службы, которые имеются в воин­ских частях и соединениях, учебных заведениях, военных окру­гах и т. д. Помимо них проверку проводят Счетная палата РФ и Главное контрольное управление Президента РФ.

В целях совершенствования управления средствами феде­рального бюджета, укрепления контроля за их использованием и финансовой дисциплины Правительство РФ постановило осу­ществить переход к финансированию федеральных органов ис­полнительной власти, включая и все силовые организации, че­рез органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ. В аналогичном порядке формируются и исполняются сметы расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.