Ревизия операций по изменению стоимости основных средств
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения - работ капитального характера, проведение которых улучшает (повышает) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств. Поэтому ревизор должен проверить не только формально (на основании названий документов, а также применяемых в учете и документации терминов), но и содержательно работы, проводимые в целях восстановления основных средств.
Нужно исходить из того, что в общем случае в процессе ремонта должны быть восстановлены ранее утраченные свойства объекта, изношенные детали и узлы оборудования и транспортных средств заменены новыми, более современными (например, более экономичными и долговечными). При этом полностью восстанавливается способность оборудования и транспортных средств работать, но не происходит качественное изменение характеристик отремонтированного объекта. Например, в автотранспортном средстве меняется аккумулятор, в компьютере сломанный дисковод заменяется аналогичным. Если же после работ по восстановлению у объекта основных средств качественно меняются основные характеристики, и он приобретает новые, ранее отсутствовавшие свойства, то это говорит о модернизации. Например, на грузовом автомобиле монтируется специальное буровое оборудование, у компьютера при замене жесткого диска и оперативной памяти увеличивается быстродействие, появляется возможность использования более сложного программного обеспечения.
Наибольшую сложность представляет собой разделение расходов на затраты текущего характера, включаемые в себестоимость, и расходы капитального характера, увеличивающие стоимость основных средств при проведении капитального ремонта и модернизации одновременно на одном и том же объекте. Эта проблема вызвана сложностью отнесения долгосрочных и дорогостоящих работ либо к капитальному ремонту, либо к модернизации и реконструкции, вследствие ревизор должен проверить наличие раздельного учета фактических затрат на проведение ремонта и реконструкции, их соответствия проектно-сметной документации.
При реконструкции осуществляются затраты (могут быть предусмотрены в документации), не приводящие к увеличению стоимости основных средств. Поэтому ревизор должен выявить эти затраты к которым, например, относятся:
• затраты на подготовку эксплуатационных кадров;
• расходы перспективного характера - геологоразведочные, изыскательские и т.д.;
• расходы по возмещению стоимости строений, сносимых при достройке, их демонтажу, переносу и пр.;
• расходы, связанные с уплатой процентов, штрафов, пени и неустоек за нарушения в финансово-хозяйственной деятельности;
•затраты на консервацию достройки (строительства).
Кроме того, ревизор обязан выявить затраты, не предусмотренные сметно-технической документацией.
Поскольку расходы на восстановление основных средств значительны, требования к оформлению первичных учетных документов достаточно строги. Независимо от того, каким способом — подрядным или хозяйственным — выполняется модернизация или реконструкция, следует проверить документацию, в которой определены объемы проводимых работ, сроки и стоимость ремонта и которая служит подтверждением разграничения текущих и капитальных затрат.
Ревизор выясняет, обследованы ли объекты основных средств представителями технической (ремонтной) службы организации (комиссией, назначаемой распоряжением руководителя). Специально созданная комиссия организации должна оформить материалы предварительного обследования и дать в них предложения относительно характера планируемых восстановительных работ с перечнем выявленных дефектов основных конструктивных элементов или оборудования (форма № ОС-16). На основании этих документов, утвержденных Руководителем организации, составляются сметно-техническая документация (расцененная опись работ) и график проведения работ.
Ревизор проверяет, подтверждается ли расход материалов дан-1Ми требований на отпуск, расходных накладных, лимитно-заборных карт (при подрядном способе ведения работ — данными приемо-сдаточных актов и накладных), оформлены ли окончание и приемка в эксплуатацию реконструированных или модернизированных объектов актом по форме
№ ОС-3.
В соответствии с п. 70 Методических указаний по ремонту основных средств ремонт рекомендуется проводить по самостоятельно разрабатываемому организацией плану с учетом характеристик числящихся на балансе основных средств, условий эксплуатации, необходимости ремонта. Утверждаемый руководителем план ремонта в составе системы планово-предупредительного ремонта имеет важное значение при разграничении расходов по капитальному ремонту и затрат на реконструкцию и модернизацию, осуществляемых в порядке, установленном для учета капитальных вложений. Ревизор проверяет наличие и содержание такого плана.
По окончании проверки ревизор выясняет, внесены ли по результатам реконструкции и модернизации изменения в учетные формы и карточку формы № ОС-6.