Построение новых форм документов
Проектирование унифицированной системы документации
При проектировании унифицированной системы документации необходимо решить следующие проблемы:
· отобрать документы, которые будут использованы в ИС без изменений;
· выявить те документы, которые надо унифицировать.
В процессе проектирования унифицированной системы документации выделяют три этапа:
· построение новых форм документов;
· унификация всей системы документации;
· разработка инструкций и методических материалов, регламентирующих работу пользователей с системой документации.
Содержание первой работы этого этапа, а именно «Определение состава результатных показателей» зависит от того, какие формы документов проектируются.
Выделяются первичные и результативные документы. Их состав выявляется после разработки постановок всех задач.
При этом в первую очередь проектируются формы результатных документов, а затем первичных.
При выполнении второй работы «Определение состава первичных показателей» выявляется полный состав первичных, т.е. исходных показателей, на базе которых рассчитываются результативные показатели. Результативные показатели отражаются в формах результативных документов.
При выполнении третьей работы «Разбиение показателей по формам документов» определяется содержание форм результатных и форм первичных документов. Разбиение показателей по формам осуществляется по семантической близости показателей и по их алгоритмической увязке при расчете результатных показателей.
Например, обоснованным считается включение в один результативный документ «Ведомость отпуска товаров со склада за месяц» следующих групп показателей:
- количество отпущенных товаров со склада по накладной;
- цена товара;
- стоимость отпущенных товаров по накладной;
- итого стоимость отпущенных товаров по номенклатуре за месяц;
- итого стоимость отпущенных товаров по каждому складу;
- итого по всем складам.
При проектировании форм первичных документов основным критерием является семантическая близость показателей. При этом под близостью показателей понимается наличие общих типов и значений реквизитного состава этих показателей.
Четвертая работа называется «Выбор типа носителя» для документа.
Для первичных документов носителем является бумага формата А4 или А5.
В качестве критерия выбора носителя можно использовать показатели надежности хранения информации, достоверности информации и качества воспроизведения материала.
Например, если решается задача прогнозирования с использованием методов корреляционного или регрессионного анализа, то основным носителем будет экран монитора, на который будут выведены графики, и бумажный носитель. При решении задач оперативного управления основным носителем информации будет являться экран монитора.
Пятая работа называется «Определение способа нанесения информации в документы». Выбор способа нанесения информации зависит от того, как считывается информация с первичного документа:
- визуальным способом;
- автоматически.
Если применяется автоматический способ считывания, то необходимо выбрать устройство считывания и типы штифтов для нанесения информации в документ. В настоящее время существуют следующие виды шрифтов:
· кодированные, в которых изображение реквизита отделено от его кода, например, штрих-коды;
· стилизованные, в которых изображение символов содержит код;
· нормализованные, например шрифты, применяемые на почтовых конвертах;
Содержание шестой работы, а именно «Проектирование форм документов» зависит от типа проектируемого документа. Подробнее мы рассмотрим особенности этой работы далее.